г. Чита |
Дело N А19-1587/09 |
"02" июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Рылова Д.Н., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аюшиновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 апреля 2009 г. по делу N А19-1587/09, по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Киренское авиационное предприятие" к Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области о признании незаконными действий налогового органа (суд первой инстанции О.Л. Зволейко),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Киренское авиационное предприятие" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области о признании действий инспекции по выставлению на счет учреждения инкассового поручения N 772 незаконными и обязании налогового органа возвратить излишне взысканные денежные средства в сумме 13 008,71 руб. и начисленные проценты.
Решением от 01 апреля 2009 года суд удовлетворил заявленные требования, в обоснование указав, что действия налогового органа по выставлению на счет предприятия инкассового поручения N 772 на основании решения N 348 и списанию задолженности в сумме 13 008, 71 руб., возникшей в 4 квартале 2007 года, то есть после открытия конкурсного производства, противоречат Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)".
Не согласившись с указанным решением, Межрайонная ИФНС России N 13 по Иркутской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Считают, что нахождение организации-налогоплательщика в процедурах банкротства не отменяет обязанности по уплате налогов, сборов, а также пени и штрафов в бюджет. НК РФ не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам. Федеральным законом от 30.12.2008г. N 296-ФЗ из ст.142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" исключены положения о том, что требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения реестровых требований кредиторов имущества. ФГУП "Киренское авиационное предприятие" не подавало письменное заявление в налоговый орган о возврате суммы излишне взысканного налога, т.е. налогоплательщиком не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора о возврате излишне взысканного налога.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 20.05.2009г.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 20.05.2009г. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19.09.07г. по делу N А19-32310/04-29 ФГУП "Киренское авиационное предприятие", признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство.
В адрес ФГУП "Киренское авиационное предприятие" было выставлено требование инспекции N 3098 об уплате по состоянию на 29.04.2008г. налога на прибыль за 4 квартал 2007 года в сумме 11 922 994 руб., в том числе налог, зачисляемый в Федеральный бюджет в размере 3229144 руб., в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 8 693 850 руб.
В связи с неисполнением вышеуказанного требования в установленный срок 09.05.2008г. налоговым органом вынесено решение N 348 от 28.05.2008г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя банках в размере 11 922 994 рубля.
На основании решения от 28.05.2008г. N 348 налоговый орган выставил инкассовое поручение от 28.05.2008г. N 773 на списание со счета ФГУП "Киренское авиационное предприятие" денежных средств в сумме 8 693 850 руб. и инкассовое поручение от 28.05.2008г. N 772 на списание денежных средств в сумме 3 229 144 руб.
18 декабря 2008 г. по инкассовому поручению N 772 от 28.05.2008г. со счета предприятия были списаны денежные средства в сумме 13 008, 71 рублей.
Не согласившись с действиями инспекции по выставлению на счет учреждения инкассового поручения N 772, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и обязании налогового органа возвратить излишне взысканные денежные средства в сумме 13 008,71 руб. и начисленные проценты.
Статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что задолженность по уплате налога на прибыль в оспариваемой сумме является текущей, поскольку возникла у предприятия после признания его банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства.
Согласно пункту 1 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди, однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 настоящего Федерального закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Таким образом, вопрос о взыскании с общества налогов должен решаться не налоговым органом в бесспорном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
Указанная правовая позиция согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2005 N 2573/05 и Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", в пункте 13 которого указано, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования налоговых органов по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Исходя из содержания данной нормы, следует, что требования налоговых органов об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ, то есть с учетом специального указания об очередности удовлетворения требований кредиторов, изложенного в пункте 4 статьи 142 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что действия инспекции по выставлению на счет предприятия инкассового поручения N 772 противоречит указанным положениям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и нарушают права и законные интересы заявителя, что является основанием для признания их незаконными.
Кроме того, налоговым органом не было учтено, что решение N 348 от 28.05.2008г., на основании которого было выставлено названное инкассовое поручение, было признано решением Арбитражного суда Иркутской области от 04.09.2008г. незаконным.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.01.2009г. N А19-9907/08-56-Ф02-42/2009 решение Арбитражного суда Иркутской области от 04.09.2008г., постановление от 14.11.2008г. Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-9907/08-56 оставлены без изменения.
Более того, определением Арбитражного суда Иркутской области от 06.10.2008г. по делу N А19-32310/04-29-63 требования Федеральной налоговой службы России в размере 13 501 073 руб. в том числе по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 3098 от 29.04.2008г. включены в третью очередь реестра требований кредиторов предприятия, как требования, подлежащие удовлетворению после требований кредиторов третей очереди.
Довод инспекции о том, что Федеральным законом от 30.12.2008г. N 296-ФЗ из ст.142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" исключены положения о том, что требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения реестровых требований кредиторов имущества, правомерно не приняты судом во внимание, т.к. изменения в п.4 ст.142 Закона о банкротстве вступили в силу 31.12.2008г., т.е. после списания ответчиком спорных сумм со счета налогоплательщика.
Доводы налогового органа о том, что ФГУП "Киренское авиационное предприятие" не подавало письменное заявление в налоговый орган о возврате суммы излишне взысканного налога, т.е. налогоплательщиком не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора о возврате излишне взысканного налога, подлежат отклонению.
Требование заявителя об обязании налогового органа возвратить излишне взысканные денежные средства в сумме 13 008,71 руб. и начисленные проценты является не самостоятельным требованием, а указанием на способ защиты нарушенных прав и законных интересов заявителя, который, по его мнению, лучшим образом восстановит эти права и должен быть применен судом в случае признания незаконными обжалуемых действий инспекции.
Поскольку факт излишнего взыскания налога установлен в судебном порядке, суд первой инстанции, правомерно, руководствуясь положениями пункта 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявление предприятия и в части уплаты ему процентов, начисленных на излишне взысканную сумму налога, что соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.05.2007 N 14230/06 и Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2008 N А33-5276/08-Ф02-5970/08.
В этой части никаких доводов в апелляционной жалобе не приводилось.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01.04.2009г., принятое по делу N А19-1587/09, оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N13 по Иркутской области без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1587/09
Заявитель: ФГУП "Киренское авиационное предприятие"
Ответчик: МИФНС России N 13 по Иркутской обл
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1565/09