г. Чита |
Дело N А10-3011/2008 |
1 июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 июня 2009 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Никифорюк Е.О., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Улан-Удэнский авиаремонтный завод" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 марта 2009 года по делу N А10-3011/2008 по заявлению Открытого акционерного общества "Улан-Удэнский авиаремонтный завод" к Бурятской таможне о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении N 10602000-107/2008 от 17 сентября 2008 года о назначении административного наказания
(суд первой инстанции: Мархаева Г.Д.-С.)
при участии в судебном заседании представителей:
от Общества: Кожевин Д.А., коммерческий директор, доверенность от 1 июля 2008 года;
от Бурятской таможни: Жанчипов Е.Б., инспектор отдела административных расследований, доверенность от 16 февраля 2009 года N 22-07/1377; Дианова Ю.В., главный государственный таможенный инспектор правового отдела, доверенность от 3 февраля 2009 года N 05-13/858
и установил:
Открытое акционерное общество "Улан-Удэнский авиаремонтный завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Бурятской таможни (далее - таможня) N 10602000-107/2008 от 17 сентября 2008 года по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 октября 2008 года заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 16.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 697 000 рублей и по статье 16.15 КоАП РФ за непредставление отчетности в период с 25 июля по 25 октября 2007 года в виде штрафа в размере 25 000 рублей; изменена санкция за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ: штраф снижен до 348 500 рублей; за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, выразившегося в представлении отчетности, содержащей недостоверные сведения, штраф снижен до 20 000 рублей.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2008 года (с учетом определения об исправлении опечатки) решение Арбитражного суда Республики Бурятия оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 февраля 2009 года названные судебные акты отменены в части отказа в удовлетворении требования Общества о признании незаконным и отмене упомянутого постановления таможни в части привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 марта 2009 года требования Общества удовлетворены частично: постановление таможни от 17 сентября 2008 года по делу об административном правонарушении N 10602000-107/2008 признано незаконным и отменено в части меры ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, судом первой инстанции размер штрафа определен в 348 500 рублей вместо 697 000 рублей. В остальной части требования Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что судом при новом рассмотрении дела не в полной мере учтены указания суда кассационной инстанции о том, что административная ответственность за недекларирование отходов, образовавшихся в результате переработки товаров на таможенной территории Российской Федерации, возможна в случае, если в отношении таких отходов предусмотрена уплата таможенных пошлин, налогов, вследствие чего они подлежат декларированию, в связи с чем исследованию подлежат такие обстоятельства, как направление таможней требования об уплате таможенных платежей и уплата таких платежей переработчиком (Обществом). Поскольку фактически таможенные платежи в отношении спорного отхода Обществом не уплачивались и соответствующее требование таможней не направлялось, то, полагает заявитель апелляционной жалобы, оснований для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ не имеется. Кроме того, Общество считает, что в силу положений статьи 186 Таможенного кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае главный редуктор не подлежал декларированию, что также исключает привлечение к ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Заявитель апелляционной жалобы также полагает, что размер штрафа неверно определен таможней и судом первой инстанции, поскольку штраф необходимо было исчислять исходя не из рыночной стоимости главного редуктора, указанной экспертом, а исходя из стоимости нерабочего редуктора (отхода), заявленной в транзитной декларации (ТД3) N 32054633, и в любом случае без учета налога на добавленную стоимость.
В отзыве на апелляционную жалобу таможня выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Общества от 16 июля 2007 года N 403 (т. 1, л.д. 173) Бурятской таможней выдано разрешение на переработку товаров на таможенной территории N 10602000/20077/52/3 (т. 1, л.д. 174-177).
Предназначенный для переработки (а именно выполнения работ по ремонту агрегатов и узлов, включая разборку, очистку и промывку, дефектацию, ремонт и восстановление, сборку и регулировку, проведение испытательных работ) товар - транспортный вертолет Ми-8Т гражданского назначения, заводской номер 99257324, бортовой номер В7830, - поступил из Китая и оформлен в таможенном режиме переработки на таможенной территории по грузовой таможенной декларации N 10602040/240707/0004482.
После выполнения ремонта вертолета для завершения таможенного режима переработки на таможенной территории и необходимости таможенного оформления вывоза с таможенной территории Российской Федерации указанного вертолета Общество подало в Улан-Удэнский таможенный пост Бурятской таможни грузовую таможенную декларацию N 10602040/111007/0006230, выпуск которой осуществлен 12 октября 2007 года.
Письмами от 15 октября 2007 года N 595 и от 15 февраля 2008 года N 75 Обществом представлены формуляры выверки продуктов переработки, отходов и остатков в соответствии с разрешением на переработку N 10602000/20077/52/3, в которых указано, что в процессе проведения ремонта вертолета образовались отходы переработки - отходы и лом черных металлов в количестве 62 кг, тряпье использованное, бывшее в употреблении в количестве 7 кг, отходы резинотехнических изделий в количестве 120 кг, которые оформлены по ГТД N 10602040/111007/0006223 и вывезены с таможенной территории Российской Федерации; производственных потерь и остатков переработки не образовалось; эквивалентная компенсация не заявлялась.
Бурятской таможней в период с 14 марта по 10 июня 2008 года проведена специальная таможенная ревизия по вопросу соблюдения Обществом требований таможенного режима переработки на таможенной территории по разрешению N 10602000/20077/52/3, в результате которой установлено его нарушение, выразившееся в передаче без разрешения таможенного органа главного редуктора ВР-8А N 82121006 во владение, пользование и распоряжение ОАО "Уральский завод гражданской авиации" (г. Екатеринбург), и получение взамен главного редуктора ВР-8А N 89211175, недекларирование товара, подлежащего декларированию, и представление отчетности, содержащей недостоверные сведения (акт специальной таможенной ревизии от 10 июня 2008 года N 10602000/100608/00009/00, т. 1, л.д. 75-86).
О факте совершения административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 16.2, статьей 16.15 и частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении N 10602000-107/2008 от 11 сентября 2008 года (т. 1, л.д. 32-50).
Постановлением таможни от 17 сентября 2008 года N 10602000-107/2008 (т. 1, л.д. 9-31, т. 4, л.д. 50-72) Общество привлечено к административной ответственности, в том числе, за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, выразившегося в недекларировании товара, подлежащего декларированию, - главного редуктора ВР-8А N 82121006, являющегося отходом, образовавшимся в результате переработки товара - вертолета Ми-8Т, в отношении которого подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, в виде штрафа в размере однократной стоимости товара в сумме 697 000 рублей.
Вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, является правильным.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, является недекларирование товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2005 года N 127/05 указано, что исходя из содержания и смысла названной правовой нормы под недекларированием следует понимать невыполнение лицом обязанностей, предусмотренных статьями 123, 124, 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, выражающееся в уклонении от подачи таможенной декларации в установленном законом порядке, сопряженном с сокрытием факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации либо непредъявлением их для таможенного оформления. При этом предметом правонарушения могут быть признаны лишь те товары и транспортные средства, в отношении которых законом установлена обязанность по их декларированию.
В соответствии со статьей 123 Таможенного кодекса Российской Федерации товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, согласно статье 183 Таможенного кодекса Российской Федерации в отношении отходов, образовавшихся в результате переработки товаров на таможенной территории, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, как если бы указанные отходы были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в этом состоянии, за исключением случаев, когда указанные отходы вывезены с таможенной территории Российской Федерации или переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Российской Федерации, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. При этом отходы, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, подлежат декларированию. Для целей обложения таможенными пошлинами, налогами отходы рассматриваются как товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.
Таким образом, как указано в постановлении суда кассационной инстанции по настоящему делу, толкование названных норм Таможенного кодекса Российской Федерации и КоАП РФ в их системной связи позволяет сделать вывод о том, что административная ответственность за недекларирование отходов, образовавшихся в результате переработки товаров на таможенной территории Российской Федерации, возможна в случае, если в отношении таких отходов предусмотрена уплата таможенных пошлин, налогов, вследствие чего они подлежат декларированию.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что спорный редуктор является отходом, не был вывезен с таможенной территории Российской Федерации, не был переработан в непригодное для дальнейшего использования состояние, а, напротив, был передан третьим лицам для использования в коммерческих целях.
Последнее из названных обстоятельств подтверждается договором Общества с ООО "Хайлстайл" от 12 июля 2006 года N 186 на поставку авиационной техники после капитального ремонта (т. 1, л.д. 112-113), дополнительным соглашением к этому договору (т. 1, л.д. 114), актом приемки в ремонт от 17 сентября 2007 года (т. 1, л.д. 161), письмами ОАО "Уральский завод гражданской авиации" от 27 мая 2008 года УР N 1153/3 (т. 1, л.д. 158) и от 18 июля 2008 года N УР 1932/3 (т. 2, л.д. 85).
Таким образом, спорный редуктор на основании статей 123 и 183 Таможенного кодекса Российской Федерации подлежал декларированию и обложению соответствующими таможенными платежами.
При этом доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у него обязанности по декларированию спорного редуктора (со ссылкой на положения статьи 186 Таможенного кодекса Российской Федерации) несостоятельны, поскольку, как указал суд кассационной инстанции, в рассматриваемом случае замена главного редуктора ВР-8А N 82121006 на аналогичный товар не может быть квалифицирована как эквивалентная компенсация ввиду отсутствия разрешения таможенного органа на такую замену, следовательно, нормы упомянутой статьи не подлежат применению при разрешении настоящего спора.
Судом апелляционной инстанции отклоняется и довод Общества о том, что при отсутствии в материалах дела требования таможни об уплате таможенных платежей и доказательств уплаты таких платежей Обществом оно не может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В пункте 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 1049-О-О указано, что по смыслу данной статьи, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый, а именно публично-правовой (а не частноправовой) характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти. Налоги, обеспечивая финансовую основу деятельности государства, являются необходимым условием его существования. Соответственно, налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой и предполагают субординацию сторон, одной из которых (налоговому органу, действующему от имени государства) принадлежит властное полномочие, а другой (налогоплательщику) - обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну; соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы, - иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом.
Данная правовая позиция применима и к таможенным платежам.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 319 Таможенного кодекса Российской Федерации при ввозе товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента пересечения таможенной границы.
Как уже отмечалось, согласно пункту 2 статьи 183 Таможенного кодекса Российской Федерации для целей обложения таможенными пошлинами, налогами отходы рассматриваются как товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.
Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант (пункт 1 статьи 320 Таможенного кодекса Российской Федерации). При этом на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации уплата таможенных платежей является одной из основных обязанностей декларанта.
На основании пункта 2 статьи 318 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по уплате таможенных платежей в отношении отходов установлена в силу закона и не поставлена в зависимость от факта направления таможенными органами требований об уплате таких платежей и, тем более, от желания декларанта или иного лица, ответственного за уплату таможенных платежей. В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 350 Таможенного кодекса Российской Федерации требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты.
Кроме того, в статье 332 Таможенного кодекса Российской приведен исчерпывающий перечень обстоятельств, с которыми связывается исполнение обязанности по уплате таможенных платежей, и таких обстоятельств, как ненаправление требования об уплате платежей либо их неуплата декларантом в добровольном порядке, в этой норме не упоминается.
Размер административного штрафа также определен судом первой инстанции верно.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
При этом размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости (часть 3 статьи 3.5 КоАП РФ).
Санкция части 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц штраф в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой.
В материалах дела имеется Заключение эксперта N 017-107 от 15 сентября 2008 года (т. 4, л.д. 8-26), из которого следует, что рыночная стоимость главного редуктора по состоянию на момент совершения административного правонарушения составляет (с учетом налога на добавленную стоимость) 697 369 рублей.
На основании части 2 статьи 26.2 и статьи 26.4 КоАП РФ указанное заключение эксперта является доказательством по делу об административном правонарушении.
При этом из вводной части данного заключения следует, что эксперту Пиховкину А.А. были разъяснены права и обязанности эксперта, предусмотренные статьей 25.9 КоАП РФ, он был также предупрежден об административной ответственности по статье 17.9 КоАП РФ. Следовательно, заключение эксперта получено без каких-либо нарушений действующего законодательства и обоснованно принято судом первой инстанции в качестве допустимого доказательства по вопросу о стоимости спорного редуктора в целях определения размера административного штрафа.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2005 года N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" несостоятельны, поскольку в рассматриваемом случае экспертиза была назначена и проведена в порядке, предусмотренном КоАП РФ. Оценки спорного редуктора на основании Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в данном случае не проводилось.
Довод Общества о том, что из определенной экспертом стоимости редуктора необходимо исключить налог на добавленную стоимость, судом апелляционной инстанции рассмотрен, но не может быть признан обоснованным в силу следующего.
Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом и в силу прямого предписания, содержащегося в статье 168 Налогового кодекса Российской Федерации, включается в цену (стоимость) товара.
Кроме того, согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденных приказом Минэкономики России от 06.12.95 N СИ-484/7-982, в свободные отпускные цены включаются налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, поскольку иное в статье 3.5 КоАП РФ не указано, при определении стоимости предмета административного правонарушения (товара) в целях исчисления административного штрафа необходимо учитывать и налоги, включаемые в цену такого товара.
Доводам Общества о том, что при определении размера административного штрафа необходимо было учитывать не стоимость главного редуктора, а стоимость отхода по аналогии с ранее заявленной Обществом в транзитной декларации (ТД3) N 32054633, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции в этой части соответствуют действующему законодательству и обстоятельствам настоящего дела (в том числе тому, что в соответствии с названными выше доказательствами спорный редуктор был передан третьим лицам для коммерческого использования, то есть не как отход) и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не опровергаются.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 марта 2009 года по делу N А10-3011/2008, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 марта 2009 года по делу N А10-3011/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3011/08
Заявитель: ОАО "Улан-Удэнский Авиаремонтный завод"
Ответчик: Бурятская таможня Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы России