г. Чита |
Дело N А10-1331/2009 |
"29" июля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления вынесена 22 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Ячменева Г.Г., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубук М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бурятской таможни на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 мая 2009 года по делу N А10-1331/2009 по заявлению Закрытого акционерного общества "Мясоперерабатывающий комбинат "Ангарский" к Бурятской таможне о признании незаконными уведомления и требования Улан-Удэнского таможенного поста N 10602040 от 11 января 2009 года по таможенной декларации N 10602040/261208/П008401 и решения Бурятской таможни от 27 февраля 2009 года N 05-53/001,
(суд первой инстанции: Мархаева Г.Д.-С.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Рагулина О.В., представителя по доверенности от 07.07.2009 года,
от таможни - Кадушкина М.А., представителя по доверенности от 11.01.2009 года,
установил:
Заявитель - Закрытое акционерное общество "Мясоперерабатывающий комбинат "Ангарский" (далее - ЗАО "МПК Ангарский", Общество) - обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с требованием о признании незаконными уведомления и требования Улан-Удэнского таможенного поста N 10602040 от 11 января 2009 года по таможенной декларации N 10602040/261208/П008401 и решения Бурятской таможни от 27 февраля 2009 года N 05-53/001.
Решением от 22 мая 2009 года Арбитражный суд Республики Бурятия заявленные требования удовлетворил, признав незаконным и не соответствующим Таможенному кодексу Российской Федерации решение Улан-Удэнского таможенного поста Бурятской таможни, выразившееся в уведомлении и требовании от 11 января 2009 года о внесении изменений в графу 47 ГТД N 10602040/261208/П008401 и внесении дополнительных таможенных платежей 918 396,91 рублей, НДС- 91 839,69 рублей; признав незаконным решение Бурятской таможни N 05-53/001 от 27 февраля 2009 года в части признания решения Улан-Удэнского таможенного поста правомерным, выразившееся в выставлении требования и уведомления от 11 января 2009 об уплате дополнительно начисленных таможенных платежей на общую сумму 1 010 236,60 рублей как не соответствующее Таможенному кодексу Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс РФ).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что обществом выполнены все условия, необходимые для выпуска товара, установленные статьей 149 Таможенного кодекса РФ, указав, что истечение срока действия лицензии на момент выпуска товара не может служить основанием для выставления обществу требования и уведомления о доплате таможенных платежей и изменения сведений в графе 47 грузовой таможенной декларации. Довод таможенного органа о том, что применение более низкой ставки таможенной пошлины возможно только при наличии действующей на день выпуска товаров лицензии, суд признал несостоятельным. Суд первой инстанции посчитал, что действие лицензии на импорт мяса включает в себя ввоз товаров на таможенную территорию РФ, а не последующие действия таможенного органа по выпуску ввезенного товара.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, таможенный орган обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ее заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что применение более низкой ставки таможенной пошлины при импорте на таможенную территорию мяса и мясопродуктов в пределах полученной квоты возможно только при наличии лицензии, которая должна действовать на день выпуска товаров в соответствии с таможенным режимом.
Судом первой инстанции неверно сделан вывод относительно понятия ввоза товаров на таможенную территорию. Свои обязанности по предоставлению товаросопроводительных документов Общество исполнило в январе 2009 года, документы в подтверждение оплаты таможенных платежей представило в марте 2009 года, в связи с чем с чем действия таможни являются законными.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество ссылается на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель таможенного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества апелляционную жалобу оспорил по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24 апреля 2007 года между ОАО "Байкалит" (комиссионер) и ЗАО "МПК "Ангарский" (комитент) заключен договор комиссии, по условиям которого комиссионер оказывает комитенту посреднические услуги по поставке свинины и говядины.
24 февраля 1998 года между ОАО "Байкалит" (покупатель) и фирмой "Зиллер Эстэблишмент" (продавец) заключен внешнеторговый контракт N 438/05829708/017-13 на поставку мяса.
13 апреля 1998 года, 10 января 2000 года,11 января 2001 года, 04 декабря 2003 года, 17 февраля 2005 года, 17 января 2006 года, 17 января 2007 года, 28 января 2008 года, 14 января 2009 года в указанный контракт вносились изменения.
В соответствии с приложениями N 167 и 168 от 10 сентября 2008 года к контракту продавец в октябре-ноябре 2008 года производит отгрузку в адрес покупателя на условиях CFR Владивосток замороженного свиного окорока и замороженного свиного тримминга.
29 и 30 июля 2008 года Обществу в лице комиссионера ОАО "Байкалит" по контракту N 438/05829708/017-13 Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации выданы разовые лицензии N ЛР 2480803800055, N ЛР2530803800054 сроком до 31 декабря 2008 года на импорт (раздел 3 лицензии), в счет квоты на ввоз из США, товара "Тримминг в объеме и порядке, указанных в дополнительном примечании 2 Российской Федерации к группе 02, домашних свиней", соответствующего коду ТН ВЭД 0203295502 и товара "прочие части домашних свиней, обваленные, мороженные, в объеме и порядке, указанных в дополнительном примечании 2 к группе 02", соответствующего коду ТН ВЭД 0203295501, в количестве: по лицензии N ЛР 2480803800055- 84 399 кг, по лицензии N ЛР 2530803800054 - 8403 кг. (л.д.114,118)
22 декабря 2008 года вышеназванные лицензии аннулированы и Обществу в лице комиссионера ОАО "Байкалит" выданы новые лицензии N ЛР2480803800104, N ЛР2530803800103 на импорт указанного товара в тех же объемах (л.д.13-14).
Во исполнение условий данного контракта 23 ноября 2008 года на таможенную территорию Российской Федерации Общество в лице комиссионера ОАО "Байкалит" ввезло тримминг свиной и окорок свиной бескостный.
26 декабря 2008 года Обществом на Улан-Удэнский таможенный пост Бурятской таможни подана предварительная таможенная декларация N 10602040/261208/П008401 с целью таможенного оформления ввезенного мяса. К оформлению предъявлен тримминг в количестве 8403 кг и окорок свиной бескостный в количестве 13746 кг.
В графе 33 ГТД N 10602040/261208/П008401 указаны классификационные коды товара, согласно ТН ВЭД России - 0203295501, 0203295502 (тримминг). Одновременно с подачей указанной ГТД Обществом в таможенный орган представленные лицензии Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N ЛР2480803800104, N ЛР2530803800103 от 22 декабря 2008 года.
26 декабря 2008 года таможенным органом выставлено требование об уплате Обществом таможенных платежей и налогов в размере 565612,67 рублей и 302368,35 рублей, а ОАО "Байкалит" направлено уведомление о предоставлении ветеринарного сертификата. Данные требования были исполнены.
29 декабря 2008 года заявленный в ГТД N 10602040/261208/П008401 товар прибыл на Ангарский таможенный пост, о чем свидетельствует отметка Иркутской таможни на транспортных железнодорожных накладных N 94066825, N 94066823.
30 декабря 2008 года указанный товар помещен на склад временного хранения Общества.
11 января 2009 года начальником Улан-Удэнского таможенного поста в адрес начальника Ангарского таможенного поста Иркутской таможни направлено письмо о необходимости проведения таможенного досмотра поступившего товара (л.д.99).
12 января 2009 года должностными лицами Ангарского таможенного поста Иркутской таможни составлен акт таможенного досмотра и направлен в Бурятскую таможню.
11 января 2009 года в связи с истечением срока действия лицензий N ЛР2480803800104, N ЛР2530803800103 от 22 декабря 2008 года таможенным органом выставлено уведомление и требование о внесении изменений в графу 47 грузовой таможенной декларации по товару N1,2 и уплате дополнительно начисленных таможенных платежей по товару N1,2 с учетом изменений кода товара N1,2 на код ТН ВЭД 0203295508, на общую сумму 1010236,60 рублей.
Декларант, не согласившись с требованием и уведомлением от 11.01.2009 года, обжаловал их в Бурятскую таможню.
27 февраля 2009 года начальником Бурятской таможни по результатам рассмотрения жалобы Общества принято решение N 05-53/001, согласно которому в удовлетворении жалобы общества отказано, решение Улан-Удэнского таможенного поста было признано правомерным.
2 марта 2009 года заявителем требование таможенного органа было исполнено и доплачены таможенные платежи на общую сумму 1010236,60 рублей.
Не согласившись с решением Бурятской таможни от 27 февраля 2009 года, а также с требованием и уведомлением N 10602040 от 11 января 2009 года об уплате таможенных платежей, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством Российской Федерации.
Под тарифной квотой в силу статьи 36 названного Закона понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода.
В соответствии со статьей 40 Таможенного кодекса РФ товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Определение классификационного кода товаров необходимо для применения в отношении товаров мер таможенного-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (п.2 ст.39, п.2 ст.325 Таможенного кодекса РФ).
Классификационный код определяется в отношении товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, которая утверждается Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров (ст.ст.39, 40 Таможенного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 22.02.2000 N 148 основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа Российской Федерации, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики является Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N718.
Установлено, что Общество отнесло ввезенный товар к товарной позиции 0203 29 550 2 - тримминг в объеме и порядке, указанных в дополнительном примечании 2 Российской Федерации к группе 02, и к товарной позиции 0203 29 550 1 - прочие части домашних свиней, обваленные, мороженные в объеме и порядке, указанных в дополнительном примечании 2 Российской Федерации к группе 02.
Уведомлением таможенного органа Обществу было предложено изменить код товара 0203 29 550 2 и 0203 29 550 1 на код ТН ВД 0203 29 550 8. К товарной позиции 0203 29 550 8 отнесена свинина свежая, охлажденная или замороженная.
Для товарных позиций 0203 29 550 1 и 0203 29 550 2 ставка ввозной таможенной пошлины установлена в 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,25 евро за кг. Для товарной позиции 0203 29 550 8 ставка ввозной таможенной пошлины установлена в 75% от таможенной стоимости, но не менее 1,5 евро за кг.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что сопоставление указанных позиций ТН ВЭД позволяет сделать вывод о том, что отнесение товара к той или иной позиции зависит от наличия соответствующей лицензии на ввоз товара.
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" лицензирование в сфере внешнеэкономической деятельности является мерой таможенного нетарифного регулирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 732 "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах" утверждены объемы ввозимой на территорию Российской Федерации говядины на указанные годы, в отношении которых применяются пониженные ставки ввозной таможенной пошлины. Федеральной таможенной службе предписано осуществлять таможенное оформление таких товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления на основании лицензий, выдаваемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, ввоз товара осуществлен на основании лицензий Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N ЛР2480803800104, N ЛР2530803800103 от 22.12.2008 со сроком действия до 31 декабря 2008 года, выданных в счет аннулированных лицензий NЛР 2480803800055, NЛР2530803800054 от 30.07.2008.
Условия, связанные с применением порядка лицензирования, таможенный орган связывает с тем, что срок действия лицензии включает в себя не только действия по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации, но и по таможенному оформлению, так как подпункт 8 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодека РФ определяет ввоз как фактическое пересечение товарами таможенной границы и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом РФ действия с товарами до их выпуска таможенными органами.
Таможенный орган полагает, что применение более низкой ставки таможенной пошлины при импорте на таможенную территорию Российской Федерации мяса возможно только при наличии лицензии, которая должна действовать на день выпуска товаров в соответствии с таможенным режимом.
Между тем таможенным органом не учтено, что лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление экспортных и импортных операций в течение установленного срока (ст.24 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").
Под импортом товара в силу статьи 2 указанного Федерального закона понимается ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе.
Суд первой инстанции, проанализировав нормы закона, с учетом положений Инструкции об оперативном и централизованном контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 15.12.2002 N 1342, пришел к правильному выводу о том, что условие действия лицензии на импорт мяса включает в себя только импортные операции, то есть ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а не последующие действия таможенного органа по выпуску ввезенного товара.
Согласно пункту 20 указанной Инструкции лицензируемые товары должны быть перемещены через таможенную границу Российской Федерации до истечения срока действия лицензии.
Судом первой инстанции установлено и таможенным органом не отрицается, что фактический ввоз товара (пересечение таможенной границы) был осуществлен 23.11.2008, таможенная декларация подана 26.12.2008, таможенные платежи уплачены до 01.01.2009.
При указанных обстоятельствах истечение срока действия лицензии на момент выпуска товара не может служить основанием для выставления Обществу требования и уведомления о доплате таможенных платежей и изменения сведений в графе 47 грузовой таможенной декларации.
Поскольку решение Улан-Удэнского таможенного поста Бурятской таможни, выразившееся в вынесении уведомления и требования от 11 января 2009 года о внесении изменений в графу 47 ГТД N 10602040/261208/П008401и внесении дополнительных таможенных платежей - пошлины на сумму 918 396,91 рублей, НДС- 91 839,69 рублей, является незаконным, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и решение Бурятской таможни N 05-53/001 от 27 февраля 2009 года в части признания решения Улан-Удэнского таможенного поста правомерным, выразившееся в выставлении требования и уведомления от 11 января 2009 года об уплате дополнительно начисленных таможенных платежей на общую сумму 1 010 236,60 рублей.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 мая 2009 года по делу N А10-1331/2009, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятии от 22 мая 2009 года по делу N А10-1331/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1331/09
Заявитель: ЗАО "Мясоперерабатывающий комбинат Ангарский"
Ответчик: Бурятская таможня
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2419/09