г. Чита |
Дело N А78-4064/2008-С2-20/171- |
"05" декабря 2008 г. |
-04АП-3309/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Ткаченко Э.В., Борголовой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу Отделения по Карымскому району Управления федерального казначейства по Читинской области
(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)
на Решение Арбитражного суда Читинской области от 04 сентября 2008 г. по делу N А78-4064/2008-С2-20/171, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Карымском районе Забайкальского края к Отделению по Карымскому району Управления федерального казначейства по Читинской области о признании незаконными действий по возврату постановления N 17 от 04.09.2007г. без исполнения и обязании принять его к исполнению (суд первой инстанции Анисимов М.И.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Горковенко Е.Н. (доверенность от 19.08.2008г.);
от Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю: Киселева Н.В. (доверенность от 06.05.2008г. N 13);
от МОУ Дарасунская основная общеобразовательная школа N 5: не явился, извещен;
установил:
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Карымском районе Забайкальского края обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением к Отделению по Карымскому району Управления федерального казначейства по Читинской области о признании незаконными действий по возврату постановления N 17 от 04.09.2007г. без исполнения и обязании принять его к исполнению.
Решением от 04 сентября 2008 года суд удовлетворил заявленные требования, в обоснование указав, что при отсутствии открытых расчетных счетов в банках и иных кредитных организациях, принадлежащих бюджетному учреждению, исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства.
Не согласившись с указанным решением, Отделение по Карымскому району Управления федерального казначейства по Читинской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции прекратить производство по делу. Полагают, что обращение взыскания на средства бюджетов РФ возможно только на основании судебных актов.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается телеграммой от 02.12.2008г.
Представитель МОУ Дарасунская основная общеобразовательная школа N 5 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Дарасунская основная общеобразовательная школа N 5 не своевременно и не в полном объеме уплатило страховые взносы за 1 квартал 2007 года.
04 сентября 2007 года органом ПФР вынесено постановление N 17 о взыскании со страхователя пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 2091 рубль 89 копеек.
07.09.2007 года данное постановление направлено в службу судебных приставов.
29.04.2008 года судебный пристав исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении исполнительного документа в связи с отсутствием открытых расчетных счетов в банках и иных кредитных организациях, принадлежащих должнику - бюджетному учреждению.
11.06.2008 года Управление ПФР в Карымском районе направило постановление N 215 от 14.11.07 года для исполнения в Отделение по Карымскому району УФК по Читинской области.
Письмом от 19 июня 2008 года за N 02-02/89 Отделение УФК возвратило данное постановление без исполнения со ссылкой на главу 24.1 БК РФ, в связи с тем, что для исполнения органами федерального казначейства принимаются документы, выданные на основании судебных актов.
Не согласившись с данными действиями Отделения УФК, Управление ПФР в Карымском районе обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
Статья 25.1 названного Федерального закона предусматривает, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате.
В решении о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов указываются основания взыскания и размер взыскиваемой суммы со ссылкой на соответствующие статьи нормативных правовых актов, документы и иные сведения, которые подтверждают наличие недоимки, пеней и штрафов, а также срок, в течение которого плательщик вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий орган страховщика или в арбитражный суд.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" указал, что установленная статьей 25 Закона об обязательном пенсионном страховании внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
Указанным Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установлено, что при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона об обязательном пенсионном страховании случае, или постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что поскольку постановления органа Пенсионного фонда являются исполнительными документами, подлежащими исполнению наравне с исполнительными документами, выданными на основании судебных актов, действия ответчика, выразившиеся в возврате названных постановлений без исполнения, являются незаконными.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Читинской области от 04.09.2008г., принятое по делу N А78-4064/2008-С2-20/171, оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения по Карымскому району Управления Федерального казначейства по Читинской области без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Э.В.Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-4064/08
Заявитель: УПФР в Карымском районе
Ответчик: Отделение по Карымскому району Управления федерального казначейства по Читинской области
Заинтересованное лицо: МОУ Дарасунская основная общеобразовательная школа N 5
Третье лицо: ОПФ РФ по Забайкальскому краю
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3309/08