г. Чита |
Дело N А19-7137/07-41 |
"2" декабря 2008 г.
04АП-3557/2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 2 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 декабря 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Э. В. Ткаченко, Г. В. Борголовой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2008 года по делу NА19-7137/07-41 по заявлению Государственного унитарного предприятия Объединение исправительных учреждений N 8 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУИН Минюста России по Красноярскому краю к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области о признании недействительным Решения N 03-09/02.1-104-028218 от 26.01.2007 г.
(суд первой инстанции судья Деревягина Н. В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
Государственное унитарное предприятие Объединение исправительных учреждений N 8 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУИН Минюста России по Красноярскому краю (далее заявитель, налогоплательщик) обратилось в суд с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 49 АПК РФ, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области (далее налоговый орган) о признании незаконным Решения N 03-09/02.1-104-028218 от 26.01.2007 г.
Решением суда первой инстанции от 18.09.2008 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований заявителя послужил выводы суда о неправомерном привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и нарушение налоговым органом ст. 101 НК РФ при вынесении обжалуемого Решения N 03-09/02.1-104-028218 от 26.01.2007 г.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, в связи с принятием решения без учета фактических обстоятельств дела и нарушением судом норм процессуального права, указав, в том числе, что суд первой инстанции неправомерно указал на нарушение налоговым органом порядка привлечения заявителя к ответственности.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговым органом на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2006 г. проведена камеральная налоговая проверка.
По результатам проверки налоговым органом вынесено Решение N 03-09/02.1-104-028218 от 26.01.2007 г., в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 18007 руб. и предложено уплатить налог на прибыль в сумме 212400 руб.
Заявитель, полагая, что указанное решение налогового органа нарушает его права и законные интересы, обжаловало его в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, проверены доводы заявителя о нарушении налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом, налогоплательщик не уведомлялся инспекцией о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки, по результатам которой было вынесено Решение N 03-09/02.1-104-028218 от 26.01.2007 г. Указанное решение принято налоговым органом в отсутствие заявителя.
В соответствии со ст. 87 НК РФ, налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Согласно п.1 ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса. Срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого она проводилась. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Федеральным законом от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" в ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2007 г.
В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ) несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Следовательно, необеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя, является основанием для признания решения инспекции незаконным.
На основании вышеизложенного, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 12566/07 от 12.02.2008 г., суд первой инстанции правомерно указал на наличие оснований для отмены оспариваемого ненормативного акта налоговой инспекции в связи с нарушением налоговой инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы апелляционной жалобы об отсутствии у налогового органа обязанности по уведомлению налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки.
В соответствии с пунктом 14 статьи 7 Закона РФ N 137-ФЗ от 27.07.2006 г. "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, не завершенные до 1 января 2007 года, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, оформлением результатов налоговых проверок в соответствии со статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации является составление акта. Статья 101 Налогового кодекса Российской Федерации как в редакции, действовавшей до 2007 года, так и в редакции Федерального закона N 137-ФЗ определяет порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12.07.2006 г. N 267-О, взаимосвязанные положения частей третьей и четвертой статьи 88 и пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предполагают, что налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, при обнаружении налоговых правонарушений обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, и уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении апелляционной жалобы налогового органа, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана полная и всесторонняя оценка.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2008 года по делу N А19-7137/07-41, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2008 года по делу N А19-7137/07-41 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Э. В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7137/07
Заявитель: ГУП ОИУ N 8 ГУИН МЮ РФ по Красноярскому краю
Ответчик: МРИФНС N9 по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3557/08