г. Чита |
Дело N А78-291/2009 |
"01" июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.О.Никифорюк,
судей: Е.В.Желтоухова, Г.Г.Ячменёва
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица по делу Забайкальской таможни на Решение Арбитражного суда Читинской области от 19 марта 2009 г., принятое по делу N А78-291/2009 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Пищевая компания "Руспродимпорт", Общества с ограниченной ответственностью "Компания пищевого сырья "Гелиос" к Забайкальской таможне об оспаривании действий (суд первой инстанции - Литвинцев А.Б.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ООО "Пищевая компания "Руспродимпорт" Шевченко О.В.
(доверенность от 01.10.2008г. N 6);
ООО "Гелиос" Шевченко О.В. (доверенность от 11.01.2008г.);
от заинтересованного лица: Третьякова Г.П. (доверенность от 20.04.2009г. N 05-62/56);
Самаева Д.Г. (доверенность от 15.01.2009г. N 05-62/2);
Бочкарев А.С. (доверенность от 06.02.2009г. N 05-60/27);
от третьего лица: Херимян К.С. (доверенность от 22.01.2009г. N НЮ-210д,
доверенность от 23.12.2008г. N 1120-д);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пищевая компания "Руспродимпорт" (далее - общество) и Общество с ограниченной ответственностью "Компания пищевого сырья "Гелиос" (далее - ООО "Компания пищевого сырья "Гелиос") обратились в Арбитражный суд Читинской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, к Забайкальской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконными действий таможни по невыдаче Перевозчику товаросопроводительных документов и о признании незаконными действий таможни по направлению в адрес общества с ограниченной ответственностью "Компания пищевого сырья "Гелиос" Уведомлений "О предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ" от 20.01.2009г. N 33-96/18, N 33-96/19, N 33-96/20, N 33-96/21. Кроме того, заявлено требование о взыскании судебных издержек по оплате юридических услуг представителя в сумме 15 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Читинской области от 19 марта 2009 г. производство по делу в отношении требования о признании незаконными действий таможни по направлению в адрес общества с ограниченной ответственностью "Компания пищевого сырья "Гелиос" Уведомлений "О предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ" от 20.01.2009г. N 33-96/18, N 33-96/19, N 33-96/20, N 33-96/21 прекращено в связи с отказом от требования, заявленное требование о признании незаконными действий таможни по невыдаче Перевозчику товаросопроводительных документов удовлетворены, а также с таможенного органа взысканы судебные издержки по оплате юридических услуг представителя в сумме 12 000 рублей.
В обоснование суд указал, что из норм Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и ряда инструкций следует, что таможенный орган назначения обязан возвратить перевозчику товаросопроводительные документы на ввозимый товар после регистрации прибытия, если не выявлено нарушений таможенного законодательства. Требования заявителей подлежат удовлетворению, поскольку в результате неправомерных действий Забайкальской таможни были нарушены права заявителей в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с указанным решением, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, уточненной и дополненной, в которой удовлетворить апелляционную жалобу, отменить решение Арбитражного суда Читинской области от 19 марта 2009 г. по делу N А78-219/2009 в части признания незаконными действий таможни по невыдаче товаросопроводительных документов и взыскания судебных издержек в размере 12 000 рублей, отказать в удовлетворении требования по невыдаче перевозчику товаросопроводительных документов. Считает, что вывод суда не соответствует положениям ТК РФ, поскольку до подачи ГТД, товар должен находиться под процедурой временного хранения. В соответствии с п.2 ст. 132 Таможенного кодекса РФ в приёме таможенной декларации таможенным органом может быть отказано, если "в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации". Считаем, что судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Кроме того, судом не рассмотрено заявление таможни о ненадлежащем истце.
На апелляционную жалобу поступил отзыв общества, в котором оно просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения. Считает, что поскольку место доставки вправе определять только таможенный орган отправления, поэтому вторая процедура внутреннего таможенного транзита не могла быть открыта, а также считает, что указанными действия были нарушены права обоих заявителей.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения согласно дополнению к апелляционной жалобе, пояснениям к дополнению к апелляционной жалобе. Просит решение суда первой инстанции отменить в части, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании не согласилась с доводами апелляционной жалобы. Дала пояснения согласно представленного отзыва на апелляционную жалобу. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица суду пояснила, что перевозчик свои обязательства в соотвествии со статьёй 92 ТК РФ исполнил. Разрешения вопроса оставляет на усмотрение суда.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью "Пищевая компания Руспродимпорт" зарегистрировано в качестве юридического лица 11 марта 2008 г. (т.1 л.д.24), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 77 N 010612820, свидетельством о постановке на учет Российской организации в Инспекцией МНС России N 27 по г.Москве за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1087746340945 (т. 1 л.д.25).
Устав общества утвержден в 2008г.в г.Москве (т.1 л.д.26-29). Согласно из п.1 раздела III Устава общества, предметом и целями деятельности общества является удовлетворение потребностей организаций и предпринимателей без образования юридического лица в услугах, связанных с внешнеэкономической, посреднической и агентской деятельностью, содействию развитию экономического сотрудничества между российскими и иностранными предприятиями и организациями в целях наиболее полного удовлетворения потребностей в услугах.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания пищевого сырья "Гелиос" зарегистрировано в качестве юридического лица 22 февраля 2007 г. (т.1 л.д.30), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 77 N 009088731, (ОГРН) 1057749626087 (т. 1 л.д.30). Устав ООО "Компания пищевого сырья "Гелиос" в новой редакции N 2 (предыдущий - 21.12.2005г.) утвержден в 2007г.в г.Москве (т.1 л.д.31-33). Согласно п.1 раздела III Устава общества, предметом и целями деятельности общества является удовлетворение потребностей организаций и предпринимателей без образования юридического лица в услугах, содействию развитию экономического сотрудничества между российскими и иностранными предприятиями и организациями в целях наиболее полного удовлетворения потребностей в услугах.
Как следует из материалов дела, 25.03.1999г. между частным предпринимателем Соколовым В.В. и Цзининской компанией по экспорту и импорту зерна и масел был заключен внешнеэкономический контракт ASG99274 от 25.03.1999 г. (далее - Контракт ASG99274, т.1 л.д.51-52). Соглашением N 1 от 04.02.2006 г. (т.1 л.д.53) и спецификацией к данному Соглашению N 1 (т.1 л.д.55) права по Контракту ASG99274 были переуступлены Соколовым В.В. ООО "Компания пищевого сырья "Гелиос". К Контракту ASG99274 было заключено Соглашение N3 от 25.10.2007г. (т.1 л.д.57) и спецификация N 1 к данному соглашению (т.1 л.д.58);
16.01.2006г. между ООО "Компания пищевого сырья "Гелиос" и Компанией по экспорту и импорту зерен и масел провинции Шаньдун г.Цзинин был заключен внешнеэкономический контракт ASG99282 (далее - Контракт ASG99282, т.1 л.д.62) и спецификация N 1 к Контракту ASG99282 (т.1 л.д.65). К Контракту ASG99282 были заключены Соглашение N3 от 10.11.2007г. (т.1 л.д.69) и спецификации N 1 к данному Соглашению.
Соглашением N 3 от 03.07.2008 г. (т.1 л.д.73) между ООО "Компания пищевого сырья "Гелиос", обществом и Компанией по экспорту и импорту зерен и масел провинции Шаньдун г.Цзинин права и обязательства по Контракту ASG99274 и Контракту ASG99282 перешли от ООО "Компания пищевого сырья "Гелиос" к обществу.
С 04.12.2008г. по 29.01.2009г. во исполнение вышеуказанных контрактов в адрес ООО "Компания пищевого сырья "Гелиос" для ООО "Пищевая компания "Руспродимпорт" в 45 железнодорожных вагонах в постоянную зону таможенного контроля ст. Борзя для завершения внутреннего таможенного транзита поступил товар - арахис для промышленной переработки, семена тыквы для промышленной переработки, фрукты сушеные в ассортименте (далее - товар). Товар прибыл в вагонах за номерами: N 22806087, N 22051957, N 21324967, N 22961874, N 24489056, N 24303687, N 24391666, N 22644041, N 23048911, N 24388167, N 24181935, N 24494478, N 4513228, N 24499964, N 23364805, N 24230120, N 22737225, N 21739743, N 24516379, N 24503252, N 24577108, N 21613146, N 22700942, N 24420416, N 24612343, N 24512378, N 22909782, N 23049588, N 23137334, N 24597833, N 24421927, N 24245128, N 28215291, N 4574659, N 28022747, N 23451453, N 26769695, N 22925960, N 23410640, N 24269615, N 22943518, N 24059552, N 22277453, N 22434617, N 24621443 (т.1 л.д.114 и далее, т.3 л.д.96-109, т.3, л.д.110-117).
Как следует из материалов дела (т.1 л.д.84-150, т.2 л.д.1-69), по прибытию вагонов перевозчиком ОАО "Российские железные дороги" в Борзинский таможенный пост Забайкальской таможни были переданы товаросопроводительные документы на ввозимый товар. После прибытия вагонов в постоянную зону таможенного контроля ст.Борзя таможенным органом было зарегистрировано прибытие вагонов в место доставки. Однако, представленные товаросопроводительные документы на товар перевозчику возвращены не были. Данные документы были возвращены перевозчику в период с 30.01.2009г. по 03.03.2009г. после обращения обществ в арбитражный суд.
Полагая, что действия таможенного органа нарушают их права в сфере предпринимательской деятельности, общества оспорили действия таможенного органа по невыдаче Перевозчику товаросопроводительных документов и по направлению в адрес общества с ограниченной ответственностью "Компания пищевого сырья "Гелиос" Уведомлений "О предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ" от 20.01.2009г. N 33-96/18, N 33-96/19, N 33-96/20, N 33-96/21 в Арбитражный суд Читинской области.
Суд первой инстанции решением от 19 марта 2009 г. производство по делу в отношении требования о признании незаконными действий таможни по направлению в адрес общества с ограниченной ответственностью "Компания пищевого сырья "Гелиос" Уведомлений "О предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ" от 20.01.2009г. N 33-96/18, N 33-96/19, N 33-96/20, N 33-96/21 прекратил в связи с отказом от требования, заявленное требование о признании незаконными действий таможни по невыдаче Перевозчику товаросопроводительных документов удовлетворил, а также с таможенного органа взыскал судебные издержки по оплате юридических услуг представителя в сумме 12 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части признания незаконными действий таможни по невыдаче Перевозчику товаросопроводительных документов и взыскания судебных издержек, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения сторон, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
20.01.2009г. Борзинским таможенным постом Забайкальской таможни в адрес ООО "Компания пищевого сырья "Гелиос" были направлены уведомления N 33-96/18, N 33-96/19, N 33-96/20, N 33-96/21 "О предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ" за нарушении сроков временного хранения товаров, прибывших по транзитным декларациям N10617030/041208/1054530 (т.2 л.д.12), N10617030/031208/1054456 (т.2 л.д.39), N10617030/031208/1054455 (т.2 л.д.50), N10617030/031208/1054452 (т.2 л.д.62), N10617030/031208/1054454 (т.2 л.д.26), N10617030/051208/1054615 (т.1 л.д.145), N10617030/051208/1054614 (т.1 л.д.146), N10617030/081208/1054861 (т.1 л.д.98), N10617030/081208/1054860 (т.1 л.д.121), N10617030/081208/1054859 (т.1 л.д.111), N 10617030/031208/1054453.
Решением Забайкальской таможни от 30.01.2009 г. N 10617000/300109/2 (т.2 л.д.71-74) решение Борзинского таможенного поста Забайкальской таможни о направлении ООО "Компания пищевого сырья "Гелиос" уведомлений от 20.01.2009г. N N 33-96/18, 33-96/19, 33-96/20, 33-96/21 о предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ, признано не соответствующим таможенному законодательству РФ и отменено. В связи с этим общества отказались от требования о признании незаконными действий таможни по направлению в адрес общества с ограниченной ответственностью "Компания пищевого сырья "Гелиос" Уведомлений "О предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ" от 20.01.2009г. N33-96/18, N33-96/19, N33-96/20, N33-96/21. Данный отказ был принят судом, и производство по делу в этой части было прекращено.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что данный отказ от требования не противоречил закону и не нарушил прав других лиц, следовательно, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу.
В соответствии с п.1 ст.79 ТК РФ внутренний таможенный транзит - это таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В соответствии с п.2 ст.79 ТК РФ внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения (статья 92), из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
Перевозка товаров в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита может осуществляться любым перевозчиком, в том числе таможенным перевозчиком (пункт 4 статьи 79). В рассматриваемом деле таким таможенным перевозчиком являлось ОАО "Российские железные дороги".
В соответствии с п.1 ст.80 ТК РФ внутренний таможенный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (таможенный орган отправления).
Согласно п.2 ст.80 ТК РФ разрешение на внутренний таможенный транзит выдается: перевозчику; экспедитору, если он является российским лицом; лицам, указанным в пункте 6 настоящей статьи.
В соответствии с п.4 ст.80 ТК РФ разрешение на внутренний таможенный транзит выдается после предъявления товаров таможенному органу отправления сразу после того, как этот таможенный орган убедится в соблюдении условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи, но не позднее трех дней со дня принятия транзитной декларации (статья 81). Транзитная декларация принимается таможенным органом отправления в день ее подачи, если она отвечает всем установленным требованиям.
При выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит таможенный орган отправления устанавливает срок внутреннего таможенного транзита (статья 82) и определяет место доставки товаров (статья 85).
В соответствии с п.1 ст.85 ТК РФ место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (пункт 1 статьи 92). При этом товары, перевозимые из места их прибытия (статья 69), доставляются в место нахождения таможенного органа (статья 405).
Порядок завершения внутреннего таможенного транзита товаров установлен статьей 92 Таможенного кодекса.
Согласно пункту 1 данной статьи таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
В силу пункта 2 указанной статьи таможенный орган назначения обязан зарегистрировать прибытие транспортного средства в место доставки товаров в течение двух часов с момента представления перевозчиком документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, таможенному органу и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно пункту 3 для завершения внутреннего таможенного транзита перевозчик обязан предъявить таможенному органу назначения товары, представить транзитную декларацию (статья 81), а также имеющиеся у него другие документы на товары в течение одного часа с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров, а в случае прибытия вне установленного времени работы таможенного органа - в течение одного часа с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа. При перевозках товаров железнодорожным транспортом срок представления указанных документов не может превышать 12 часов.
В месте доставки товаров до завершения внутреннего таможенного транзита транспортные средства размещаются в зоне таможенного контроля.
Размещение транспортных средств в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток (пункт 4).
В данном деле местом доставки был определен Борзинский таможенный пост. По прибытии вагоны были размещены в постоянной зоне таможенного контроля ст.Борзя. Таким образом, перевозчик обязанность по перемещению товара в место доставки выполнил. И после перемещения товара в место доставки должна была быть завершена процедура внутреннего таможенного транзита, а затем товар либо должен был быть выпущен, либо товар должен был быть помещен под следующую таможенную процедуру.
Пунктом 5 статьи 92 Таможенного кодекса установлен порядок завершения внутреннего таможенного транзита товаров при перевозке товаров в место доставки товаров, не являющееся местом нахождения таможенного органа (пункт 6 статьи 80). Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что положения данного пункта к рассматриваемому делу не применимы, так как местом доставки являлся Борзинский таможенный пост, то есть товар был перевезен в место, являющееся местом нахождения таможенного органа.
Кроме этого, суд первой инстанции правильно сослался на следующие положения подзаконных нормативно-правовых актов.
Согласно пункту 28 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК РФ от 08.09.2003 N 973, после прибытия товаров в место доставки товаров для завершения ВТТ, указанного в пунктах 9 и 10 настоящей Инструкции, перевозчик обязан предъявить таможенному органу назначения товары, представить транзитную декларацию, а также имеющиеся у него иные документы на товары в течение одного часа с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров, а в случае прибытия вне установленного времени работы таможенного органа - в течение одного часа с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа. При перевозках товаров железнодорожным транспортом срок представления указанных документов не может превышать 12 часов.
В силу пункта 28.2 указанной Инструкции таможенный орган назначения оформляет завершение ВТТ товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.
Оформление завершения ВТТ товаров производится путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита.
Свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита регистрируется в журнале регистрации свидетельств о завершении внутреннего таможенного транзита, форму и порядок ведения которого устанавливает ГТК России.
В транзитной декларации и в транспортных (перевозочных) документах уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения проставляет штамп о поступлении товара, который заполняется и заверяется им своей подписью и оттиском личной номерной печати.
Приказом ГТК РФ от 05.12.2003 N 1400 утверждена Инструкция об особенностях совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 3 данной Инструкции при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой ВТТ:
таможенным органом назначения является таможенный орган, в регионе деятельности которого находится железнодорожная станция назначения, указанная в перевозочных документах;
подтверждение о прибытии транспортного средства и свидетельство о завершении ВТТ, форма и порядок выдачи которых утверждены Приказом ГТК России от 08.09.2003 N 973 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров" выдается по просьбе перевозчика или иного лица, действующего от имени перевозчика. Завершение ВТТ осуществляется в установленные сроки путем проставления в транзитной декларации штампа о поступлении товара.
Пункту 4 названной Инструкции установлено, что в местах регулярного проведения операций по погрузке, выгрузке, перегрузке (перевалке), а также хранения товаров, находящихся под таможенным контролем в транспортных средствах на железнодорожных путях (в местах прибытия, на железнодорожных станциях в местах общего пользования), кроме складов временного хранения, могут создаваться постоянные зоны таможенного контроля (ЗТК). В иных случаях для проведения операций по погрузке, выгрузке, перегрузке (перевалке) и хранения товаров создаются временные ЗТК.
Для помещения товаров в ЗТК используются документы, представленные в таможенный орган при завершении ВТТ (пункт 5 Инструкции).
Согласно пункту 37 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом, утвержденной Приказом ФТС РФ от 16.09.2004 N 50, после прибытия товаров в место доставки товаров и представления перевозчиком или лицом, действующим по его поручению, в таможенный орган назначения в срок не позднее 12 часов с момента прибытия (п. 3 ст. 92 Кодекса) транзитной декларации, накладной и имеющихся у него других документов на товары уполномоченное должностное лицо обязано в течение двух часов с момента представления перевозчиком указанных документов (п. 2. ст. 92 Кодекса) зарегистрировать прибытие транспортного средства в место доставки в журнале регистрации подтверждений о прибытии, ведущемся в электронном виде.
Пунктом 39 данной Инструкции установлено, что если при проведении указанной проверки и применении указанных форм таможенного контроля не выявлены признаки нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, уполномоченное должностное лицо:
- регистрирует ТД в журнале учета поступления товаров по транзитным декларациям в таможенном органе назначения и ведущемся в установленном порядке в электронном виде;
- проставляет на всех представленных экземплярах ТД и на двух листах накладной (оригинале накладной и дорожной ведомости) оттиск штампа "Товар поступил", подпись и заверяет ее ЛНП;
оформляет по просьбе заинтересованного лица свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита согласно порядку, установленному пунктом 28.2 Инструкции о ВТТ и МТТ, а также регистрирует его в Журнале регистрации свидетельств о завершении внутреннего таможенного транзита в таможенном органе назначения, ведущемся в электронном виде (приложения 6, 7 к инструкции, утвержденной Приказом ГТК России от 18.12.2003 N 1467) (если перевозка осуществлялась по процедуре ВТТ);
оставляет в таможенном органе для последующей передачи в ОКТТ таможни назначения лист с обозначением "4" комплектов ТД1 и ТД2 или один из листов с обозначением "4/5" комплектов ТД3 и ТД4 ТД или комплект документов, использующихся в качестве ТД, а также два экземпляра свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита (если свидетельство оформлялось);
формирует электронное подтверждение о завершении ВТТ (МТТ) товаров;
обеспечивает в соответствии с установленным порядком передачу электронного подтверждения о поступлении товаров в ОКТТ таможни назначения;
изготавливает копии с лицевой и оборотной сторон ТД, а также одну копию накладной для целей проведения таможенного контроля и использования при декларировании товаров и передает их уполномоченному должностному лицу, ответственному за прием и регистрацию таможенных деклараций.
В случае выявления признаков нарушений таможенного законодательства Российской Федерации или иных правонарушений законодательства Российской Федерации уполномоченное должностное лицо информирует об этом начальника таможенного поста и принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Порядок изъятия вещей и документов в случае выявления признаков нарушения таможенного законодательства Российской Федерации или иных правонарушений законодательства Российской Федерации установлен, в частности статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указано выше, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что после перемещения товаров в место доставки (Борзинский таможенный пост) из места отправления, данная процедура внутреннего таможенного транзита должна была завершиться, следовательно, по ее завершении товаросопроводительные документы должны были быть возвращены перевозчику, так как, как следует из отметок на документах, нарушений таможенного законодательства выявлено не было.
Ссылки таможенного органа на то, что у общества не было договора со складом временного хранения, поэтому таможенный орган не мог поместить товары на склад временного хранения (далее - СВХ), а, следовательно, у него не было оснований для выдачи документов перевозчику, так как они выдаются владельцу СВХ по его устному обращению, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим мотивам.
Как уже указано, после перемещения товаров в место доставки (Борзинский таможенный пост) из места отправления, данная процедура внутреннего таможенного транзита должна была завершиться. Помещение товаров на СВХ означает начало новой процедуры внутреннего таможенного транзита (далее - ВВТ). Однако, для этого следовало завершить предыдущую процедуру ВВТ, в том числе выдав документы перевозчику. При открытии новой процедуры ВВТ перевозчик представил бы требуемые товаросопроводительные документы, а они уже выдавались бы владельцу СВХ.
Также отклоняются доводы таможенного органа о том, что отношения между владельцами СВХ и лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе (п.3 ст.108 ТК РФ), владелец СВХ не может отказаться от заключения договора, поэтому таможенный орган не мог поместить товары на СВХ и поэтому не возвращал документы перевозчику, так как мог их возвратить только владельцу СВХ. Данные доводы отклоняются по мотивам, изложенным выше, а также в связи с тем, что следует разграничивать публично-правовые отношения по таможенному оформлению и перемещению товаров и частно-правовые отношения, вытекающие из договора хранения. Отсутствие договора с СВХ или невозможность заключения договора с СВХ (при отсутствии возможности осуществить хранение товара) не означает, что публично-правовые отношения по таможенному оформлению и перемещению товаров прекращаются или приостанавливаются, таможенный орган должен предпринимать меры, направленные на определение правовой судьбы ввезенных товаров, обеспечивая бесперебойную работу перевозчиков, не допуская скапливания товаров в зонах таможенного контроля.
В соответствии со статьей 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу.
Согласно статье 124 Таможенного кодекса декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) (глава 15) по выбору декларанта.
В соответствии с пунктом 1 стать 129 Таможенного кодекса таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.
Согласно пункту 1 статьи 131 Таможенного кодекса подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 N 536.
Как правильно установил суд первой инстанции, указанные в заявлении товаросопроводительные документы, не выданные таможней перевозчику по завершении внутреннего таможенного транзита, являются обязательными документами, необходимых для таможенного оформления товаров, в силу вышеназванного Приказа ФТС РФ, а также в силу требований статьи 102 ТК РФ, указанные документы также необходимы для помещения товаров на склад временного хранения.
Следовательно, правильным является и вывод о том, что невыдача товаросопроводительных документов перевозчику лишила общество возможности произвести надлежащее таможенное оформление ввозимого товара, а также возможности поместить товар на СВХ. Поскольку поставка осуществлялась в адрес ООО "Компания пищевого сырья "Гелиос" для общества, то нарушенными оказались и права ООО "Компания пищевого сырья "Гелиос". Следовательно, соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Таможенный орган в апелляционной жалобе просит отменить судебное решение в части взыскания судебных издержек по оплате услуг представителя в размере 12 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции по данному вопросу сделаны правильные выводы.
Согласно пункту 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с пунктом 2 данной статьи расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
ООО "Пищевая компания "Руспродимпорт" заявлено требование о взыскании с Забайкальской таможни судебных издержек по оплате юридических услуг представителя в сумме 15000 руб. Данное требование подтверждается договором оказания юридических услуг от 01.10.2008 г., дополнительным соглашением N 4 к договору от 31.12.2008 г., дополнительным соглашением к договору от 20.01.2009г., счетом-фактурой N 5 от 17.02.2009г., платежным поручением N 42 от 18.02.2009г.
Суд первой инстанции, удовлетворяя это требование общества, правильно исходил из сложности дела, мотивов отказа от части заявленных требований. Дело состоит из нескольких томов, сложное с точки зрения правовой квалификации, требует изучения значительного объема нормативно-правовых актов, рассмотрение дела потребовало значительных затрат рабочего времени. Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сумму взысканных судебных издержек определил правильно.
Доводы таможенного органа о том, что в решении суда первой инстанции не даны ответы по всем заявленным требованиям, отклоняются как несоответствующие содержанию судебного решения.
Таким образом, изучив материалы дела и доводы участников процесса, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы таможенного органа.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Читинской области от 19 марта 2009 года по делу N А78-291/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Забайкальской таможни без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-291/09
Заявитель: ООО "Пищевая компания "Руспродимпорт", ООО "Компания пищевого сырья "Гелиос"
Ответчик: Забайкальская таможня СТУ ФТС
Третье лицо: ОАО "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1500/09