г. Чита |
Дело N А10-1291/08 |
"5" ноября 2008 г.
04АП-2929/2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 ноября 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, Г. Г. Ячменёва,
при ведении протокола судебного заседания судьей Д. Н. Рыловым,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Бурятия на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 июля 2008 года по делу N А10-1291/08 по заявлению Военного прокурора Сибирского военного округа к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Бурятия о признании незаконным Решения от 23.10.2007 г. о государственной регистрации юридического лица.
(суд первой инстанции судья Мархаева Г. Д.-С.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
от третьих лиц:
1. Министерства обороны РФ - не явился;
2. войсковая часть N 52761 - не явился.
Военный прокурор Сибирского военного округа обратился в суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ (л.д. 56), к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Бурятия (далее налоговый орган) о признании незаконным Решения от 31.12.2002 г. о государственной регистрации юридического лица - войсковой части N 52761, зарегистрированного до 1 июля 2002 г. в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц, а также связанные с указанным решением регистрационные действия налогового органа, обязании устранить последствия принятия решения от 31.12.2002 г. и связанных с ним регистрационных действий.
Решением суда первой инстанции от 22.07.2008 г., с учетом Определения об исправлении опечатки от 27.08.2008 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда о том, что оспариваемое решение и действия налогового органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на пропуск заявителем срока на обжалование решения налогового органа.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель, заинтересованное лицо и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, военной прокуратурой Сибирского военного округа проводилась проверка соблюдения должностными лицами поднадзорных войсковых частей требований налогового законодательства, в том числе законности их государственной регистрации в качестве юридических лиц.
В ходе проверки установлено, что 31.12.2002 г. налоговым органом было принято Решение о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002 г., в связи с внесением сведений в ЕГРЮЛ - войсковой части N 52761.
Указанной войсковой части выдано свидетельство серии 03 N 000370781 от 31.12.2002 г. о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г., государственный регистрационный номер записи 2050302156298.
С указанным решением и действиями налогового органа по включению войсковой части в ЕГРЮЛ прокурор не согласился и обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
По мнению суда апелляционной инстанции, Решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований является правильным и не подлежит отмене, исходя из следующего.
В силу п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как установлено материалами дела, военному прокурору Сибирского военного округа об оспариваемом решении налогового органа стало известно 15.02.2008 г., что подтверждается письмом Военного прокурора Кяхтинского гарнизона подполковника юстиции Моисеева А.А. от 12.02.2008 г., поступившее к Военному прокурору Сибирского военного округа генерал-лейтенанту юстиции Никулищину А.А. 15.02.2008 г. (л.д.10), а 28.04.2008 г. прокурор обратился в суд, то есть в пределах установленного срока.
Довод налогового органа о том, что прокурору стало известно о допущенных нарушениях, связанных с регистрацией в/ч 52761 26.11.2007 г., в связи с принятием решения Арбитражного суда от 11.04.2008 г. по делу N А10-360/08 о признании решения налогового органа о государственной регистрации в/ч 60031, к данному делу отношения не имеет.
В соответствии с ч. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие- либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального Закона от 08.08.01г. N 129 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подлежат внесению в государственные реестры только сведения об индивидуальных предпринимателях и о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Согласно пункту 3 статьи 26 указанного закона, уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в законную силу настоящего Федерального закона, обязано представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а-д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 3 статьи 26 данного закона, сведения о юридических лицах, созданных до 01 июля 2002 г., также подлежат внесению в ЕГРЮЛ.
Из представленной в материалы дела выписки из ЕГРЮЛ от 07.11.2007 г. в/ч 52761 следует, что документы, свидетельствующие о регистрации в/ч 52761 в качестве юридического лица, отсутствуют.
Согласно выписке из исторического формуляра войсковой части 52761, названная войсковая часть была сформирована 23 сентября 1953 года на основании директивы начальника Генштаба N ОРГ/1/572451 от 11.08.1953 и директивы БВО N 03/1/003019 от 21.08.1953 г.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.11.98г. N 1357, действовавшим на момент регистрации в/ч 52761, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минобороны РФ относились к компетенции Министра обороны Российской Федерации. Соответственно, государственная регистрация в/ч 52761 должна была осуществляться на основании распорядительного акта Министра обороны о создании данного юридического лица.
Решение о придании статуса юридического лица войсковой части Министром обороны не принималось, учредительные документы не утверждались и в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, не направлялись, что свидетельствует о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для государственной регистрации войсковой части 52761 в качестве юридического лица, поскольку в сообщении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" отсутствуют сведения об учредителях юридического лица, то есть о Министерстве обороны Российской Федерации, единственном уполномоченном органе по вопросам создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемые прокурором решение и действия налогового органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Министерства обороны РФ и войсковой части 52761.
На основании всего вышеизложенного, проанализировав все собранные по делу доказательства в совокупности суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Бурятия о признании незаконным Решения от 31.12.2002 г. о государственной регистрации юридического лица, как противоречащее действующему законодательству.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 июля 2008 года по делу N А10-1291/08, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 июля 2008 года по делу N А10-1291/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1291/08
Заявитель: Военный прокурор СибВО
Ответчик: МРИ ФНС России N 3 по РБ
Третье лицо: Министерство обороны РФ, Войсковая часть 52761, Военная прокуратура кяхтинского гарнизона
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2929/08