г. Чита |
Дело N А58-994/09 |
(перерывом в судебном заседании)
"21" мая 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей Е.О. Никифорюк, Г.Г. Ячменёва,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Саха (Якутия), на решение арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 апреля 2009 года по делу NА58-994/09, принятое судьей Григорьевой В.Э.,
при участии:
от заявителя: не было;
от ответчика: не было;
и установил:
Заявитель, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Саха (Якутия), обратился с требованием о взыскании с Абыйского управления сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) сумм налоговой санкции за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившегося в непредставлении в установленный законом срок сведений о доходах физических лиц за 2007 год.
Решением суда первой инстанции от 06.04.2009 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
10 апреля 2008 года ответчиком представлены сведения о доходах физических лиц за 2007 год. Количество сведений по данным реестра на 16 физических лиц.
На основании представленных сведений налоговым органом проведена камеральная проверка в отношении ответчика и установлен факт несвоевременного представления ответчиком сведений о доходах физических лиц за 2007 год. Указанное нарушение зафиксировано в акте от 16.07.08 N 2062/625дсп. Акт проверки получен ответчиком 22.07.08 согласно соответствующей отметке.
22.07.08 Ответчику вручено извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки от 16.07.08 N 620.
Решением заместителя начальника налогового органа от 14 апреля 2008 N 5159 Ответчик привлечен к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса в виде наложения санкции за непредставление в установленный срок сведений о доходах физических лиц за 2007 год в размере 800 руб. 00 коп. Решение получено ответчиком 28.04.08 года согласно почтовому уведомлению.
Требованием от 8.09.08 N 906 налоговый орган предложил ответчику добровольно уплатить вышеуказанные налоговые санкции в срок до 23 сентября 2008 года.
Требование получено ответчиком 16 сентября 2008 года согласно почтовому уведомлению.
В связи с неисполнением ответчиком требования в добровольном порядке и в связи с тем, что ответчик является бюджетной организацией и обращение взыскания на его средства возможно только по решению суда, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговой санкции.
Ответчик имеет лицевой счет 03082001299 в ФКУ Минфина РС(Я) по Абыйскому улусу.
В материалах дела отсутствуют доказательства уплаты ответчиком сумм штрафа по требованию N 906 от 8.09.08.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 24 НК налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 230 НК налоговые агенты ведут учет доходов, полученных физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 230 НК налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно пункту 1 статьи 126 НК непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Изложенные выше обстоятельства дела и нормы права дают суду основания считать правильной квалификацию налоговым органом выявленных правонарушений, доказанными обстоятельства совершения данного правонарушения (виновность), что подтверждается документами налогового контроля, налоговой декларацией, имеющимися в материалах дела и обладающими признаками допустимых и относимых доказательств.
Расчет суммы санкции проверены судом в заседании, в результате чего установлена правомерность исчисления налоговым органом ее размера в стоимостном выражении.
Между тем налоговым органом не соблюден порядок привлечения к ответственности, установленный статьей 101 НК.
Согласно статье 10 НК РФ порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, определенной главами 14 и 15 НК РФ .
В силу пункта 2 статьи 101 НК РФ налоговый орган извещает о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка и которое вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка указанного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения названных материалов, за исключением случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 101 НК РФ материалы налоговой проверки могут быть рассмотрены в отсутствие представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, только в случае если лицо было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения.
Пунктом 14 статьи 101 НК РФ определено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечении возможности налогоплательщика представить объяснения.
Статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать в случае выявления правонарушения в результате проведения любых предусмотренных законодательством мероприятий налогового контроля, в том числе и по камеральной проверке.
22.07.08 налоговым органом Ответчику вручено Извещение N 620 от 16.07.08 о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
В представленном извещении отсутствует дата и время рассмотрения материалов проверки. В корешке к извещению N 620 с отметкой о вручении дата вызова указана "13 августа 2008 года", время рассмотрения материалов проверки отсутствует.
13.08.08 составлен протокол о рассмотрении материалов (возражений) налоговой проверки.
Фактически акт рассмотрен и решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принято 14.08.08. Доказательства извещения Ответчика о назначении рассмотрения материалов проверки на указанную дату налоговым органом не представлены.
На основании изложенных обстоятельств дела и приведенных норм права суд приходит к выводам о несоблюдении и нарушении налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения акта и порядка принятия решения и о нарушении, вследствие этого, прав и законных интересов ответчика.
Налоговый орган, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель налогового органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным ходатайством, налоговый орган просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Из апелляционной жалобы налогового органа следует, что судом первой инстанции не учтено следующее.
О времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, в том числе акта от 16.07.2008 N 2062/625 налогоплательщик был извещен на 13.08.2008 в 10 час. 00 мин надлежащим образом - извещением от 16.07.2008 N 620.
В назначенное время (13.08.2008 в 10 час.) и место, налоговой инспекцией были рассмотрены материалы камеральной налоговой проверки, на рассмотрение налогоплательщик (его представитель) не явился, каких-либо заявлений или возражений не представил, процедура заседания рассмотрения была отражена в протоколе от 13.08.2008 N 621, в котором указано, что материалы рассмотрены в соответствии со ст. 101 Кодекса, поэтому соответствующая резолютивная часть решения была принята 13.08.2008, полная часть, которого была изготовлена в мотивированном решении, вынесенного 14.08.2008 г.
Согласно п. 7 ст. 101 Кодекса по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Из названной правовой нормы не следует, что упомянутое решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов налоговой проверки, или в присутствии налогоплательщика.
Данный вывод налоговой инспекции основан на Определении судебной коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2009 N ВАС-14645/08 о передаче дела N А08-4026/07-25 в Президиум ВАС РФ.
Кроме того, по существу обстоятельств, привлечения налогоплательщика к вышеуказанной налоговой ответственности, решение налоговой инспекции, судом признано обоснованным.
Представитель налогоплательщика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, телеграммой. Отзыва не поступило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Пунктом 14 ст. 101 НК РФ предусмотрено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Из анализа материалов дела следует, что рассмотрение материалов проверки состоялось 13 августа 2008 года.
Вместе с тем, оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что материалы дела не свидетельствуют о том, что ответчик - Абыйское управление сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) было надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения материалов камеральной проверки.
Так при визуальном осмотре извещения о времени и месте рассмотрения материалов проверки N 620 от 16 июля 2008 года (т.1, л/д.8) установлено, что данное извещение адресовано Павлову Федору Авсентьевичу, в извещении не содержится указания даты, времени и кабинета где должно состоятся рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки.
На извещении отсутствует отметка о его вручении ответчику.
Таким образом, из указанного документа невозможно установить соблюдение налоговым органом требований ст. 101 НК РФ о надлежащем уведомлении ответчика о месте и времени рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, а также установить факт вручения данного документа ответчику.
Из корешка к извещению N 620 от 16.07.2008 следует, что он адресован Павлову Фёдору Авсентьевичу. На извещении указана дата вызова - 13.08.20098 года, время не указано. Уведомление вручено Начальнику Абыйского УСХ - А.М. Ефимову.
Таким образом, из указанного документа невозможно установить соблюдение налоговым органом требований ст. 101 НК РФ о надлежащем уведомлении именно ответчика о месте и времени рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки.
Следовательно, необеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя, является основанием для признания решения инспекции незаконным.
Таким образом, поскольку указанное является существенным нарушением прав налогоплательщика, суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "06" апреля 2009 года по делу N А58-994/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-994/09
Заявитель: Межрайонная ИФНС России N 8 по Республике Саха (Якутия)
Ответчик: Абыйское управление сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)