г. Чита |
Дело N А78-5800/2008 |
09 июля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2009 года
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борголовой Г.В.,
судей Стасюк Т.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Лопаткиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного унитарного предприятия Агинского Бурятского автономного округа "Управление капитального строительства" на решение Арбитражного суда Читинской области от 29 апреля 2009 года по делу N А78-5800/2008,
по иску открытого акционерного общества "Региональное управление строительства"
к Государственному унитарному предприятию Агинского Бурятского автономного округа "Управление капитального строительства", Министерству финансов Забайкальского края
о взыскании 37 617 229 рублей,
(судья Федорченко Е.А.)
при участии в судебном заседании:
от истца: Щепиной Ю.С. представителя по доверенности от 25.05.2009,
от ответчика 1: Аюшиева А.Ц. представителя по доверенности от 21.01.2009,
от ответчика 2: представитель не явился
установил:
открытое акционерное общество "Региональное управление строительства" (далее по тексту - ОАО "РУС") обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании 37617229 рублей - долга по договору строительного подряда от 24.06.05 N 015-СП 2001 на строительство объекта "Общежитие п. Могойтуй" по адресу: Агинский Бурятский автономный округ, п.Могойтуй, ул.Малиновского, территория ВСГТУ с Государственного унитарного предприятия Агинского Бурятского автономного округа "Управление капитально строительства" (далее по тексту - ГУП АБАО "УКС").
Решением суда от 29 апреля 2009 года исковые требования удовлетворены, взыскано с ГУП АБАО "УКС" 37 717 229 рублей. Исковые требования, предъявленные к Министерству финансов Забайкальского края, оставлены без удовлетворения. В обоснование решения суд указал на то, что договор подряда от 24.06.2005 N 015-СП 2001 не заключен. Сторонами не согласованы его существенные условия: предмет договора, объемы и содержание работ. Вместе с тем, сложились правоотношения, регламентированные главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. Выполненные работы подтверждены справками формы КС-2, КС-3.
Не согласившись с решением суда, ответчик 1- ГУП АБАО "УКС" обратился в Четвёртый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, мотивируя тем, что суд первой инстанции пришел к выводу о строительстве объекта для нужд ответчика 1. При этом не дал никакой оценки доказательствам, представленным ответчиком 1: Уставу предприятия, договору по оказанию услуги заказчика-застройщика и технического надзора заключенному между Администрацией АБАО и УКСом; Распоряжению Главы Администрации АБАО об утверждении перечня объектов, строительство которых осуществляется за счет окружного бюджета.
Представители лиц, участвующих в деле, соответственно, заявитель апелляционной жалобы(ответчик 1) и истец, поддержали свои доводы в обоснование своих позиций. Истец согласился с апелляционной жалобой ответчика1.
Министерство финансов Забайкальского края в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Отзыв на апелляционную жалобу от ответчика2 в суд апелляционной инстанции не поступал.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Между ГУП АБАО "УКС" (заказчик по договору) и ОАО "РУС" (Агинский филиал)(подрядчик) заключен договор подряда от 24.06.05 N 015-СП 2001.
Согласно указанному договору заказчик поручает подрядчику, а подрядчик принимает на себя генеральный подряд по строительству объекта "Общежитие, п.Могойтуй" находящегося по адресу: Агинский Бурятский автономный округ, Могойтуйский район, п.Могойтуй, ул.Малиновского, территория ВСГТУ.
Согласно пункту 1.2 договора подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными силами и с привлечением субподрядчиков все работы по строительству объекта "Общежитие п. Могойтуй, в соответствии с условиями договора, проектно-сметной документацией, полученной от заказчика, строительными нормами и правилами, включая возможные работы, определенно в договоре не упомянутые, но необходимые для полного сооружения объекта и нормальной его эксплуатации.
Как следует из пункта 1.4. договора, договор заключен на основании протокола N 3 от 31.05.2005 тендерного комитета Агинского Бурятского автономного округа по результатам проведения подрядных торгов. В обоснование условий заключенного государственного контракта какой-либо тендерной документации не представлено.
Доказательств передачи на момент заключения государственного контракта проектной документации, в которой были бы конкретно определены вид, объем, стоимость работ, сторонами не представлено.
Как следует из материалов дела, проектно-сметная документация составлена ЗАО НП "Читагражданпроект" по заказу государственного унитарного предприятия "Управление капитального строительства АБАО" в 2007 году (получена ГУП АБАО УКСом 25.10.2007, что подтверждается штампом входящей корреспонденции) на объекты (основные объекты строительства): Общежитие N 1, Общежитие N 2, Общежитие N 3, столовая, подкрановые пути. Тогда как, из текста договора подряда N 015-СП 2001 от 24.06.05 следует, что объектом строительства являлось общежитие в п.Могойтуй.
Таким образом, по договору подряда предметом является строительство общежития в п. Могойтуй, а в сметной документации указаны иные объекты строительства, следовательно, представленная сметная документация, не имеет отношения к предмету правового регулирования по имеющемуся в деле договору подряда.
Суд апелляционной инстанции считает, что поскольку договор нельзя признать государственным контрактом, то по установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, между истцом и ответчиком 1 сложились правоотношения, регулируемые главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Предметом договора строительного подряда, к которому относится спорная сделка, является строительство по заданию заказчика определенного объекта или выполнение иных строительных работ (пункт 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации). В статье 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете. Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна представить соответствующую документацию.
Условия, перечисленные в названных нормах, относятся к существенным для договора строительного подряда, то есть при их отсутствии договор не может считаться заключенным.
В данном случае, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что договор подряда является незаключенным, поскольку на момент заключения договора отсутствовало согласование необходимого объема работ, поэтому отсутствовал и предмет. Ни проектной документации, ни сметы не существовало. Сметная документация составлена в 2007 году, тогда как договор от 24.06.2005. Акты приемки выполненных работ подтверждают факт выполнения работ, а не их согласование.
Вместе с тем, в деле имеются счета-фактуры, справки формы КС-2, КС-3, акты сверок, в том числе по состоянию на 30.11.2008 (л.д.2 т.3), подтверждающие факт выполнения работ подрядчиком строительно-монтажных работ по объекту строительства: общежитие в п. Могойтуй.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает их допустимыми и достоверными доказательствами.
Таким образом, сумма иска, предъявленная за фактически выполненные строительно-монтажные работы по объекту строительства: общежитие п. Могойтуй подтверждена доказательствами, имеющимися в деле. Выводы суда первой инстанции в этой части следует признать обоснованными и правильными.
Утверждение заявителя апелляционной жалобы, а также представителя истца о том, что в сметной документации предусмотрен объект строительства: общежитие п. Могойтуй, судом апелляционной инстанции отклоняется, как несостоятельное, поскольку сметная документация составлена позже, чем сам договор подряда(статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что УКС осуществляет функции заказчика-застройщика и технического надзора за строительством объектов, судом апелляционной инстанции отклоняются. Пунктом 2.2 Устава(с дополнениями) предусмотрено, что предприятие наравне с деятельностью, направленной на создание объектов социально-культурного назначения и строительство жилья, осуществляет функции контроля заказчика-застройщика в части организации финансирования и строительства, ведения технического надзора и контроля за целевым использованием капитальных вложений по строительству объектов, финансируемых за счет федерального и окружного бюджетов.
Из анализа данного пункта следует, что предприятие осуществляет как строительство, так и контрольные функции.
Таким образом, довод в этой части несостоятелен.
Довод апелляционной жалобы о выделении из окружного бюджета 40 577 000 рублей на строительство общежития в п. Могойтуй, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку не имеет правового значения для разрешения данного дела, в связи с отсутствием доказательств заключения государственного контракта, наличия государственного заказчика.
В деле имеются счета-фактуры, акты выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ формы КС-3 по объекту строительства общежитие в п. Могойтуй, которые подтверждают фактическое выполнение работ, на основании которых судом сделан правильный вывод об обоснованности иска.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции относительно ответчика 2, оснований для переоценки доказательств в этой части нет.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт принят законно и обоснованно, оснований, предусмотренных статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нет, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Читинской области от 29 апреля 2009 года по делу N А78-5800/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий судья |
Г.В. Борголова |
Судьи |
Т.В. Стасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5800/08
Истец: ОАО "Региональное управление строительства"
Ответчик: ГУП "Управление капитального строительства"
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А78-5800/2008
27.07.2009 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2088/09
09.07.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2088/09
15.06.2009 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2088/09
29.04.2009 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-5800/08