г. Чита |
Дело N А19-5328/08-48 |
"30" октября 2008 г.
04АП-2998/2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, Г. Г. Ячменёва,
при ведении протокола судебного заседания судьей Д. Н. Рыловым,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства имущественных отношений Иркутской области на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2008 года по делу N А19-5328/08-48 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Кальмеера" к Администрации Иркутской области, Агентству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным решения.
(суд первой инстанции судья Капустенская Е.Ф.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованных лиц:
1. Администрации Иркутской области - не явился;
2. Агентства имущественных отношений Иркутской области - не явился.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Кальмеера" (далее ООО "Торговый Дом Кальмеера") обратилось в суд с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Агентства имущественных отношений Иркутской области, оформленного письмом от 11.04.08 г. N 23-3398/1к, об отказе по заявлению от 26.03.08 г. N 83 в выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. 5-ой Армии, и об обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании размещения объекта по указанному адресу.
Решением суда первой инстанции от 25.07.2008 г. заявленные требования удовлетворены частично. Решение Агентства как решение об отказе в дальнейшем рассмотрении заявления от 26.03.2008 г. N 83 Общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Кальмеера" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. 5-ой Армии, как не соответствующее п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области", п.п. 34, 35 Положения "О предоставлении земельных участков, находящихся на территории г. Иркутска", утвержденного Постановлением Администрации Иркутской области от 29.12.06 г. N 263-па.
Суд первой инстанции обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке пунктов 33, 34 Положения "О предоставлении земельных участков находящихся на территории г. Иркутска", устанавливающих процедуру приема и рассмотрения заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о том, что заявление не было передано в установленном порядке для рассмотрения его компетентному органу, обжалуемое письмо квалифицировано как отказ в дальнейшем рассмотрении данного заявления в порядке, установленном Положением. Кроме того, на день рассмотрения дела документы заявителя в Администрацию Иркутской области на рассмотрение не поступили. По требованию заявителя об обязании Агентства устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предварительном согласовании размещения объекта по указанному адресу суд указал, что принятие решений о предоставлении земельных участков не входит в компетенцию Агентства имущественных отношений Иркутской области (п. 35 Положения).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо - Агентство имущественных отношений Иркутской области обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, поскольку, письмо с информацией о принадлежности земельного участка к определенной зоне не нарушает полномочий Администрации Иркутской области по распоряжению неразграниченными земельными участками на территории г. Иркутска, установленных п.10 статьи 4 названного Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области". Кроме того, судом неправильно истолкованы нормы Положения, пунктом 34 которого установлена обязанность Администрации Иркутской области в течение трех дней с момента получения заявления о выборе направить обращение об обеспечении выбора земельного участка, копии заявления о выборе и приложенных к нему документов в орган местного самоуправления муниципального образования "Город Иркутск". При этом обязанность Агентства и сроки передачи принятых документов и заявлений в Администрацию Иркутской области Положением не установлена, в связи с чем, судом вменено Агентству нарушение несуществующих правовых норм, что повлекло принятие не соответствующего закону решения. Агентство полагает необоснованным вывод суда о нарушении закона Агентством сообщением заявителю оспариваемым письмом информации, поскольку Положение о предоставлении земельных участков не содержит норм, запрещающих совершение компетентными органами каких-либо иных действий, кроме установленных Положением.
Заявитель и Администрация Иркутской области отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованные лица своих представителей в судебное заседание не направили. Администрация Иркутской области заявила ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствии её представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
Согласно ст. 32 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Как следует из материалов дела ООО "Торговый дом Кальмеера" обратилось в Агентство имущественных отношений Иркутской области с заявлением N 83 от 26 марта 2008 года о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта - офисного здания по адресу: г. Иркутск, ул. 5-ой Армии.
В ответ на указанное заявление Агентство имущественных отношений Иркутской области письмом от 11.04.2008 г. N 23-3398/1к сообщило заявителю о том, что испрашиваемый земельный участок подпадает в зону застройки многоэтажными жилыми домами и является придомовой территорией жилого пятиэтажного дома N 48. Иных ответов от уполномоченного органа заявителю не поступало.
Уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка путем согласования и предоставить испрашиваемый земельный участок, а при невозможности его предоставления предложить иные варианты месторасположения земельного участка, а в случае невозможности предоставления земельного участка под строительство указанного объекта недвижимости отказать просителю в его предоставлении.
Как следует из материалов дела, подача обществом заявления о предоставлении земельного участка не повлекла принятие какого-либо из перечисленных решений, между тем, обществу сообщено о перспективах застройки истребуемого земельного участка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что указанным ответом Агентством имущественных отношений Иркутской области нарушены права и законные интересы заявителя, поскольку ему фактически отказано в надлежащем рассмотрении его заявления о предоставлении земельного участка путем предварительного согласования места расположения объекта, в порядке, предусмотренном указанными нормами Земельного Кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель Иркутской области", к полномочиям Администрации Иркутской области относится распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с настоящим Законом.
При этом суд апелляционной инстанции не принимает довод Агентства о том, что в его обязанности входит не только принятие заявления о предоставлении земельного участка, но и иные обязанности, связанные с выполнением возложенных на него задач и функций.
Согласно Положению "Об Агентстве имущественных отношений Иркутской области", утвержденному Постановлением Администрации Иркутской области N 312-па от 31.12.2007г.:
1. Агентство имущественных отношений Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению государственной собственностью Иркутской области.
2. Агентство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Уставом Иркутской области, законами Иркутской области, иными правовыми актами, а также настоящим Положением.
3. Агентство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, организациями, гражданами.
6. Задачами Агентства являются:
1) управление, распоряжение и контроль за использованием государственной собственности Иркутской области;
2) управление и распоряжение землями и земельными участками;
7. Агентство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции:
1) осуществление от имени Иркутской области полномочий собственника имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области, и участника имущественных правоотношений;
8) заключение договоров аренды, безвозмездного пользования и хранения объектов государственной собственности Иркутской области, осуществление иных юридических действий, связанных с осуществлением указанных полномочий, контроль за поступлением арендной платы от использования государственной собственности Иркутской области, организация и проведение торгов по продаже земельных участков или предоставлению права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области, продажа и сдача в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области, и заключение договоров купли-продажи, аренды земельных участков.
Из приведенных норм следует, что Агентство имущественных отношений Иркутской области, осуществляя функции по управлению государственной собственностью Иркутской области, является уполномоченным органом в сфере земельных правоотношений на территории Иркутской области в смысле ст. 29 ЗК РФ.
То обстоятельство, что согласно Распоряжению Губернатора Иркутской области от 29.02.2008г. N 154-р "О внесении изменений в распоряжение Губернатора Иркутской области от 01.01.2008 года N 40-р" в компетенцию последнего отнесено заключение договоров купли-продажи земельных участков, договоров аренды земельных участков, договоров безвозмездного срочного пользования земельными участками, в случае предоставления их для строительства, подписание актов приема-передачи земельных участков и других сопутствующих документов, связанных с исполнением указанных договоров, не влияет на обязанности Агентства принять предусмотренные законом меры о рассмотрении вопроса по предоставлению заявителю земельного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, Агентство, как уполномоченный орган Администрации Иркутской области в сфере земельных правоотношений на территории Иркутской области, обязан при принятии заявления от заявителя о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта осуществить меры в порядке, установленном п. 32-35 Положения "О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, для строительства", утвержденного Постановлением Администрации Иркутской области N 263-па от 29.12.2006 г.
Неосуществление указанных мер в установленном порядке является нарушением как прав заявителя, так и указанных норм права, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал незаконным оспариваемый ненормативный акт.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ответчик обязан исполнить возложенные на него указанными нормативными актами обязанности и в установленном порядке принять меры по предоставлению или отказу в предоставлении заявителю истребуемого земельного участка.
Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований обусловлено лишь тем, что ответчик не осуществил возложенную на него обязанность по соблюдению порядка рассмотрения заявления о предоставления земельного участка, в связи с чем, им не исполнены обязательные условия предоставления или отказа в предоставлении земельного участка.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст.71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований заявителя.
Проанализировав все собранные по делу доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2008 года по делу N А19-5328/08-48, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2008 года по делу N А19-5328/08-48 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5328/08
Заявитель: ООО "Торговый Дом Кальмеера"
Ответчик: Правительство Иркутской области, Администрация Иркутской области, Агентство имущественных отношений Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2998/08