г. Чита |
Дело N А78-2061/2007-С2-25/126 |
"20" июня 2008 г. |
-04АП-2794/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу ООО "ЛАГ"
(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)
на Решение Арбитражного суда Читинской области от 05.05.2008г. по делу N А78-2061/2007-С2-25/126, по заявлению ООО "ЛАГ" к Забайкальскому территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, принятое судьей Борголовой Г.В.,
(фамилии, инициалы судей, принявших решение)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Любина В.А. (доверенность от 08.05.2007г.);
от ответчика: Чаванина М.В. (доверенность от 10.01.2008г. N 1);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛАГ" обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением к Забайкальскому территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту о признании незаконным и отмене постановления от 12.04.2007г. N 68 о наложении штрафа за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.5 КоАП РФ, в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Читинской области от 25 мая 2007 года отказано в удовлетворении требований ООО "ЛАГ".
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2007 года решение суда первой инстанции отменено и принят новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 сентября 2007 года решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены и дело направлено на новое рассмотрение.
Решением арбитражного суда от 05 декабря 2007 года в удовлетворении заявленных требований ООО "ЛАГ" отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2008 года решение суда первой инстанции от 05 декабря 2007 года отменено, принят новый судебный акт о признании оспариваемого постановления незаконным и его отмене.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 марта 2008 года решение суда первой инстанции от 05 декабря 2007 года и постановление арбитражного апелляционного суда от 17 января 2008 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением от 05 мая 2008 г. суд отказал в удовлетворении заявленных требований, в обоснование указав, что оспариваемое постановление Забайкальскому территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту принято главным санитарным врачом ЗабТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Ивановой Н.В. в соответствии с ее полномочиями.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ЛАГ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, прекратить производство по делу. Считают, что главный государственный санитарный врач по Забайкальской железной дороге ЗабТО Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту - Иванова Н.В. неправомочна рассматривать дела и выносить решения по административным правонарушениям, предусмотренным ст.14.5 КоАП РФ. Таким правом обладает только Руководитель Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту Каськов Ю.Н. и его заместители.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Просит решение суда первой инстанции отменить полностью и прекратить производство по делу.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ЗабТО Управления Роспотребнадзора проведены плановые мероприятия по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей в общежитии НГЧВВ-1 Забайкальской железной дороги, расположенном по адресу: г. Чита, улица Недорезова, 16, в результате которых установлено нахождение на первом этаже общежития магазина пищевых продуктов, принадлежащего ООО "ЛАГ", на вывеске которого отсутствует информация о фирменном наименовании и месте нахождения продавца, что подтверждается актом по результатам мероприятий по контролю от 05.03.2007.
О факте правонарушения составлен протокол об административном правонарушении N 68 от 29.03.2007.
Постановлением ЗабТО Управления Роспотребнадзора о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 68 от 12.04.2007 ООО "ЛАГ" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере трехсот минимальных размеров оплаты труда в сумме 30000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, выразившегося в продаже товаров при отсутствии установленной информации о продавце.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
При первоначальном рассмотрении дела суды пришли к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.14.5 КоАП РФ, нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности допущено не было.
Вместе с тем, как указал суд кассационной инстанции, направляя дело на новое рассмотрение, судами не был исследован вопрос о наличии или отсутствии полномочий у должностного лица административного органа - Главного государственного санитарного врача по Забайкальской железной дороге ЗабТО Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту на принятие оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
ЗабТО Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту является структурным подразделением Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту в соответствии с Положением о ЗабТО Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, утвержденным Приказом руководителя Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Ю.Н. Каськова от 13.09.2006г. N 134-орг.
В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 21.12.2004г. N 37 реорганизованы подчиненные Федеральной службе Роспотребнадзора территориальные управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в форме слияния с территориальными управлениями Федеральной службы Роспотребнадзора по соответствующим субъектам Российской Федерации.
Пунктом 3.5 вышеназванного приказа предусмотрена передача вновь возникшим территориальным управлениям Федеральной службы Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации прав и обязанностей в порядке правопреемства соответствующих реорганизуемых территориальных управлений Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также регистрация в установленном порядке изменений в положения о территориальных управлениях Федеральной службы Роспотребнадзора по соответствующим субъектам Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. N 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которым установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.04.2006г. N 308 "Об утверждении типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", зарегистрированного в Минюсте РФ 04.05.2006г. N 7778 утверждено типовое положение о территориальном органе Роспотребнадзора по субъекту РФ.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.01.2005г. N 76 "Об утверждении Положения о территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Читинской области", утверждено Положение ТУ Роспотребнадзора по Читинской области.
Приказом Федеральной службы Роспотребнадзора от 06.09.2006г. N 304 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту.
Положением предусмотрено, что Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту является юридическим лицом, осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, в том числе деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также применяет меры административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ. Управление возглавляет руководитель, который является главным государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту. В состав Управления входят территориальные отделы. Территориальный отдел Управления возглавляет начальник, который является главным государственным санитарным врачом по железной дороге.
Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром здравоохранения и социального развития РФ, является главным государственным санитарным врачом по соответствующему субъекту.
В состав Управлений могут входить территориальные отделы.
Приказом Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту от 13.09.2006г. N 134-орг утверждены Положения о территориальных отделах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, в том числе Положение о Забайкальском территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту. Забайкальский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту является структурным подразделением Управления
Согласно ст.23.49 КоАП РФ органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.8 (в части нарушения правил хранения и реализации продуктов животноводства), 14.2, 14.4 - 14.8, 14.15, частями 3 и 4 статьи 14.16, частями 2 - 4, 6 - 8 статьи 14.34, статьей 19.14 (в части реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих) настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по торговле, его заместители;
2) начальники территориальных управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, их заместители.
Как было указано выше, Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты право потребителей и благополучия человека от 21.12.2004 N 37 подчиненные названной Федеральной службе территориальные управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей реорганизованы в форме слияния с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с передачей вновь возникшим территориальным управлениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации прав и обязанностей в порядке правопреемства соответствующих реорганизуемых территориальных управления Государственной инспекции по торговле, качестве товаров и защите прав потребителей.
Таким образом, после реорганизации в форме слияния территориальных управлений Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15 КоАП РФ, вправе начальники территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, их заместители.
Судом установлено, что оспариваемое постановление принято Иванова Н.В., назначенной на должность начальника Забайкальского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту в соответствии с приказом Территориального Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 21.02.2005г. N 13-к.
Вместе с тем, Руководителем Территориального Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту является Ю.Н. Каськов.
В силу вышеуказанных положений руководитель территориального управления Роспотребнадзора назначается Министром здравоохранения и социального развития РФ.
Иванова Н.В. назначена на должность руководитель территориального управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.
Таким образом, полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15 КоАП РФ, наделены только Руководитель Территориального Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и его заместители.
Начальник Забайкальского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту такими полномочиями не обладает.
Аналогичная официальная позиция отражена в письме Руководителя Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 29.01.2007г. N 01-09/162 и письме Управления Роспотребнадзора по Читинской области от 06.11.2007г. N 02/У-12/5688, что также исключает вину лица, привлекаемого к административной ответственности.
Ссылка суда первой инстанции на п.5 ч.2 ст. 23.13 КоАП РФ является неправомерной, т.к. действие данной статьи распространяется только на порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 - 6.7, частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), частью 2 статьи 7.8, статьей 8.2, статьей 8.5 (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого водоснабжения, а также о радиационной обстановке), частью 2 статьи 8.6 (о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления), частью 2 статьи 14.4 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ст.211 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, установив, что оспариваемое постановление принято должностным лицом с превышением его полномочий, суд обязан принять решение о признании данного постановления незаконным и его отмене.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене с принятием нового решения о признании оспариваемого постановления незаконным.
Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Читинской области от 05.05.2008г., принятое по делу N А78-2061/2007-С2-25/126, отменить. Принять новое решение.
2.Заявленные требования ООО "ЛАГ" удовлетворить. Признать постановление от 12.04.2007г. N 68 Забайкальского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту о назначении административного наказания по ст.14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб. незаконным и отменить его.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-2061/07
Заявитель: ООО "ЛАГ"
Ответчик: Забайкальский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту