г. Томск |
Дело N 07АП-7367/08(2) |
19 июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2009 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд
в составе:
Председательствующего Ждановой Л.И.
судей Солодилова А. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Ждановой Л. И.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от ответчика: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сельскохозяйственной полеводческой компании "Агротехническое хозяйство" (общество с ограниченной ответственностью), с. Ново-Воскресенка Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 26 марта 2009 года по делу N А45-18512/2008-41/465 (судья Емельянова Г. М.)
по заявлению Сельскохозяйственной полеводческой компании "Агротехническое хозяйство" (общество с ограниченной ответственностью), с. Ново-Воскресенка Новосибирской области
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области, г. Новосибирск
об оспаривании отказа в государственной регистрации договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственная полеводческая компания "Агротехническое хозяйство" (общество с ограниченной ответственностью) (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области (далее по тексту - Управление) N 24/004/2008-464 от 12.09.2008 года в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и обязании заинтересованного лица произвести государственную регистрации сделки - договора на предоставление в пользование (аренду) участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций N 05 от 24.11.2006 года.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.03.2009 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.03.2009 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, в том числе по следующим основаниям:
- суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что приложенный к договору план лесного участка был изготовлен не в 2006 году, а в 2007 году. При этом, то обстоятельство, что сходный план лесного участка был приложен к какому-либо документу от 2007 года, не является доказательством того, что приложенный к договору план лесного участка не был изготовлен в 2006 году;
- оспариваемый отказ нарушает право Общества на государственную регистрацию договора аренды лесного участка, что препятствует нормальной экономической деятельности заявителя в части лесопользования;
- суд первой инстанции сделал ошибочный вывод об обязанности предоставления непредусмотренного законодательством документа, подтверждающего присвоение условного кадастрового номера.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, так как несоответствие представленных Обществом документов требованиям действующего законодательства, непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав согласно абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, явилось основанием для отказа заявителю в государственной регистрации прав.
Лица, участвующие в дела, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.03.2009 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12.04.2008 года Обществом в Управление подано заявление о государственной регистрации аренды участка лесного фонда. В качестве правоустанавливающих документов представлены: договор на предоставление в пользование (аренду) участков лесного фона, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций от 24.11.2006 года N 05, Описание арендуемого участка лесного фонда, План участков лесного фонда, что подтверждается распиской ответчика от 12.04.2008 года N 24/004/2008-464 (л.д.9 т.1).
12.09.2008 года Управление направило Обществу Сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 24/004/2008-464, согласно которому заявителю на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказано в государственной регистрации аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Новосибирская область, Черепановский район, Муниципальное образование Карасевский сельсовет, сельхоз угодия вокруг села Ново-Воскресенка, так как представленный договор N 05 от 24.11.2006 года не соответствует требования действующего законодательства, в частности, данный договор не содержит условия об объемах (размерах) лесопользования. Кроме того, Обществом не представлены кадастровый план (кадастровый паспорт) земельного участка, который согласно п. 1 ст. 17 Закона является обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на земельный участок; предметом вышеуказанного договора являются правоотношения по пользованию участком лесного фонда, который, согласно действующему законодательству не является объектом недвижимого имущества.
Общество, посчитав отказ Управления нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из данных норм, суд должен установить несоответствие или соответствие ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления закону или иному нормативному правовому акту и нарушение или отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действующим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Основания для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним перечислены в статье 20 указанного Закона.
Материалами дела установлено, что 26.11.2006 года между ФГУ Черепановский лесхоз Государственной лесной службы Новосибирской области (арендодатель) с одной стороны и Обществом (арендатор) с другой стороны заключен договор N 05 на предоставление в пользование (аренду) участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, согласно которому заявителю в аренду передан участок лесного фонда с условным кадастровым номером 54:28:046504:0040 (Б), расположенный на землях сельхоз угодий вокруг села Ново-Воскресенка в кварталах 1-51.
При этом, к указанному договору имеются приложения: Описание части участка лесного фонда переданного в аренду по договору на предоставление в пользование (аренду) участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, а также План лесного участка, площадь, границы арендуемого участка лесного фонда - масштаб 1:60 000.
Принимая во внимание, что договор аренды N 05 от 24.11.2006 года заключен до введение в действие Лесного кодекса Федеральным законом N 200-ФЗ от 04.12.2006 года, суд первой инстанции правомерно применил к рассматриваемым отношениям положения Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Лесного кодекса РФ от 22.01.1997 года N 22-ФЗ лесное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения).
Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации (далее - лесной фонд), участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность (ст. 6 Лесного кодекса РФ).
В силу ч. 1 ст. 31 Лесного кодекса РФ по договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования либо видов использования участка лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.
Договор аренды участка лесного фонда заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ст. 33 Лесного кодекса РФ в договоре аренды участка лесного фонда указываются следующие условия: границы участка лесного фонда; виды лесопользования или виды использования участка лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; срок аренды; размер арендной платы и порядок ее внесения; обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов; порядок оплаты лесопользователю проведенных им лесохозяйственных работ; иные условия, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации и определенные по усмотрению сторон.
Как было указано выше, одним из основания для принятия Управления оспариваемого отказа, послужили вывод ответчика, что договор N 05 от 24.11.2006 года не содержит условий об объемах (размерах) лесопользования.
Суд первой инстанции поддержал доводы Управления в данной части, указав, что приложенное к договору Описание части участка лесного фонда является самостоятельным документов и не может быть признан приложением к договору, в том числе, в силу того, что указанное описание составлено в 2007 году.
Однако судом не были приняты во внимание следующие обстоятельства.
Так, договор аренды N 05 от 24.11.2006 года подписан сторонами 25.11.2006 года. Согласно акту приема-передачи участков лесного фонда от 25.11.2006 года арендодатель передал Обществу, а заявитель принял участки лесного фонда, при этом к договору приложены описание участка лесного фонда и план лесного участка. Указанный договор и приложенные к нему документы были преданы в Управления в прошитом и пронумерованном виде, что не оспаривается ответчиком.
Кроме того, из буквального прочтения Описания части участка лесного фонда, следует, что указанный документ является приложением к договору от 24.11.2006 года N 05.
В Описании части участков лесного фонда отсутствует указание, что данный документ составлен в 2007 году, в связи с чем, выводы суда первой инстанции в этой части являются ошибочными. Между тем, данное основание не положено в основу оспариваемого отказа и как, следует из материалов дела, Управлением не ставится под сомнение дата изготовления договора и приложенных к нему документов.
Более того, указывая на то, что Описание части участка лесного фонда не содержит подписей сторон договора, Управление при этом не ставит под сомнение План лесного участка, площадь, границы арендуемого участка лесного фонда, являющего приложением к договору N 05 от 24.11.2006 года, на котором также отсутствуют подписи сторон.
Согласно п. 13 Описания части участка лесного фонда объем пользования, в случае использования с изъятием лесных ресурсов, определяется ежегодно по установленным нормативам для нужд сельхозпредприятия и населения, для других нужд по материалам лесоустройства на основании лесорубочных билетов, ордера или лесного билета, в том чисел 305,8 кв.м./год (рубки главного пользования) и 226 кв.м./год (рубки промежуточного пользования).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в связи с недоказанностью Управлением факта того, Описание части участка лесного фонда не является приложением к договору N 05 от 24.11.2006 года, спорный договор соответствует положениям Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года, при этом содержит условия об объемах (размерах) лесопользования. Между тем, ответчиком не приведены доводы со ссылками на нормы права, каким образом (либо иным способом) можно определить объем лесопользования в договоре, заключенном на длительный срок.
Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса РФ" в редакции Федерального закона N 217-ФЗ от 24.07.2007 года в случае, если до 1 января 2010 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Следовательно, предоставление кадастрового плана не является обязательным условием проведения государственной регистрации договора аренды лесного участка.
Как следует из материалов дела, условный кадастровый номер спорного лесного участка был указан Администрацией Черепановского района Новосибирской области, соответственно, Общество является добросовестной стороной.
Условный кадастровый номер 54:28:046504:004(Б) был сформирован присвоением литеры (Б) к кадастровому номеру федерального земельного участка 54:28:046504:0040, на котором находятся федеральные леса Черепановского района Новосибирской области.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена обязанность предоставления каких-либо документов, подтверждающих присвоение условного кадастрового номера. Общество представило в материалы дела достаточно доказательств, позволяющих идентифицировать лесной участок, в отношении которого был подписан договор аренды лесного участка.
Исходя из вышеизложенного, отказ Управления в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оформленный сообщением от 12.09.2008 года N 24/004-2008-464 является не соответствует положениям законодательства РФ и нарушает законные права и интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.
Несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в силу п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 201 АПК РФ, об удовлетворении заявленных Обществом требований.
На основании ст. 110 АПК РФ, государственная пошлина по первой и апелляционным инстанциям в общем размере 3 000 руб., уплаченная платежными поручениями N 130 от 24.10.2008 года и N 110 от 22.05.2009 года, подлежит возвращению заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110 и 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26 марта 2009 года по делу N А45-18512/2008-41/465 отменить.
Требования Сельскохозяйственной полеводческой компании "Агротехническое хозяйство" (общество с ограниченной ответственностью) удовлетворить.
Признать незаконным отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области, выраженный в сообщении N 24/004/2008-464 от 12.09.2008 года.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области произвести государственную регистрацию сделки - договора на предоставление в пользование (аренду) участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, N 05 от 24.11.2006 года.
Возвратить Сельскохозяйственной полеводческой компании "Агротехническое хозяйство" (общество с ограниченной ответственностью) из федерального бюджета государственную пошлину по первой и апелляционной инстанции в размере 3000 руб., уплаченную платежными поручениями N 130 от 24.10.2008 года и N 110 от 22.05.2009 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Солодилов А. В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-18512/2008-41/465
Истец: Сельскохозяйственная полеводческая компания "Агротехническое хозяйство"
Ответчик: УФРС по Новосибирской области
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7367/08