Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2010 г. N 11АП-12489/2010
23 декабря 2010 г. |
Дело N А55-16179/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола помощником судьи Лебедевой М.В.,
с участием:
от заявителя открытого акционерного общества "Завод Продмаш"- Богданова Н.В. доверенность N 1 от 15.01.2010 г.,
от ответчика Государственного учреждения Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 8 - Вдовин Д.В. доверенность N 296/10 от 26.02.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 декабря 2010 г. в зале N 6 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 8, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 сентября 2010 года по делу N А55-16179/2010 (судья Бойко С.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Завод Продмаш", г.Самара
к Государственному учреждению - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 8, г. Самара
о признании незаконными Приказа от 29.04.2010 N 45 и Уведомления от 29.04.2010г. о размере страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Завод Продмаш" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании приказа от 29.04.2010 г. N 45 и уведомления от 29.04.2010 г. Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 8 о размере страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний недействительными.
Решением суда 1 инстанции от 29 сентября 2010 г. заявление Общества удовлетворено, оспариваемые приказ и уведомление Фонда признаны недействительными.
Суд 1 инстанции обязал Государственное учреждение - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 8 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Завод Продмаш".
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 8, г. Самара просит решение суда 1 инстанции отменить. При этом указывает на то, что приказом N 45 от 29 апреля 2010 г. и уведомлением от 29 апреля 2010 г. для ОАО "Завод Продмаш" правильно и правомерно установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 40%.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющие в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, приказом Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 8 от 29.04.2010г. N 45 ОАО "Завод Продмаш" установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с мая 2010 г. в размере 40 процентов, о чем предприятие извещено уведомлением от 29.04.2010 г. (л.д.15,17).
Согласно уведомлению страховой тариф предприятию установлен в размере 1,30 % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
С учетом 40-процентной надбавки страховой тариф составил 1,82 % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Удовлетворяя заявление Общества и признавая оспариваемые приказ и уведомление Фонда недействительными, суд 1 инстанции указал на то, что суть спора сводится к тому, следует ли при исчислении размера надбавки по формуле, содержащейся в п. 7 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производить умножение полученных показателей на 100, как это считает Фонд, или на 100 %, как полагает заявитель.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2001 г. N 652 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002г. N 11 утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно пункту 7 Методики Фонд рассчитывает размер надбавки (Р) по каждому страхователю, показатели которого соответствуют условиям установления надбавки, предусмотренным пунктом 4 Методики, по следующей формуле: Р = (aстр/aвэд+bстр/bвэд+cстр/cвэд) /3-1) Ч 100%.
По мнению заявителя, последним арифметическим действием в данной формуле является умножение полученного показателя на 100%, а не умножение на 100, как это сделано Фондом.
Поэтому расчет заявителя (учетом числовых значений, отраженных в Приказе N 45 от 29.04.2010 г. - л.д.16) выглядит следующим образом: Р = (0,66/0,07 + 5,99/0,77 + 103/62,21)/3 -1) Ч 100% = ( 9,43 + 7,78+1,66 ) /3-1) Ч 100 % = (18,87/ 3-1 ) Ч 100%= (6,29 - 1 )Ч 100 % = 5,29Ч 100 %= 5,29, т.е. размер надбавки (Р), по мнению заявителя, составляет 5,29 % (менее 40 % применительно к п.8 Методики).
Тогда как в соответствии с расчетом Фонда: Р = (0,66/0,07 + 5,99/0,77 + 103/62,21) /3 -1) Ч 100 = (9,43 + 7,78 + 1,66) / 3 - 1) Ч 100% = (18,87/3 - 1) Ч100% = 5,29 Ч 100 = 529, т.е. размер надбавки составляет 529 % (40 % в соответствии с п.8 Методики).
В связи с этим суд 1 инстанции указал на то, что с учетом расположения знака "%" непосредственно рядом с числом 100, а также получения разных результатов при умножении на "100" и "100%" данная формула имеет неясность в ее применении.
По мнению суда, страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по своему юридическому содержанию и социально-правовой природе идентичны тем страховым взносам, которые в настоящее время заменены единым социальным налогом, и взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности. Это означает, что при установлении указанных платежей должны соблюдаться положения Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Следовательно, в силу данной нормы, расчет надбавки к тарифу должен производиться исходя из условий, более предпочтительных для заявителя.
Однако судом 1 инстанции не учтено следующее.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" закреплено право страховщика устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующего класса профессионального риска.
На основании пункта 3 статьи 22 Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила).
Пункт 2 Правил определяет, что скидки и надбавки устанавливаются Фондом социального страхования Российской Федерации на текущий год в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета страховщика, утверждаемого федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 Правил постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.03.2002 N 3284, утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Методика).
Пунктом 2 Методики определено, что скидки и надбавки к страховым тарифам устанавливаются Фондом социального страхования Российской Федерации на текущий календарный год в размере не более 40 процентов страхового тарифа исходя из основных показателей по итогам деятельности страхователя за предшествующий календарный год.
Средние значения указанных основных показателей по видам экономической деятельности, соответствующим Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), рассчитываются и утверждаются Фондом социального страхования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации не позднее 31 марта текущего календарного года.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 26.03.2010 N 73 утверждены средние значения основных показателей по видам экономической деятельности для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2010 году, подлежащие применению региональными отделениями данного Фонда (далее - региональные отделения Фонда) для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам в 2010 году.
В соответствии с пунктом 6 Методики надбавка страхователю устанавливается региональным отделением Фонда не позднее 30 апреля текущего календарного года.
Согласно пункту 14 Методики установление скидок и надбавок оформляется приказами региональных отделений Фонда, при этом региональные отделения в течение 10 дней со дня принятия решения об установлении надбавки направляют страхователю уведомление о размере страховых взносов, в котором указывается, что размер страховых взносов изменяется с месяца, следующего за месяцем установления надбавки.
Принимая оспариваемые предприятием приказ и уведомление, Фонд руководствовался требованиями названных нормативных актов, приказ и уведомление приняты своевременно и оформлены надлежаще.
Статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации определяет основные начала законодательства о налогах и сборах.
Приказ N 45 является индивидуальным правовым актом, устанавливающим в отношении предприятия надбавку к страховому тарифу, и не является нормативным правовым актом, следовательно, не относится к категории актов законодательства о налогах и сборах.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01.06.2010 г. N 1975/10.
Таким образом, вывод суда 1 инстанции о том, что приказ N 45 издан в нарушение положений п.7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, основан на неправильном применении норм права.
Кроме того, как указано выше, в соответствии с пунктом 7 Методики Фонд рассчитывает размер надбавки (Р) по каждому страхователю, показатели которого соответствуют условиям установления надбавки, предусмотренным пунктом 4 Методики, по следующей формуле: Р = (aстр/aвэд+bстр/bвэд+cстр/cвэд) / 3-1) Ч 100%.
Средние значения основных показателей (а, Ь, с) для расчёта скидок и надбавок утверждаются Постановлением ФСС РФ ежегодно, исходя из статистики за предыдущий год по каждому виду экономической деятельности, в каждой конкретной отрасли.
Для расчёта в 2010 году эти показатели утверждены Постановлением ФСС РФ от 26.03.2010г. N 73 "Об утверждении средних значений основных показателей для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2010 году".
Правила установления скидок и надбавок установлены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2001 N 652 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Формула для расчёта надбавки (Р) к страховому тарифу, утверждённая Методикой, имеет вид: Р = (aстр/aвэд+bстр/bвэд+cстр/cвэд) / 3-1) Ч 100%.
По смыслу и содержанию данной формулы умножение на сто процентов имеет только одно значение - перевод числового результата, полученного в скобках, в его процентное выражение.
Согласно пункту 5 Правил скидка или надбавка устанавливается страховщиком в случае, если указанные в пункте 3 настоящих Правил показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности страхователя. То есть надбавка устанавливается страхователю в том случае, если все три показателя больше аналогичных показателей по виду экономической деятельности страхователя.
Основной вид экономической деятельности ОАО "Завод Продмаш" на 2010 год - обработка металлов и нанесение покрытий на металлы.
В соответствии с постановлением ФСС РФ от 26.03.2010г. N 73 для данного вида экономической деятельности средние показатели на 2010 г. равны соответственно авэд = 0,07, bвэд = 0,77, свэд = 62,21.
Эти же показатели для ОАО "Завод Продмаш" по итогам 2009 года равны:
астр = 0,66 - отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
bстр = 5,99 -количество страховых случаев у страхователя на тысячу работающих;
cстр = 103 - количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай.
Соответственно для ОАО "Завод Продмаш" имеем:
aстр > авэд;
bстр > bвэд;
сстр > свэд, то есть все показатели ОАО "Завод "Продмаш" больше средних показателей для данного вида экономической деятельности.
А именно:
авэд = 0,07, при этом для ОАО "Завод Продмаш" астр = 0,66, то есть если принять число 0,07 за единицу (1), то число 0,66 больше числа 0,07 в 9,43 раза (0,66 / 0,07 = 9,43 с учётом округления), или если принять число 0,07 за 100%, то число 0,66 будет равно 943%, или что одно и тоже больше на 843%;
bвэд = 0,77, при этом для ОАО "Завод Продмаш" Ъстр = 5,99, то есть если принять число 0,77 за единицу (1), то число 5,99 больше числа 0,77 в 7,78 раза (5,99 / 0,77 = 7,78 с учётом округления), или если принять число 0,77 за 100%, то число 5,99 будет равно 778%, или что одно и тоже больше на 678%;
cвэд = 62,21, при этом для ОАО "Завод Продмаш" сстр = 103, то есть если принять число 62,21 за единицу (I), то число 103 больше числа 62,21 в 1,66 раза (103 / 62,21 = 1,66 с учётом округления), или если принять число 62,21 за 100%, то число 103 будет равно 166%, или что одно и тоже больше на 66%;
Чтобы найти среднее изменение (разность) процентов для 3 показателей в процентном выражении нужно сумму процентов разделить на 3 (843% + 678% + 66%) / 3 = 1587% / 3 = 529%, то есть среднее изменение (разность) трёх показателей ОАО "Завод Продмаш" относительно средних показателей вида экономической деятельности 28.51 равно 529% (с учётом округления).
Судом 1 инстанции не учтено, что ошибочность расчета ОАО "Завод "Продмаш" состоит в том, что его результатом выводится числовое значение изменения Р (5,29), а не его процентное выражение (529 %, т.е. 5,29 Ч 100% = 5,29 Ч 100).
Расчет Фонда соответствует общеизвестным установленным правилам элементарной математики и никаких неясностей и противоречий не содержит.
В связи с этим приказом Фонда N 45 от 29.04.2010 г. предприятию правильно установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размете 40%, так как согласно указанному Порядку максимальный размер надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю.
С учетом изложенного у суда 1 инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления ОАО "Завод Продмаш".
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда 1 инстанции от 29.09.2010 г. следует отменить, в удовлетворении заявления ОАО "Завод Продмаш" отказать.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 сентября 2010 года по делу N А55-16179/2010 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Завод Продмаш" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-12751/06-4/244-13
Заявитель: КИТ Финанс Инвестиционный банк (ОАО)
Должник: ОАО "ВИНАП"
Кредитор: ЧОП ООО "Ангриф", ФНС России, ФГУП "Управление военизированных горноспасательных частей в строительстве", ФГУП "Росспиртпром" в лице филиала "Липецкспиртпром", Степенко Николай Петрович, Осипов Алексей Михайлович, ООО Аудиторско-консалдинговая группа "Экфард", ООО "Энергосервис", ООО "Элита-К", ООО "Эдуард", ООО "ХОРОС", ООО "Управление капиталом", ООО "УК "Наследие СП", ООО "Торговый дом "Премьер", ООО "ТД "Сибстек", ООО "Сибпроектэлектро", ООО "Сибирь-Пресс", ООО "Сибирская компания", ООО "ОВК Трейд", ООО "Инновационные Биотехнологии", ООО "Индустрия напитков", ООО "Глобал-проект", ООО "Гаринсон-шоу", ООО "Волгер", ООО "Балтинвест УК", ОАО АКБ "Югра" в лице филиала ОАО АКБ "Югра" в г.Ярославле, ОАО "ЭкстраСиб" , ОАО "Финансовая компания "Лэнд", ОАО "Транссервис", ОАО "Спиртовой комбинат", ОАО "Сибирьгазсервис" , ОАО "Новосибхимфарм", ОАО "Новосибирскнефтекарт", ОАО "Авиакомпания "Сибирь", НОВОСИБИРСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ АКЦИОНЕРНЫЙ БАНК ВНЕШТОРГБАНКА (ЗАО), Мэрия г.Новосибирска, МУЗ Городская поликлиника N22 г.Новосибирска, Ляшко Людмила Борисовна, Коммерческий Российский акционерный банк "Внешторгбанк" (ЗАО), ЗАО Пищекомбинат "Татарский", ЗАО "УК "Регионфинансресурс", ЗАО "УК "Астерком", ЗАО "Торговый дом "Форт Пресс", ЗАО "Строительно-монтажное и пуско-наладочное предприятие "Сиборггаз", ЗАО "СОБОЛ-Аква", ЗАО "Сибэксо", ЗАО "Сибсветторг", ЗАО "Заря", ЗАО "Даниско", ЗАО "Банк Восточно-европейской финансовой корпорации-Сибирь", ЗАО "Банк ВЕФК-Сибирь", ЗАО "Альтер", ГУП ЖКХ Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, ГУ Новосибирское региональное отделение ФСС РФ в лице филиала N9, АО "Маргаритар", Акционерный Коммерческий Сберегательный Банк РФ (ОАО) в лице Ленинского отделения N 5503
Заинтересованное лицо: ООО "Свет"
Иные лица: Сидоров И В
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4192/08