г. Томск |
Дело N 07АП-3991/08 |
29 августа 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Марченко Н.В., Музыкантовой М.Х.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.
при участии в заседании: Капустина О.М., доверенность N 12 от 09.01.08 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.04.2008г.
по делу N А45-2708/2008-46/45 (судья Чернова О.В.)
по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска
к обществу с ограниченной ответственностью "СибТорг"
инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска
о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в сведения о юридическом лице
УСТАНОВИЛ:
ИФНС по Советскому административному округу г. Омска обратилась в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к ООО "СибТорг", инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи со сменой места нахождения.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 22.04.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС по Советскому административному округу г. Омска обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО "СибТорг" по следующим основаниям:
- неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела: регистрация общества осуществлена налоговым органом на основании документов, содержащих заведомо ложные сведения, так как документы, представленные на регистрацию, не соответствуют установленным законом требованиям; требование о достоверности сведений, подлежащих отражению в Едином государственном реестре юридических лиц, является законодательно установленным.
Представитель ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска в отзыве на апелляционную жалобу, в судебном заседании просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители заявителя и ООО "СибТорг" в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного заседания.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.04.2008 г. подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что 29.10.2007г. осуществлена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО "СибТорг" в связи с изменением места нахождения юридического лица.
В соответствии с заявлением о государственной регистрации изменений адресом места нахождения общества и его постоянно действующего исполнительного органа является: г. Омск, ул. Заозерная, 17/2.
Право налогового органа на обращение в арбитражный суд с исками о признании недействительной государственной регистрации юридического лица регламентируется положением абзаца 3 пункта 11 статьи 7 действующего Закона РФ "О налоговых органах в Российской Федерации" от 21.03.1991 г. N 943-1 (с изменениями и дополнениями).
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
Пунктом 1 статьи 4 ФЗ от 08.08.2001 г. N 129 -ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту Закон N 129-ФЗ) установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Из подпункта "в" пункта 1 статьи 5 названного Закона следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица
( в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица- иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
Статья 17 Закона N 129-ФЗ содержит перечень документов, представляемых в регистрирующий орган юридическим лицом для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в числе которых подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
При этом в заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Следовательно, является законодательно установленным требование о достоверности сведений, подлежащих отражению в ЕГРЮЛ.
Федеральный Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, документов юридических лиц, однако, исходя из приведенных положений Закона N 129-ФЗ представление юридическим лицом в регистрирующий орган одновременно с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, документов юридического лица, однако, исходя из приведенных положений Закона N 129-ФЗ представление юридическим лицом в регистрирующий орган одновременно с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы полного пакета документов в соответствии со статьей 17 названного Закона, не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Статья 23 названного Закона в качестве оснований для отказа в государственной регистрации предусматривает только непредставление определенных настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В силу статьи 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей-акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно заявлению о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, местом нахождения Общества определено: г. Омск, ул. Заозерная, 17/2.
Согласно протоколу осмотра от 09.11.2007г., здание с адресом: г. Омск, ул. Заозерная, 17, корпус 2 не существует. Данное обстоятельство подтверждается справкой N 738 (201776271) от 05.02.2008г. о принадлежности объекта недвижимости, выданной государственным предприятием Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства, согласно которой строение по адресу: г. Омск, ул. Заозерная, 17 корпус 2 в учетно-технической документации не значится.
Таким образом, из материалов дела следует, что указанный в учредительных документах ООО "СибТорг" адрес фактически не существовал и не существует, что свидетельствует о невозможности нахождения данного общества по указанному адресу как в момент государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (29.10.2007г.), так и в момент осмотра.
Учитывая, что государственная регистрация изменений о месте нахождения Общества осуществлена на основании документов, содержащих недостоверную информацию об измененном адресе (месте нахождения), что соответственно, повлекло принятие регистрирующим органом акта о внесении в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица, которые в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129 -ФЗ подлежит обязательному отражению в ЕГРЮЛ, у арбитражного Новосибирской области отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных инспекцией ФНС России по Советскому административному округу г. Омска требований о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО "СибТорг" от 29.10.2007 г.
Суд апелляционной инстанции находит необоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований считать нарушенными экономические интересы неопределенного круга лиц, так как предоставлением ООО "СибТорг" недостоверных сведений о месте нахождения общества, то есть отсутствие информации о его месте нахождения нарушает права неограниченного круга лиц на получение достоверной информации о юридическом лице согласно пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также нарушает права государства в лице налогового органа, связанные с осуществлением налогового контроля в отношении налогоплательщика, установленных статьями 31, 82, 83 Налогового кодекса РФ, проведение соответствующих проверок по уплате налогов и предоставлению налоговой отчетности.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также невозможность осуществления Обществом деятельности по данному адресу, что согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ является обязательным критерием для определения места нахождения юридического лица, арбитражный суд апелляционной инстанции считает государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице подлежащей признанию недействительной.
Учитывая изложенное, апелляционный суд установил несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, что в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
По смыслу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в основу распределения судебных расходов между сторонами положен принцип возмещения их стороной, не в пользу которой принят судебный акт, стороне, в пользу которой он принят.
Применительно к предмету спора, незаконная государственная регистрация при создании юридического лица осуществлена по причине неправомерных действий ООО "СибТорг", в связи с чем, государственная пошлина подлежит взысканию с Общества, а не с регистрирующего органа, действия которого не признаны незаконными.
Руководствуясь статьями 110, ст. 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Новосибирской области от 22.04.2008 года по делу N А45-2708/2008-46/45 отменить.
Признать недействительной государственную регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "СибТорг", произведенную на основании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска N 5548 от 29.10.2007г.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СибТорг", ОГРН 1052464030959 в доход федерального бюджета, государственную пошлину в размере 3 000 рублей за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции.
Возвратить инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска государственную пошлину в размере 1 000 рублей из федерального бюджета за рассмотрение апелляционной жалобы, уплаченную по платежному поручению N 314 от 23.05.2008 г.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-2708/2008-46/45
Истец: ИФНС России по САО г.Омска
Ответчик: ООО "СибТорг", ИФНС России по Железнодорожному району г.Новосибирска
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3991/08