Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2011 г. N 02АП-89/2011
г. Киров
11 марта 2011 г. |
Дело N А29-7607/2010 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.11.2010 по делу N А29-7607/2010, принятое судом в составе судьи Шишкина В.В.,
по заявлению открытого акционерного общества Коми региональный банк "Ухтабанк" (ИНН: 1102011300; ОГРН: 1021100000085)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми
о признании недействительным решения от 03.06.2010 N 15-19/143/1913,
установил:
открытое акционерное общество Коми региональный банк "Ухтабанк" (далее - Банк) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми (далее - Инспекция) от 03.06.2010 N15-19/143/1913 о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.11.2010 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с принятым решением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
По мнению заявителя, Банк правомерно привлечен налоговым органом к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок в налоговый орган аудиторского заключения за 2009 год.
Банк представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами налогового органа не согласен, просит оставить решение суда без изменения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция установила факт нарушения Банком срока представления бухгалтерской отчетности (аудиторского заключения) за 2009 год (установленный срок представления 31.03.2010, фактически представлено 12.04.2010). Факт нарушения зафиксирован в акте от 30.04.2010 N 1724.
Рассмотрев названный акт, возражения Банка по акту, заместитель начальника Инспекции принял решение от 03.06.2010 N 15-19/143/1913 о привлечении Банка к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 50 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 02.08.2010 N 289 решение Инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, Банк обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался пунктом 7 статьи 3, пунктом 6 статьи 108, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что на момент истечения срока представления аудиторского заключения Банк не располагал данным документом.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции счел ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность организаций состоит из: а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; д) пояснительной записки.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случаях: 1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества; 2) если организация является кредитной организацией.
Из пункта 1.1 Устава Банка следует, что Банк имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества, является кредитной организацией.
Следовательно, Банк подлежит обязательному аудиту, и обязан был представить в налоговый орган по месту нахождения в составе бухгалтерской отчетности аудиторское заключение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, аудиторское заключение за 2009 год должно быть представлено Банком в налоговый орган в срок не позднее 31.03.2010.
Фактически аудиторское заключение за 2009 год представлено Банком в налоговый орган 12.04.2010 (лист дела 43), что Банком не оспаривается.
Изложенное свидетельствует о совершении Банком правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Кодекса, которое влечет наложение штрафа в сумме 50 рублей.
Доводы Банка о том, что к установленному сроку он не располагал аудиторским заключением, подлежат отклонению, поскольку Банком допущено непредставление в установленный срок документа, который он обязан представить в налоговый орган в силу закона.
Поскольку обязанность представления аудиторского заключения за 2009 год установлена не позднее 31.03.2010, аудиторское заключение должно быть подготовлено до указанной даты, в срок, позволяющий своевременно представить аудиторское заключение в налоговый орган.
Заключение Банком договора оказания аудиторских услуг от 12.10.2009 N 12/10-09/01БА (с учетом дополнительного соглашения от 26.03.2010 N 2) с указание срока - не позднее 31.03.2010 подготовить и представить исполнителем заказчику (Банку) аудиторское заключение, заведомо влекло несоблюдение срока представления аудиторского заключения в налоговый орган, поскольку исполнителем аудиторское заключение могло быть представлено заказчику (вручено, направлено) в последний момент истечения указанной даты, при этом в налоговый орган аудиторское заключение должно было быть представлено также не позднее указанной даты.
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.
На основании пункта 1 статьи 47 и подпункта 11 пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" проведение общего собрания акционеров, утверждающего годовые отчеты, годовую бухгалтерскую отчетность, должно состояться в сроки, установленные уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года.
Указанные положения Закона об акционерных обществах и Закона о бухгалтерском учете, установившего срок представления годовой бухгалтерской отчетности, не противоречат между собой и исполнимы.
Согласно пункту 1.4 указаний Центрального банка Российской Федерации от 08.10.2008 N 2089-У "О порядке составления кредитными организациями годового отчета" порядок и срок составления годового отчета утверждаются в учетной политике кредитной организации исходя из установленного в соответствии с учредительными документами порядка представления годового отчета на утверждение общего собрания акционеров (участников) и с учетом сроков проведения аудиторской проверки.
Согласно пункту 13.2 Устава Банка годовое Общее собрание акционеров проводится на ранее чем через два месяца и не позднее через шесть месяцев после окончания финансового года. На годовом Общем собрании акционеров должны рассматриваться, в том числе годовой отчет Банка, годовая бухгалтерская отчетность. Согласно пункту 14.21 Устава дата и порядок проведения Общего собрания акционеров, порядок сообщения акционерам о его проведении, перечень предоставляемых акционерам материалов (информации) при подготовке к проведению Общего собрания акционеров устанавливаются Советом директоров Банка в соответствии с действующим законодательством (лист дела 96).
Таким образом, на основании действующего законодательства и учредительных документов Банк имел возможность установить порядок и сроки проведения Общего собрания акционеров, позволяющие утвердить годовую бухгалтерскую отчетность и представить в налоговый орган аудиторское заключение в установленный срок.
Следовательно, то обстоятельство, что в рассматриваемом случае годовая бухгалтерская отчетность за 2009 год была утверждена решением N 5 единственного акционера Банка - 27.04.2010 (лист дела 23), не является основанием для несоблюдения срока, установленного пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Вместе с тем, данное обстоятельство не помешало Банку представить аудиторское заключение до указанной даты в налоговый орган 12.04.2010.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины Банка в совершенном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в пункте 1 статьи 126 Кодекса.
Процессуальных нарушений при привлечении Общества к ответственности и принятии Инспекцией решения от 03.06.2010 N 15-19/143/1913 налоговым органом не допущено.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.11.2010 о признании недействительным решения Инспекции от 03.06.2010 N 15-19/143/1913 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а апелляционная жалоба Инспекции - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на Банк.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.11.2010 по делу N А29-7607/2010 отменить.
В удовлетворении требований открытому акционерному обществу Коми региональный банк "Ухтабанк" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми от 03.06.2010 N 15-19/143/1913 отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества Коми региональный банк "Ухтабанк" в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
Л.Н. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10350/07-11/331
Истец: ООО "Сибирь-Центр"
Ответчик: "ПромСистем"