г. Томск |
Дело N 07АП-3742/08 |
"21" августа 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2008 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.,
судей: Журавлевой В. А., Музыкантовой М. Х.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Ждановой Л. И.
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен)
от ответчика: без участия (извещен)
от третьего лица: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска, г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 4 мая 2008 года по делу N А45-3543/2008-52/84 (судья Абаимова Т. В.)
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска, г. Новосибирск
к Обществу с ограниченной ответственностью "Спецэнергомонтаж", г. Новосибирск
третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска
о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к ООО "Спецэнергомонтаж" о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества от 28.12.2004 года за основным государственным регистрационным номером 1025401315411.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 4 мая 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ИФНС по Центральному району г. Новосибирска обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.05.2008 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, в том числе по следующим основаниям.
Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; судом не дана оценка представленным доказательствам: результатам обследования (осмотра) места нахождения юридического лица; пояснению Департамента земельных и имущественных отношений о том, что ООО "Спецэнергомонтаж" не является арендатором помещений по адресу: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 50; недостоверность сведений, содержащихся в документах, представленных на государственную регистрацию изменений в силу ст. 17 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" означает, что ООО "Спецэнергомонтаж" не представлены документы, указанные в названной статье.
Более подробно доводы ИФНС по Центральному району г. Новосибирска изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция ФНС по Кировскому району г. Новосибирска и ООО "Спецэнергомонтаж" отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.05.2008 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по заявлению ООО "Спецэнергомонтаж" 28.12.2004 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска была произведена государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице, касающихся изменения местонахождения юридического лица: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 50.
При проведении обследования места нахождения общества налоговым органом было установлено, что ООО "Спецэнергомонтаж" по указанному в учредительных документах адресу не находится, о чем составлен акт обследования от 01.06.2007 года.
Полагая, что представление в регистрирующий орган недостоверных сведений о месте нахождении общества является основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений в отношении ООО "Спецэнергомонтаж", ИФНС по Центральному району г. Новосибирска обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Отказывая в удовлетворении заявленных ИФНС по Центральному району г. Новосибирска требований, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют установленные п. 2 ст. 198 АПК РФ обязательные условия для признания государственной регистрации недействительной; регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, а не признания недействительной его государственной регистрации; акт обследования от 01.06.2007 года не может служить достаточным доказательством отсутствия общества по адресу, указанному в учредительных документах, так как в материалах дела отсутствуют доказательства о том, что Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Новосибирска является арендатором спорных помещений; пропуском заявителем трехмесячного срока установленного ст. 198 АПК РФ для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта.
Право налогового органа на обращение в арбитражный суд с исками о признании недействительной государственной регистрации юридического лица регламентируется положением абзаца 3 пункта 11 ст. 7 действующего Закона Российской Федерации "О налоговых органах в Российской Федерации" от 21.03.1991 г. N 943-1 (с изменениями и дополнениями).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа- иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 1 ст. 4 ФЗ от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту Закон N 129-ФЗ) установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Из п.п. "в" п. 1 ст. 5 названного Закона следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица- иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
На основании п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
При этом в заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Следовательно, является законодательно установленным требование о достоверности сведений, подлежащих отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.
Федеральный Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, документов юридического лица, однако, исходя из приведенных положений Закона N 129-ФЗ представление юридическим лицом в регистрирующий орган одновременно с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы полного пакета документов в соответствии со ст. 17 названного Закона, не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Статья 23 названного Закона в качестве оснований для отказа в государственной регистрации предусматривает только непредставление определенных настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В силу ст. 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, и не оспаривается подателем апелляционной жалобы, что предусмотренные ст. 17 указанного выше закона документы были представлены ООО "Спецэнергомонтаж" в регистрирующий орган с заявлением,
Заявление по установленной форме и необходимые документы были представлены в ИФНС по Кировскому району г. Новосибирска. При этом, оснований считать, что в регистрирующем органе имелась какая-либо документированная информация о незаконном указании адреса (места нахождения) юридического лица, указанного в новой редакции представленных документов не усматривается. Не имеется также оснований считать, что регистрирующем органом должны были быть затребованы какие-либо дополнительные документы от ООО "Спецэнергомонтаж" либо от иных органов или лиц и только после этого могли быть осуществлены действия по регистрации. Иной подход не соответствовал бы требованиям законодательства РФ.
С учетом того, что предусмотренных законом оснований для отказа в проведении государственной регистрации не было, оснований считать, что регистрирующем органом была нарушена процедура регистрации, не имеется, решение о проведении государственной регистрации изменений в сведения об ООО "Спецэнергомонтаж", касающихся изменения местонахождения юридического лица: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 50 является правомерным. Следовательно, государственная регистрация, выразившаяся во внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц по данному решению, не может быть признана недействительной, поскольку именно регистрирующим органом при осуществлении действий по регистрации нарушений не допущено.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что акт обследования от 01.06.2007 года не может служить достаточным доказательством отсутствия общества по адресу, указанному в учредительных документах, так как в момент предъявления заявления, меры по поиску юридического лица и опросу не были предприняты. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска является арендатором здания, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 50.
Кроме того, государственная регистрация была произведена регистрирующим органом 28.12.2004 года, а акт обследования составлен 01.06.2007 года, то есть через продолжительные период времени, следовательно, указанный документ не может свидетельствовать о том, что на момент подачи ООО "Спецэнергомонтаж" заявления в ИФНС по Кировскому району г. Новосибирска юридическое лицо отсутствовало по указанному выше адресу.
В нарушении ст. 65, 200 АПК РФ подателем апелляционной жалобы, как было указано выше, не представлено достаточных доказательств недостоверности представленных обществом сведений содержащихся в документах поданных с заявлением для проведения государственной регистрации.
Ошибочные выводы суда первой инстанции о том, что представление недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица не является основанием для признания государственной регистрации изменений недействительной, и о праве регистрирующего органа обратиться в суд с требованиями о ликвидации юридического лица, не повлияли на принятие правильного по существу решения.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 110, статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 4 мая 2008 года по делу N А45-3543/2008-52/84 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Журавлева В. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-3543/2008-52/84
Истец: Инспекция ФНС России по Центральному району г. Новосибирска
Ответчик: ООО "Спецэнергомонтаж"
Третье лицо: Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Новосибирска