г. Томск |
Дело N 07АП-5301/08 |
22.09.08г.
Резолютивная часть постановления оглашена 18.09.2008г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.09.2008г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зенкова С.А.,
судей Кулеш Т.А., Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кулеш Т.А.,
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: Емельянцевой И.В. по доверенности от 16.07.08г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Зыряновского сельсовета Заринского района Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 03.07.08г. по делу N А03-5889/2008-26
по заявлению Администрации Зыряновского сельсовета Заринского района Алтайского края
к ТОУ Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Заринске, Заринском, Залесовском, Кымановском, Тогульском районах
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Зыряновского сельсовета Заринского района Алтайского края (далее по тексту - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением об оспаривании постановления заместителя Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю, начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г.Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском, Тогульском районах Понкратьева Н.А. (далее по тексту - Административный орган) от 22.05.2008г. N 19/50 о привлечении к административной ответственности по статье 6.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 03.07.08г. по делу N А03-5889/2008-26 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Полагая решение суда первой инстанции неправомерным, Администрация обратилась с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе Администрация с решением не согласилась, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указал, что суд сделал вывод, что скважины являются собственностью муниципального образования Зыряновский сельсовет, либо находятся в оперативном управлении администрации сельсовета. Однако, в соответствии со статьёй 225 ГК РФ такое имущество является бесхозным, а потому оно никак не может принадлежать администрации сельсовета.
Кроме того, Администрация полагает, что она не может быть субъектом административной ответственности по статье 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как субъектом ответственности по данному правонарушению являются лица осуществляющие законную деятельность по водоснабжению населения и водоотведению.
Так же в апелляционной жалобе указано, что в бюджете Зыряновского сельсовета не предусмотрены денежные средства на мероприятия, выполнение которых требует ТОУ Росприроднадзор по г.Заринску и районам от администрации Зыряновского сельсовета.
В судебное заседание представители апеллянта, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Суд считает возможным в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Доводы Администрации Зыряновского сельсовета о том, что скважины, расположенные на территории с. Мироновка, с. Мостовая, с. Зыряновка не являются собственностью сельсовета, бесхозные, а значит, не должны им обслуживаться, не имеют под собой оснований, поскольку скважины данных населенных пунктов находятся на территории Зыряновского сельсовета Заринского района, на баланс и обслуживание какой - либо организации не переданы. Согласно ФЗ N 131 от 06.10.2003г "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (ст. 14) к вопросам местного значения поселения отнесены организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, следовательно, именно Зыряновский сельсовет должен обеспечить надлежащее содержание данных скважин, тем более, что других скважин, снабжающих население сел водой нет. Данные обязанности закреплены и в Уставе муниципального образования.
Администрация сельсовета привлечена к ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ, поскольку, осуществляемая ею деятельность (в соответствии с Уставом) по питьевому водоснабжению населения, осуществляется с нарушением санитарно-эпидемиологических требований. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена именно данной статьей КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Административного органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, в период с 16.04.2008г. по 15.05.2008г. должностными лицами Административного органа проведены плановые мероприятия по контролю за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации, СанПиН 2.1.4. 1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест" на водозаборе и водопроводных сетях в с. Зыряновка, с. Мостовая и с. Мироновка, находящихся на территории Зыряновского сельсовета.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 15.05.2008г.
15.05.08г. по итогам проверки составлены протоколы об административном правонарушении N N 358, 359, 360.
22.05.08г. рассмотрев материалы дела, заместитель Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю, начальник Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г.Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском, Тогульском районах вынес постановление N 19/50 о привлечении Администрации Зыряновского сельского совета к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.
Основанием привлечением к административной ответственности послужило то, что в указанных населенных пунктах при эксплуатации источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в нарушение требований пункта 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения" не ведутся журналы учета работы скважин и аварийных ситуаций, Роспотребнадзор об аварийных ситуациях не информируется; в нарушение пункта 2.10.2 (г) "Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации", утвержденных Приказом Госстроя России от 30.12.1999г. N 168 отсутствуют акты проведенных промывок и дезинфекций водопроводов; в нарушение пункта 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ограждение первого пояса ЗСО скважин в указанных селах отсутствует или частично разрушено, наземные павильоны над скважинами отсутствуют либо не оборудованы для предотвращения возможности загрязнения питьевой воды. Также проверкой установлено, что в с. Мостовая и с. Мироновка в нарушение пункта 2.11.11 "Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации", утвержденных Приказом Госстроя России от 30.12.1999г N 168, отсутствуют пробоотборные краны на оголовках скважин, то есть не имеется возможности взятия проб воды без доступа в резервуар. В селе Мостовая в нарушение пунктов 2.11.11, 2.11.4 "Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации" не имеется автоматического устройства для поддержания уровня воды в резервуаре, то есть отсутствует контроль за уровнем воды.
Полагая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, Администрация обжаловала его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, исходил из следующего.
Установленные проверкой нарушения подтверждаются материалами дела и не оспариваются заявителем. Доказательства принятия мер по соблюдению требований в области санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения Администрацией не представлены.
Довод Администрации о том, что скважины в с. Зыряновка, с. Мостовая и с. Мироновка не является её собственностью и соответственно, и не должны ею обслуживаться, судом первой инстанции был отклонен, как необоснованный, так как указанные скважины находятся на территории Зыряновского сельсовета и не переданы на баланс и обслуживание какой-либо организации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003г. N 131-ФЗ, а также согласно Уставу муниципального образования "Зыряновский сельсовет", к ведению Администрации отнесен вопрос организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.
Судом также был отклонен довод Администрации о том, что правонарушение допущено по причине отсутствия финансирования на выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета также отнесено к вопросам местного значения поселения, решение которых согласно статье 2 данного Закона осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет нарушение санитарно-эпидемиологических правил, норм, стандартов, предъявляемых к питьевой воде, питьевому водоснабжению.
Согласно статье 19 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" и Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002г. N 10, которым утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", установлены общие требования к питьевому водоснабжению.
В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил факт невыполнения Администрацией норм в области санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, а именно: при эксплуатации источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в нарушение требований пункта 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения" не ведутся журналы учета работы скважин и аварийных ситуаций, Роспотребнадзор об аварийных ситуациях не информируется; в нарушение пункта 2.10.2 (г) "Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации", утвержденных Приказом Госстроя России от 30.12.1999г. N 168 отсутствуют акты проведенных промывок и дезинфекций водопроводов; в нарушение пункта 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ограждение первого пояса ЗСО скважин в указанных селах отсутствует или частично разрушено, наземные павильоны над скважинами отсутствуют либо не оборудованы для предотвращения возможности загрязнения питьевой воды. Также проверкой установлено, что в с. Мостовая и с. Мироновка в нарушение пункта 2.11.11 "Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации", утвержденных Приказом Госстроя России от 30.12.1999г N 168, отсутствуют пробоотборные краны на оголовках скважин, то есть не имеется возможности взятия проб воды без доступа в резервуар. В селе Мостовая в нарушение пунктов 2.11.11, 2.11.4 "Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации" не имеется автоматического устройства для поддержания уровня воды в резервуаре, то есть отсутствует контроль за уровнем воды.
Данные обстоятельства Администрацией не оспариваются, доказательства принятия мер по соблюдению норм в области санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения в материалы дела Администрацией не представлены.
Таким образом, апелляционный суд пришел к выводу, что арбитражный суд, исходя из установленных обстоятельств дела с учетом статьи 2 и пункта 1 статьи 14, пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положений Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ, пункта 3.2.1.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002г. N 10, обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Администрации вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы Администрации о том, что правонарушение допущено по причине невозможности устранить недостатки ввиду отсутствия финансирования и как следствие этого - об отсутствии вины в допущенном правонарушении; о том, что скважины, расположенные на территории с. Мироновка, с. Мостовая, с. Зыряновка не являются собственностью сельсовета, бесхозные, а значит, не должны им обслуживаться, - аналогичны доводам заявления, поданного в суд первой инстанции, которым данный арбитражный суд дал надлежащую оценку.
Из выше изложенного следует, что арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в оспариваемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их отмены у апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 03.07.08г. по делу N А03-5889/2008-26 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Зыряновского сельсовета Заринского р-на Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.А. Зенков |
Судьи |
Т.А. Кулеш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5889/2008-26
Истец: Администрация Зыряновского сельсовета Заринского р-на Алтайского края
Ответчик: ТОУ Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Заринске, Заринском, Залесовском, Кымановском, Тогульском р-нах
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5301/08