Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2011 г. N 06АП-673/2011
г. Хабаровск
23 марта 2011 г. |
N 06АП-673/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т. Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ксенофонтовой И.Г.
при участии в заседании:
от Прокуратуры Магаданской области: представитель не явился;
от Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области: представитель не явился;
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Элита": Рязанова И.Г., представитель по доверенности от 16.02.2011 N 5; Близнюк Е.В., представитель по доверенности от 16.02.2011 N 8; Инфан С.Н., представитель по доверенности от 16.02.2011 N 7;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Магаданской области
на решение от 11.01.2011
по делу N А37-1796/2010
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Минеевой А.А.
по заявлению Прокуратуры Магаданской области
к Департаменту лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области
о признании незаконным и отмене решения начальника Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области от 16.09.2010 об отмене постановления о назначении наказания от 01.09.2010 N 24 и о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Элита"
третьи лица общество с ограниченной ответственностью "Элита"
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Магаданской области обратился в Арбитражный суд Магаданской области с протестом о признании незаконным и отмене решения начальника Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области (далее-Департамент) от 16 сентября 2010 года об отмене постановления о назначении наказания от 01 сентября 2010 года N 24 и о прекращении производства по административному делу в отношении общества с ограниченной ответственностью "Элита" (далее - ООО "Элита").
Решением суда от 11.01.2011. прокуратуре Магаданской области в заявленных требованиях было отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Заместитель прокурора Магаданской области обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В представленном отзыве Департамент отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
ООО "Элита" в представленном отзыве, его представители в судебном заседании поддержали правовую позицию Департамента, не согласны с заявленными требованиями, так как действия ООО "Элита" носили не противоправный характер, а вызваны технологией отработки полигонов. Считают, что постановление о привлечении ООО "Элита" к административной ответственности от 01.09.2010 N 24 правомерно отменено начальником Департамента лесного хозяйства. Просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Прокуратура Магаданской области и Департамент, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Департамент заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 159 АПК РФ удовлетворил указанное ходатайство.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей третьего лица, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании обращения директора ООО "Берелех - 2", прокуратурой Сусуманского района проведена проверка, которой установлено, что в соответствии с договором подряда от 11.01.2010, заключенным между ОАО "ГДК "Берелех" и ООО "Элита", последним на полигонах N 105-1 и 105-2 произведены работы по вскрыше торфов. В результате чего, дорога противопожарного назначения которая должна проходить по краю полигона N 105-2, полностью через полигон N 105-1 и в дальнейшем по направлению в долину руч. Красивый, приведена в негодность, перегорожена самовольно установленным шлагбаумом, в результате чего предприятие ООО "Берелех-2" не может обеспечить своевременную доставку к месту работы рабочих смен, техники и топлива.
По результатам проверки в отношении 000 "Элита" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 12 июля 2010 года N 12 по статье 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которое с материалами проверки направлено по подведомственности в Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области.
Заместитель начальника Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области А.Г. Пронин, рассмотрев поступившие материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 29 июля 2010 г. N 24, за отсутствием события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 КоАП РФ.
01 сентября 2010 года и.о. начальника Департамента лесного хозяйства Пронин А.Г., на основании протеста заместителя прокурора Магаданской области, повторно рассмотрел материалы административного дела в отношении ООО "Элита". По результатам рассмотрения было принято постановление N 24 о назначении административного наказания ООО "Элита" за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.30 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением ООО "Элита" обратилось с жалобой в Департамент лесного хозяйства.
По результатам рассмотрения жалобы начальником Департамента лесного хозяйства Чунаевым В.И. принято решение от 16.09.2010 об отмене постановления от 01.09.2010 N 24 и о прекращении производства по делу в отношении ООО "Элита", в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.30 КоАП РФ.
Прокуратура Магаданской области обратилась в суд с протестом об отмене названного решения и оставлении в законной силе постановления N 24 от 01.09.10 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.30 КоАП РФ.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии со статьей 8.30 КоАП РФ уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения состоит в активных действиях по уничтожению лесной инфраструктуры, то есть в приведении их в полную негодность, во временном или постоянном выведении из хозяйственного оборота.
В соответствии со статьей 13 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации. Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов.
Согласно статье 13 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по охране земель, в том числе рекультивацию нарушенных земель.
Согласно п. 1.1 представленного в материалы дела государственного контракта N 13/06-09 от 11.06.2009 года ООО "Берелех-2" приняло на себя обязательство выполнить работы по строительству дороги противопожарного назначения на территории Берелехского лесничества. Объемы и места производства работ определены техническим заданием и картой-схемой, которые являются приложением N 1 и N 2 к указанному контракту N13/06-09.
Как следует из карты-схемы, протяженность дороги противопожарного назначения, которую обязалось построить ООО "Берелех-2" составляет 15 км. Под этот объем названных работ подрядчику выделены бюджетные средства в сумме 923 250 руб.
09 сентября 2009 года комиссией Департамента лесного хозяйства на основании приказа N 332 от 02.09.2009 года проведена проверка выполнения работ по строительству указанной дороги на участке протяженностью 1,9 км. от автомобильной дороги "Сусуман-Буркандья", производимых ООО "Берелех-2".
Согласно акту проверки от 09.09.2009 установлено, что при инструментальной съемке с помощью электронного навигатора GPSMAP бОСх участок дороги протяженностью 1,9 км. представлен существующей дорогой, проходящей по отработкам прошлых лет. В связи с тем, что этот участок дороги не предусмотрен госконтрактом и работы по его строительству не выполнялись ООО "Берелех-2", комиссия не включила его в объем выполненных работ.
Из представленного в материалы дела рапорта от 13.09.2010 N 122 следует, что 10.09.2010 года представителями ТО "Берелехское лесничество" -и.о.начальника Вовчко И.М. и заместителя начальника ТО "Берелехское лесничество" Маляровой С.Л. совместно с представителем ООО "Берелех-2"- главным инженером Козловым В.М. была произведена инструментальная съемка с использованием GPRS построенной ООО "Берелех-2" по государственному контракту N 13/06-09 от 11.06.2009 года дороги противопожарного назначения, и составлена уточненная карта-схема, в которой отрезок дороги протяженностью 1,9 км., начинающийся с 29 км. автодороги "Сусуман-Широкий" в сторону ручья Красивый (по карте - Самородок), проходящей через полигоны ОАО "ГДК "Берелех" 105-1 и 105-2, исключен из общего объема работ, так как существовал ранее, а также протяженность обследуемой дороги противопожарного назначения, построенной ООО "Берелех-2", за исключением участка в 1,9 км., составляет 15 км. Работы по строительству дороги противопожарного назначения согласно указанного госконтракта выполнены ООО "Берелех-2" в полном объеме. Протяженность дороги составляет 15 км., ширина 3 км., обеспечивает свободный проезд всех видов автотранспорта, расположена на территории Берелехского лесничества, что соответствует техническому заданию.
Данные факты подтверждаются представленной в приложении в указанному рапорту уточненной картой-схемой в масштабе 1: 100000 (приложение к госконтракту от 11.06.2009 N 13/06-09) за подписью вышеназванных должностных лиц ТО "Берелехское лесничество" и ООО "Берелех-2" и заверенная печатями данных юридических лиц (т.З л.д. 36,37).
Представленным в материалы дела актом N 13/06-09 сдачи-приемки работ (услуг), утвержденного начальником Департамента лесного хозяйства 01.10.2009 года, также подтверждается, что ООО "Берелех-2" работы по строительству дороги противопожарного назначения, протяженностью 15 км., на территории ТО "Берелехское лесничество" Департамента лесного хозяйства, выполнены в полном объеме, удовлетворяют условиям контракта N13/06-09 от 11.06.2009 и техническому заданию N 1 от 11.06.2009. Договорная цена выполненных работ составила 923 250 руб.
Суд первой инстанции, обоснованно не принял представленную представителем заявителя копию уточненной карты-схемы выполненной в масштабе 1 : 50000 (т. 3 л.д. 11) в качестве доказательства по настоящему делу, поскольку она выполнена в ином масштабе, содержит сведения и записи, не соответствующие подлинному экземпляру уточненной карты-схемы приложенной к госконтракту, представленной ответчиком.
Доводы заявителя о том, что построенная ООО "Берелех-2" дорога противопожарного назначения протяженностью 15 км. за счет средств бюджета включает также участок дороги протяженностью - 1,9 км., проходящей по краю полигона N 105-2 и полностью через полигон N 105-1, на которых ООО "Элита" произведены работы по вскрыше торфов являются необоснованными.
Доказательства, подтверждающие, что данный участок дороги протяженностью 1,9 км является дорогой противопожарного назначения и эта информация доведена до сведения ОАО "ГДК "Берелех" и ООО "Элита", в материалы дела не представлено.
Из договора N 121/09 от 18.08.2009 года аренды лесных участков, заключенному между Департаментом лесного хозяйства и ОАО "ГДК "Берелех", следует, что указанному Обществу предоставлены в аренду лесные участки площадью 33,7 га на территории лесного фонда Берелехского участкового лесничества территориального отдела "Берелехское лесничество" Департамента лесного хозяйства, квартал N 13.
Согласно пункту 4 договора арендатору (ОАО "ГДК "Берелех") лесные участки переданы для разработки месторождений полезных ископаемых - добыча золота из россыпи.
Данный факт также подтверждается выпиской из государственного лесного реестра по состоянию на 30.12.2010.
Из пункта 15 подпунктов "е", "ж" следует, что арендатор обязан приводить лесные участки в состояние пригодное для ведения лесного хозяйства в случаях, в том числе уничтожения, повреждения мостов, других дорожных сооружений, дорог. До окончания срока договора аренды лесных участков, предоставить в территориальный отдел акт приемки-сдачи рекультивированных земель, составленный в соответствии с требованиями приказа Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 года N 525/67.
Срок действия договора установлен сторонами с 20.07.2009 по 31.12.2012 года.
ОАО "ГДК "Берелех" выдана лицензия МАГ 02866 БЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча золота из россыпи руч. Привольный-Ленковый, лев.пр.р. Берелех в пределах ранее оформленных горных отводов и прирезок к ним. Участок недр расположен в бассейне р.Аян-Юрях Сусуманского района по Магаданской области. Участок недр имеет статус горного отвода.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О недрах" N 2395-1 от 21.02.1992 пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Согласно представленного в материалы дела договора подряда N 9/2010 от 11.01.2010 года, заключенного между ОАО "ГДК "Берелех" и ООО "Элита", заказчик (ОАО "ГДК "Берелех") нанимает подрядчика (ООО "Элита") для выполнения работ, в том числе геолого-маркшейдерских, проектных, горно-подготовительных, вскрышных, промывочных, произвести рекультивацию нарушенных земель и др.
Из пункта 3.2 Устава ООО "Элита" следует, что учредителем данного Общества является ОАО "ГДК "Берелех".
Виды деятельности ООО "Элита": добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы), геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр, проектирование горных производств, иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.
Учитывая изложенное и доказательства по делу, ООО "Элита" по указанному договору с согласия недропользователя ОАО "ГДК "Берелех" в пределах горного отвода, произведены работы по вскрыше торфов, при которых был снят слой галечной насыпи до мерзлотного слоя на длину более 200 метров с полотна дороги, проходящей по краю полигона N 105-2 и полностью через полигон N 105-1. После отработки площади полигонов, данная дорога подлежит восстановлению для дальнейшего использования.
Таким образом, действия ООО "Элита" были вызваны необходимостью отработки полигонов в полном объеме с соблюдением ее технологии во исполнение обязательств по договору подряда N 9/2010 от 11.01.2010 года.
Доказательств, подтверждающих, что указанный участок дороги протяженностью 1,9 км., проходящий по названным полигонам, уничтожен действиями ООО "Элита" в материалы дела не представлено.
Кроме того, производство работ по вскрыше торфов относится к опасным видам деятельности предприятия. В соответствии с требованиями статьи 9 Федерального Закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности" (в редакции от 27.12.2009) установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.
Согласно Приложению N 1 и N 5 к названному Федеральному закону к опасным производственным объектам относятся объекты, где ведутся горные работы. Вскрышные работы являются частью горных работ.
Таким образом, производитель работ по договору подряда N 9/2010 от 11.01.2010 -ООО "Элита" обязано было принять меры, исключающие несчастные случаи на разрабатываемых полигонах.
Судом установлено, что во исполнение требований указанной статьи, ООО "Элита" установило шлагбаум и земляные валы, исключающие несанкционированное проникновение на полигон.
Доводы заявителя о том, что ООО "Элита" своими действиями создала значительные препятствия ООО "Берелех-2", ограничивающие свободный проезд его транспорта на руч. Красивый - место лицензионной деятельности ООО "Берелех-2", суд считает несостоятельными.
Из содержания плана-схемы, прилагаемого к заключению прокурорской проверки от 07.07.2010, видно, что под условным обозначением "2" отмечена объездная грунтовая дорога в долину ручья Красивый, начинающаяся от автодороги "Сусуман-Широкий", которая может использоваться для проезда к участкам других недропользователей, в том числе ООО "Берелех-2".
Доводы заявителя о том, что оспариваемое решение от 16.09.2010 вынесено неуполномоченным лицом ,обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Решение от 16.09.2010 об отмене постановления N 24 от 01.09.2010 и о прекращении производства по делу принято начальником Департамента лесного хозяйства, являющегося уполномоченным вышестоящим должностным лицом по отношению к заместителю начальника Департамента лесного хозяйства, вынесшего постановление N 24 от 01.09.2010, исполнявшего в данный период обязанности начальника Департамента.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции обоснованно, пришел к выводу, что оспариваемое решение от 16.09.2010, является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 11.01.2011 по делу N А37-1796/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1796/2010
Истец: Прокуратура Магаданской области
Ответчик: Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области
Третье лицо: ООО "Элита"