г. Томск |
Дело N 07АП-6911/08 |
11 января 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей: Журавлевой В. А., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Коваленко Р. Н. по доверенности N 96 от 07.11.2008 года (сроком на 1 год)
Кулик А. А. по доверенности N 7 от 22.01.2008 года (сроком на 1 год)
от ответчика: без участия (извещен)
от третьих лиц: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска, г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 18.09.2008 года по делу N А45-7930/2008-17/170 (судья Шашкова В. В.)
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска, г. Новосибирск
к Обществу с ограниченной ответственностью Торговый Дом "1Мая", г. Новосибирск
третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода, г. Нижний Новгород
о признании недействительным решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО Торговый Дом "1Мая",
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (далее по тексту - ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к ООО Торговый Дом "1Мая" о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы организации от 05.04.2007 года за государственным регистрационным номером 2075257032520.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18.09.2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС по Центральному району г. Новосибирска обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.09.2008 года отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, так как ООО Торговый Дом "1Мая" в регистрирующий орган представлены недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, что повлекло внесение налоговым органом в ЕГРЮЛ сведений о несуществующем адресе местонахождения юридического лица. При этом, указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, препятствует надлежащего осуществлению налогового контроля.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
ООО Торговый Дом "1Мая" и Инспекция Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представили.
ООО Торговый Дом "1Мая" и Инспекция Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия ООО Торговый Дом "1Мая" и Инспекции Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.09.2008 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.03.2007 года в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода представителем ООО Торговый Дом "1Мая", в связи с изменением сведений об адресе (месте нахождения) общества представлены документы, предусмотренные п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
05.04.2008 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода принято решение N 949 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ООО Торговый дом "1Мая".
В связи с изменением адреса местонахождения юридического лица и в соответствии со ст. 84 Налогового кодекса РФ регистрационное дело из Инспекции Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода передано в ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска.
В ходе контрольных мероприятий, проведенных должностными лицами ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска установлено, что ООО Торговый Дом "1Мая" по адресу, указанному в учредительных документах, не находится. Указанные обстоятельства подтверждается актом обследования местонахождения юридического лица от 29.04.2008 года, согласно которому по адресу: г. Новосибирск, ул. Советская, 64, указанному ответчиком в уставе и в заявлении о государственной регистрации, единого собственника и арендодателя помещений нет. От директора управляющей компании по эксплуатации здания Казанцевой Елены Геннадьевны получена информация о том, что договор аренды с ООО Торговый дом "1Мая" не заключался, организация по данному адресу отсутствует.
Отсутствие ООО Торговый Дом "1Мая" по адресу места нахождения, указанному в учредительных документах явилось основанием для признания ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска сведений, предоставленных Обществом при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, не соответствующими действительности, влекущими отмену регистрации данных изменений и обращения в Арбитражный суд Новосибирской области в силу ст. 7 Федерального закона от 21.03.1991 года N 943-1 "О налоговых органах РФ", ст.ст. 5, 12 Федерального закона от 08.08.2001 года N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО Торговый Дом "1Мая" от 05.04.2007 года за государственным регистрационным номером 2075257032520.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Инспекции Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода правовых оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ответчика.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 52 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 8 Закона N 129-ФЗ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Из п.п. "в" п. 1 ст. 5 названного Закона следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица- иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
На основании п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
При этом в заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Следовательно, является законодательно установленным требование о достоверности сведений, подлежащих отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом, Федеральный Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, документов юридического лица, однако, исходя из приведенных положений Закона N129-ФЗ, представление юридическим лицом в регистрирующий орган одновременно с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы полного пакета документов в соответствии со ст. 17 названного Закона, не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Статья 23 названного Закона в качестве оснований для отказа в государственной регистрации предусматривает только непредставление определенных настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В силу ст. 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Доказательств наличия неправомерных действий регистрирующего органа при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, заявитель суду не представил.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у третьего лица отсутствовала правовые основания, установленные действующим законодательством для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО Торговый Дом "1Мая".
В подтверждение отсутствия ответчика по указанному в заявлении адресу: г. Новосибирск, ул. Советская, 64 ИФНС по Центральному району г. Новосибирска в апелляционной жалобе ссылается на акт обследования местонахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах от 29.04.2008 года, протоколы допроса директора управляющей компании здания Казанцевой Е. Г. и Мокрова Е. Ф., являющего по документам учредителем и директором ответчика.
Однако указанные документы не являются достаточными доказательствами, подтверждающими отсутствие в момент государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО Торговый Дом "1Мая" по указанному адресу.
Так, ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска не приобщены к материалам дела документы, подтверждающие нахождение здания по спорному адресу в ведении управляющей компании по эксплуатации здания, директором которой является Казанцева Е.Г., полномочия которой также не подтверждены. Кроме того, не были исследованы документы, на основании которых организации арендуют площади по адресу: г. Новосибирск, ул. Советская, 64, то есть не было документально установлено наличие или отсутствие факта аренды ООО Торговый дом "1Мая" помещения в указанном здании. При этом, акт обследования составлен 23.04.2008 года и не может свидетельствовать о том, что на момент подачи ответчиком заявления в регистрирующий орган 21.03.2007 года организация отсутствовала по указанному адресу.
Кроме того, в своих показаниях Казанцева Е. Г. указала, что ей неизвестны все юридические и физические лица, которые занимают площади в здании по ул. Советской, 64 в г. Новосибирске.
Показания Мокрова Е. Ф. апелляционный суд также не может расценить как достоверные в силу заинтересованности свидетеля в связи с наличием возбужденного исполнительного производства в отношении ООО Торговый Дом "1Мая", учредителем и директором которого он является на основании учредительных документов.
Проанализировав представленные ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска доказательства в их совокупности, апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены достаточные доказательства в обоснование своих требований.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Из положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что удовлетворение заявленных требований возможно при наличии одновременно двух условий. Во - первых, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту; во - вторых, оспариваемые акты, решения, действия (бездействия) должны нарушать права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на них какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, обращаясь с заявлением, ИФНС по Центральному району г. Новосибирска не доказала, какие права и законные интересы нарушены оспариваемой государственной регистрацией изменений, вносимых в сведения о юридическом лице.
Исходя из положений Закона Российской Федерации от 21.03.1991 года "О налоговых органах Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 27.07.2006 года N 137-ФЗ - в системе налоговых органов законодательно закреплен принцип строгой подчиненности и единства, при котором не допустимы между налоговыми органами споры и разрешение их в порядке арбитражного судопроизводства. Удовлетворение такого требования предполагает возвращение регистрационного дела по прежнему месту нахождения Общества и внесение в государственный реестр прежнего адреса юридического лица, заведомо не соответствующего действительности Подобными действиями не достигается цель оперативного исправления в государственном реестре недостоверных сведений и нарушается законодательно закрепленный принцип строгой подчиненности единства налоговых органов, обусловленных общностью их задач и функций.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18 сентября 2008 года по делу N А45-7930/2008-17/170 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Л.И. Жданова |
Судьи |
В. А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-7930/2008-17/170
Истец: ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска
Ответчик: ООО Торговый Дом "1 Мая"
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6911/08