г. Томск |
Дело N 07АП- 2487/08 |
16 июня 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2008 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Ждановой Л.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от ответчика: Чаркина А.С. по доверенности от 24.07.2007г. (до 31.12.2008г.)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления лесами Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 06 марта 2008 года по делу N А03-1642/08-26 (судья Михайлюк Н.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Флора и Фауна"
к Управлению лесами Алтайского края
о признании недействительным постановления N 03-6-4 от 01.02.2008г.,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Флора и Фауна" (далее по тексту ООО "Флора и Фауна", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению лесами Алтайского края (далее по тексту Управление лесами) о признании недействительным постановления N 03-6-4 от 01.02.2008г. о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 06.03.2008 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление лесами обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав является формальным), а в пренебрежительном отношении Общества к своим публично - правовым обязанностям в сфере соблюдения лесного законодательства, в связи с чем вывод суда о малозначительности совершенного правонарушения является не соответствующим обстоятельствам дела.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу (поступил в суд 02.06.2008г.) возражал против апелляционной жалобы, считая требования подателя жалобы необоснованными, указав, что ООО "Флора и Фауна" свою деятельность по ведению охотничьего хозяйства осуществляет на основании долгосрочной лицензии и договора; Определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда, указанная деятельность признана законной до 01.01.2009 года; арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о малозначительности правонарушения.
Судебное заседание определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2008 года откладывалось в связи с отсутствием доказательств надлежащего извещения Общества о времени и месте судебного заседания.
Общество надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч.1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции своего представителя не направило.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч.3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Общества.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителя Управления лесами Алтайского края, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.03.2008г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.12.2007 года Алтайским межрайонным природоохранным прокурором советником юстиции Дмитриевым А.П. возбуждено производство об административном правонарушении в отношении ООО "Флора и Фауна" в связи с ведением Обществом охотничьего хозяйства на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии XX N 5925 со сроком действия с 30.03.2005г. по 30.03.2015г., договора о предоставлении в пользование охотничьих угодий от 24 июня 2005 года, проекта внутрихозяйственного устройства охотничьего хозяйства ООО "Флора и Фауна", согласно которым общая площадь охотничьих угодий хозяйства составляет 201900 га, в том числе лесных угодий - 21259 га, в отсутствие договора аренды участка лесного фонда.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 01.02.2008г. начальником отдела охраны и защиты лесов, государственного лесного контроля и надзора управления лесами Алтайского края, старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Алтайского края Лиясовым С.И. было вынесено постановление N 03-6-4, которым ООО "Флора и Фауна" привлечено к административной ответственности по ст.7.9 КоАП РФ за самовольное занятие участка лесного фонда или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведение построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из не установления административным органом категории земель Касмалинского луга, на которых зафиксировано оборудование заявителем солонцов; признания доказанным факта использования земельных участков для ведения охотничьего хозяйства без заключения договоров аренды; малозначительности правонарушения в связи с отсутствием существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно п.1, п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события правонарушения и виновность лица в его совершении.
Исходя из содержания оспариваемого постановления следует, что обществу вменено использование лесов для нужд охотничьего хозяйства без правоустанавливающих документов на пользование участком лесного фонда- договора аренды лесного участка.
Статьей 7.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Из материалов дела следует, что в оспариваемый период времени обществом осуществлялось пользование объектами животного мира на территории Павловского района.
На указанный вид деятельности обществом получены соответствующие разрешительные документы: долгосрочная лицензия от 05.04.2005 года серия ХХ N 5925(л.д.14-15), выданная на основании распоряжения администрации Алтайского края N 201-р от 30.03.2005г. на право пользования объектами животного мира в Павловском районе общей площадью 201900 га сроком действия с 30.03.2005г. по 30.03.2015г.; договор между Администрацией Павловского района и ООО "Флора и Фауна" от 24.06.2005г. о предоставлении заявленной территории Павловского района для осуществления пользования животным миром (л.д.16).
Актом обследования территории лесного фонда, на которой осуществляется пользование объектами животного мира ООО "Флора и Фауна" от 19.11.2007г. (л.д.53) установлено, что на территории Касмалинских лугов размещено 5 солонцов (деревянные ящики для соли); лесной массив КГУ "Павловский лесхоз" кварталы N 21,22,23,40,41,42,65,66,67,91,92,93 являются зоной покоя, то есть местами, где запрещена охота, где по периметру установлены аншлаги в виде табличек размером 40см на 50 см. с надписью "Зона покоя ООО "Флора и Фауна"".
В соответствии с п.3 ст.36 Лесного кодекса РФ охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" и настоящим Кодексом.
На основании ст.36 Закона N 52-ФЗ предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм, пользование объектами животного мира должно производиться с соблюдением норм, как Лесного Кодекса, так и Закона N 52-ФЗ.
Так, в силу ст. 33 Федерального закона N 52-ФЗ объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
Согласно ст.80 Лесного кодекса от 29.01.1997г. N 22-ФЗ (действовавшего в момент выдачи Обществу разрешительных документов на право пользования объектами животного мира на территории Павловского района) в лесном фонде могут осуществляться, в том числе, такой вид лесопользования как пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства.
Статья 25 Лесного кодекса от 04.12.2006г. N 200-ФЗ содержит аналогичную норму о включении ведения охотничьего хозяйства и осуществление охоты в вид использования лесов.
В силу ст.121 Лесного кодекса от 29.01.1997г. N 22-ФЗ участки лесного фонда гражданам и юридическим лицам могут предоставляться в пользование для нужд охотничьего хозяйства в порядке, установленном настоящим Кодексом.
К числу оснований возникновения права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд отнесен договор аренды (ст.23 Лесного кодекса от 29.01.1997г. N 22-ФЗ).
В силу п.5 статьи 36 ЛК РФ от 04.12.2006г. N 200-ФЗ граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.
Приведенные нормы законодательства (Федеральный закон "О животном мире", Лесной кодекс РФ), регулирующего порядок предоставления в пользование объектов животного мира и участков лесного фонда, свидетельствует о том, что приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории не влечет автоматически приобретение прав и обязанностей по пользованию лесным фондом.
В связи с чем наличие у организации лицензии на право пользования объектами животного мира в Павловском районе само по себе не освобождает ООО "Флора и Фауна" от обязанности по оформлению в установленном порядке прав лесопользования.
При изложенных обстоятельствах вывод арбитражного суда первой инстанции о доказанности факта использования земельных участков для ведения охотничьего хозяйства без заключения договора аренды признается судом апелляционной инстанции правомерным.
Вместе с тем, при принятии оспариваемого постановления административным органом не выяснено обстоятельство о виновности лица в совершении административного правонарушения (ст. 26.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Пунктом 2 ст. 72 ЛК РФ установлено, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, в связи с введением в действие Лесного кодекса РФ с 01.01.2007г. Федеральным законом от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N201-ФЗ) установлены некоторые переходные положения.
Статьей 4.1 Федерального закона N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007г. N 217-ФЗ, вступившего в силу с 31.07.2007 г.) определено, что до 1 января 2010 г. допускается предоставление лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 ЛК РФ.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч.1 ст.69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что на данный момент у лиц, осуществляющих ведение охотничьего хозяйства, имеется обязанность по заключению договоров аренды при предоставлении им лесных участков. Указанная обязанность существовала и на момент вынесения оспариваемого постановления.
При этом, административным органом не учтено, что данная обязанность лесопользователей непосредственно корреспондирует некоторым обязанностям органов государственной власти, которые должны провести работу по учету лесов.
Доказательств того, что государственный учет земель лесного фонда на территории Павловского лесхоза на момент проверки, вынесения оспариваемого постановления либо на момент рассмотрения судебного спора произведен (в порядке ст. 4.1 Федерального закона N 201-ФЗ и ст. 69 ЛК РФ) материалы дела не содержат.
Кроме того, административным органом не представлены доказательства принятия Закона Алтайского края при наличии утвержденного типового договора аренды лесных участков для РФ, об использовании лесов Алтайского края для ведения охотничьего хозяйства и утвержденные ставки арендной платы за данный вид лесопользования в Алтайском крае.
При таких обстоятельствах, несмотря на создание основ нормативного правового регулирования порядка использования лесных участков, такое регулирование на сегодня является недостаточным для заключения договора аренды, так как не разработаны лесохозяйственные регламенты, которыми будет определен срок разрешенного использования лесов, который, в свою очередь, должен определять срок арендных отношений, отсутствуют утвержденные ставки арендной платы.
Ни в постановлении о назначении административного наказания, ни в пояснениях в судебном заседании суда первой инстанции, ни в апелляционной жалобе административным органом не отражено, в чем конкретно выражается вина ООО "Флора и Фауна" в не заключении договора аренды с учетом положений п.6 ст. 36 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006г. N 200-ФЗ об установлении правил использования лесов для ведения охотничьего хозяйства законом субъекта Российской Федерации; установления в Законе Алтайского края от 10.09.2007г. N 87-ЗС "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" лишь общих условий использования лесов для ведения охотничьего хозяйства (ст.19); отсутствия принятого закона Алтайского края о правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства на территории Алтайского края, ставках арендной платы за данный вид лесопользования.
Оспариваемое постановление со ссылкой на ст. 25, 36, 92 ЛК РФ, констатирует только факт не заключения договора аренды, но не указывает, какое виновное действие либо бездействие допустил заявитель; административным органом также не указано, в силу какой нормы права заявитель обязан был заключить договор аренды в период с момента получения долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира и до вступления в силу нового Лесного кодекса РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что вина организации в не заключении договора аренды на лесные участки в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса РФ не усматривается, поскольку фактическая возможность для заключения договора аренды на момент привлечения к ответственности у заявителя отсутствовала.
В связи с чем привлечение ООО "Флора и Фауна" к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ является незаконным.
Выводы суда о малозначительности не привели к принятию по существу неправильного решения, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании ч.4 ст.208 АПК РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Алтайского края от 06 марта 2008 года по делу N А03-1642/08-26 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
Л.И.Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1642/08
Истец: ООО "Флора и Фауна"
Ответчик: Управление лесами Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2487/08