г. Томск |
Дело N 07АП-4618/09 |
08.07.2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 08.07.2009 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.А. Залевской,
судей Солодилова А.В., Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Залевской Е.А.,
при участии представителей:
от заявителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска- без участия,
от заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Сибирь" - без участия,
от третьего лица Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Барнаула - без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29 апреля 2009 года по делу N А45-3427/2009 (судья Г.М. Емельянова), по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска к Обществу с ограниченной ответственностью Торговый дом "Сибирь" о признании недействительными решения и записи в ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска (далее - заявитель, Инспекция, налоговый орган, ИФНС по Кировскому району г. Новосибирска) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения N 994 от 10.04.2008 года о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Сибирь" (далее - Общество, ООО Торговый дом "Сибирь") и запись в ЕГРЮЛ за номером 2082225027751 об изменении местонахождения организации.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 29 апреля 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на нарушение норм материального права, в том числе по следующим основаниям:
-государственная регистрация ООО Торговый дом "Сибирь" является незаконной, поскольку заявление и учредительные документы, представленные обществом для государственной регистрации содержат заведомо ложные сведения о месте нахождения юридического лица;
-не соответствующая действительности информация, касающаяся места нахождения ООО Торговый дом "Сибирь" поступила в ЕГРЮЛ в результате недобросовестности Общества.
Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе.
Третье лицо ИФНС по Центральному району г.Барнаула в отзыве на апелляционную жалобу возражала против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, указывая, что заявителем не были представлены достоверные доказательства о том, что ООО Торговый дом "Сибирь" не находилось по адресу, указанному в заявлении и не намеревалось там находиться в момент государственной регистрации.
Письменный отзыв ИФНС по Центральному району г.Барнаула приобщен к материалам дела.
Общество письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции счёл возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объёме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Центральному району г. Барнаула принято решение N 994 от 10.04.2008 года о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО Торговый Дом "Сибирь" в части изменения местонахождения юридического лица (форма Р13001). В результате произведенной государственной регистрации изменений, местом нахождения Общества определен г. Новосибирск, ул. Сибиряков-Гвардейцев, 46.
Регистрирующим органом регистрационное дело направлено в ИФНС России по Кировскому району г. Новосибирска.
В ходе проведения оперативных мероприятий, установлено, что по указанному адресу ООО Торговый Дом "Сибирь" не находится, собственником помещения является Брандт А.И., который пояснил, что Общество помещений не арендовало и не арендует. Указанные обстоятельства зафиксированы в акте от 14.01.2009 года, подтверждаются справкой от 14.01.2009 года.
Посчитав государственную регистрацию ООО Торговый Дом "Сибирь", осуществленной на основании документов, содержащих недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных налоговым органом требований, суд первой инстанции исходил из того, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с недоказанностью налоговым органом отсутствия ООО Торговый Дом "Сибирь" на момент государственной регистрации по указанному в учредительных документах адресу.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, Седьмой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения постановленного решения суда.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506) Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 года).
В соответствии с пунктами а) статей 12, 14, 17 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица (статья 12), или при регистрации создаваемого путем реорганизации юридического лица (статья 14), или при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ (статья 17), в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений.
Статьей 25 Закона N 129-ФЗ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за предоставление недостоверных сведений.
Из вышеперечисленных норм следует, что необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ является не только представление полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями статей 4, 12, 14, 17, 25 Закона N 129-ФЗ, статей 3, 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 года.
Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанности по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, однако документы, представляемые на государственную регистрацию должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Таким образом, действительной может быть признана регистрация, проведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ, но и проведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, в том числе, в соответствии с подпунктом в) пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
Иное толкование вышеназванных норм права означало бы, что законодатель изначально предусмотрел возможность сохранения в ЕГРЮЛ, - федеральном информационном ресурсе, любых, в том числе, надуманных сведений (например, адресов с реально несуществующими названиями населенных пунктов, улиц и т.д.), в связи с чем теряется смысл ведения государственного реестра, содержащиеся в котором сведения в силу абзаца 1 пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Следовательно, одним из оснований для признания недействительной государственной регистрации изменений является доказанная недостоверность сведений, внесенных в ЕГРЮЛ на основании заявления юридического лица; другим основанием может быть представление в регистрирующий орган неполного пакета документов, предусмотренных соответствующей главой Закона N 129-ФЗ.
Согласно пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательству требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
При этом согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, установленных данным Законом.
Согласно статье 54 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 статьи 8 Закона N 129-ФЗ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Подпунктом В пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что в государственный реестр юридических лиц вносятся сведения об адресе (местонахождении) организации и по этому адресу (местонахождению) осуществляется связь с юридическим лицом. Пунктом 4 этой же статьи установлено, что записи вносятся в реестр на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 Налогового кодекса РФ изменения в сведениях об организациях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации на основании сведений содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что запись о месте нахождения (об изменении места нахождения) юридического лица вносится налоговым органом только на основании сведений, содержащихся в документах, представленных при государственной регистрации.
Суд первой инстанции правильно указал, что доказательств наличия неправомерных действий регистрирующего органа - ИФНС России по Центральному району г. Барнаула при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, заявитель суду не представил.
В ходе проведения контрольных мероприятий, проведенных должностными лицами Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Новосибирска, было установлено, что по адресу: г.Новосибирск, ул.Сибиряков-Гвардейцев, 46 ООО Торговый дом "Сибирь" не располагается, предварительных устных или письменных соглашений об аренде не заключало.
Указанные обстоятельства подтверждаются по мнению Инспекции актом от 14.01.2009 года, в котором также указано, что по соответствующему адресу Общество не находится, собственником помещения является Брандт Александр Иванович ( лист дела 16).
Также суду представлена справка, выданная Брандтом А.И. (Т лист дела 24), из которой следует, что по соответствующему адресу ООО "Торговый дом Сибирь" помещение не арендовало и в настоящее время не арендует.
Инспекция, ссылаясь в ходе судебного разбирательства и в апелляционной жалобе на указанные акт и справку, считает, что они подтверждают отсутствие Общества по указанному в заявлении адресу: г.Новосибирск, ул.Сибиряков-Гвардейцев, 46.
Однако указанный акт проверки не является достаточным доказательством, того, что учредитель юридического лица на момент подачи документов на государственную регистрацию не имел намерений разместить юридическое лицо (или его управляющий орган) именно по указанному юридическому адресу.
Справка предпринимателя Брандта А.И., без представления иных доказательств, подтверждающих его право собственности, также не является достоверным доказательством, подтверждающим отсутствие Общества по заявленному адресу.
Кроме того, как видно из материалов дела, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, была произведена 10.04.2008 года, а обследование по месту нахождения юридического лица было произведено только 14.01.2009 года. При этом налоговый орган также не представил никаких доказательств того, что Брандт А.И. действительно является единственным собственником помещения по адресу: г. Новосибирск, ул. Сибиряков-Гвардейцев,46, сведений об арендодателях и субарендодателях и доказательства того, что никто их них не предоставлял свои помещения в субаренду, либо не гарантировал, что арендуемые им площади могут передать в субаренду ООО Торговый дом "Сибирь".
Следовательно, указанные заявителем обстоятельства не являются доказательствами того, что на момент государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, в нарушение требований статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Обществом была предоставлена недостоверная информация.
Апелляционный суд считает, что заявителем в соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены достаточные доказательства в обоснование своих требований.
Из положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что требования, рассматриваемые по её правилам могут быть заявлены только по отношению к действиям, решениям или ненормативным государственных органов или должностных лиц, принявших ненормативный акт, решение или совершившие действие (бездействие). Как следует из содержания заявления Инспекции ответчиком по делу заявлено частное лицо, что не соответствует требованиям приведённых положений закона.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит, обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела. Нормы материального права Арбитражным судом Новосибирской области применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29 апреля 2009 года по делу N А45-3427/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-сибирского округа.
Председательствующий |
Залевская Е.А. |
Судьи |
Солодилов А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-3427/2009
Истец: ИФНС России по Кировскому району г. Новосибирска
Ответчик: ООО Торговый дом "Сибирь"
Третье лицо: ИФНС России по Центральному району г.Барнаула
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4618/09