г. Томск |
Дело N 07АП-4904/09 |
"22" июля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2009 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой,
судей: Е.А.Залевской, С.Н.Хайкиной,
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.,
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
от третьего лица: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 13 мая 2009 года по делу N А45-3155/2009 (судья Васютина О.М.)
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска
к Обществу с ограниченной ответственностью "Спецмаш"
третье лицо: Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула
о признании недействительным решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска (далее - заявитель, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Спецмаш" (далее - ООО "Спецмаш", Общество) с заявлением о признании недействительным решения от 15.05.2008 г. N 1548 о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО "Спецмаш" и записи в Едином государственном реестре юридических лиц за номером 2082224072984 об изменении адреса местонахождения организации.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 13 мая 2009 года заявителю отказано в удовлетворении требования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по Кировскому району г. Новосибирска обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13 мая 2009 года отменить и принять новый судебный акт по следующим основаниям:
- государственная регистрация изменений является незаконной, поскольку ООО "Спецмаш" представлены недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица;
- документы, представляемые на государственную регистрацию, должны отвечать требованиям законности и достоверности. Предоставление недостоверных сведений о местонахождении Общества нарушает права неопределенного круга лиц на получение достоверной информации о юридическом лице и права государства в лице налогового органа.
Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
В нарушение положений статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ к началу судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 123, частями 1,3,5 статьи 156 арбитражного процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13 мая 2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением N 4 участника ООО "Спецмаш" от 07.05.2008 г. изменен прежний адрес места нахождения Общества на новый: 630033, г. Новосибирск, ул. Брюллова, 6а.
15.05.2008 г. на основании представленных организацией 08.05.2008 г. документов Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула проведена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Спецмаш".
14.01.2009 г. сотрудниками ИФНС России по Кировскому району г. Новосибирска составлен акт проверки нахождения ООО "Спецмаш" по адресу, указанному в учредительных документах, в соответствии с которым заместитель главного бухгалтера ЗАО "Клён-98", являющегося собственником здания, подтверждает, что ООО "Спецмаш" по адресу: г. Новосибирск, ул. Брюллова, 6а, не находится.
Налоговый орган, полагая, что представление в регистрирующий орган недостоверных сведений о месте нахождении Общества является основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения принятый по делу судебный акт, исходил из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 1 статьи 4 ФЗ от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту Закон N 129-ФЗ) установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Из подпункта "в" пункта 1 статьи 5 названного Закона следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
На основании статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины (редакция закона на момент обращения Общества с заявлением).
В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным Законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального Закона.
Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, данным Законом N 129-ФЗ не предусмотрено.
Учитывая установленный вышеназванными нормами Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уведомительный характер регистрации юридических лиц, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с заявлением о регистрации юридического лица.
При этом Закон N 129-ФЗ не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, по проведению правовой экспертизы, представленных для осуществления регистрации документов.
Факт представления ООО "Спецмаш" в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула, являющуюся надлежащим регистрирующим органом, для государственной регистрации юридического лица полного пакета необходимых документов, а также отсутствия обстоятельств, установленных подпункте "в" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, сторонами не оспаривается.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что правовых оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица не имелось, процедура регистрации изменений не была нарушена.
Кроме того, как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации Определении от 29.01.2009 г. N 325/09, "признание судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах не может рассматриваться в качестве правовых последствий представления в регистрирующий орган недостоверных, по мнению, налогового органа, сведений о юридическом лице".
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, в том числе и административную. В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Таким образом, правовые последствия представления в регистрирующий орган недостоверных сведений о юридическом лице заключаются не в признании судом недействительной государственной регистрации, а в необходимости применения пунктов 1 и 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ.
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
Как правильно указал суд первой инстанции, налоговым органом не представлено доказательств, что именно ООО "Клён-98" является собственником здания по адресу: г. Новосибирск, ул. Брюллова, 6а, в связи с чем, пояснения заместителя главного бухгалтера данной организации не могут быть приняты в качестве доказательства не нахождения ООО "Спецмаш" по указанному адресу.
Из представленного в материалы дела решения участника ООО "Спецмаш" от 15.03.2007 г. следует, что изменения в устав Общества внесены в связи с заключением договора аренды с ЗАО Барнаульский меланжевый комбинат "Меланжист Алтая" N 01-АР-07/11 от 06.03.2007 г. Налоговый орган не проводил проверку в отношении данной организации по поводу того, является ли она собственником указанного помещения, и не опрашивал ее директора. Акт обследования местонахождения юридического лица по адресу : г. Новосибирск, ул. Брюллова, 6а от 14.01.2009 г. не может служить надлежащим доказательством представления Обществом недостоверных сведений о месте нахождения организации, поскольку вышеуказанный акт не содержит сведений о возможности заключения договора субаренды ООО "Спецмаш" с арендаторами, если таковые имеются.
Данный акт был предметом исследования суда первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.
Кроме того, в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявителем не представлено доказательств того, что на момент регистрации Общества его постоянно действующий единоличный орган не находился по адресу, указанному в заявлении о регистрации, а равно невозможность его нахождения по данному адресу в момент регистрации.
С учетом того, что доказательств недостоверности сведений, содержащихся в заявлении и в представленных Обществом для государственной регистрации документах, налоговым органом не представлено, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводу заявителя о невозможности осуществлению налогового контроля в отношении организации, в связи с указанием недостоверных сведений в учредительных документах, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13 мая 2009 года по делу
N А45-3155/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Е.А. Залевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-3155/2009-60/71
Истец: ИФНС России по Кировскому району г. Новосибирска
Ответчик: ООО "Спецмаш"
Третье лицо: ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4904/09