г. Томск |
Дело N 07АП-3354/09 |
22 мая 2009 г. |
N А45-23018/2008 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н.В.
судей Гойник Л.А., Калиниченко Н.К.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
при участии:
от истца - Прозоровой О.В., доверенность N 13/09 от 19 апреля 2009 года,
от ответчика - Комаровой О.В., доверенность N 01-16/1176 от 26 декабря 2008 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Фонд жилищного строительства Новосибирской области" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 марта 2009 года по делу N А45-23018/2008 по иску открытого акционерного общества "Фонд жилищного строительства Новосибирской области" к администрации г.Бердска Новосибирской области, третье лицо департамент финансов и налоговой политики Новосибирской области, о взыскании денежных средств по кредитному договору (судья Хлопова А.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Фонд жилищного строительства Новосибирской области" (далее - ОАО "Фонд жилищного строительства Новосибирской области") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к администрации г.Бердска Новосибирской области о взыскании задолженности по кредитному договору в размере 167717 руб. 88 коп., процентов за пользование кредитом в сумме 31572 руб. 04 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент финансов и налоговой политики Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05 марта 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Фонд жилищного строительства Новосибирской области" в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требований удовлетворить.
В обоснование жалобы указано, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; неправильно применены нормы материального прав.
По мнению истца, вывод суда о том, что ответчик не является правопреемником Территориальной администрации г.Бердска Новосибирской области противоречит фактическим обстоятельствам дела; факт правопреемства подтверждается дополнительным соглашением от 01 октября 2003 года, кредитным договором N 293 от 17 июля 2002 года, по которому ответчик погашал задолженность. Истец считает, что судом необоснованно не применены к спорным правоотношениям положения статей 182, 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; неправомерно применена статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчиком и третьим лицом отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней доводам.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20 декабря 2002 года между ОАО Новосибирский социальный коммерческий банк "Левобережный", Территориальной администрацией г.Бердска Новосибирской области и управлением финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области (далее - Управление) заключен кредитный договор N 323, в соответствии с которым кредитор предоставляет заемщику кредит в сумме 1690000 рублей, с взиманием процентов в размере 5% годовых с заемщика, 16% годовых - с Управления. Обеспечением возвратности кредита является Гарантия Администрации Новосибирской области.
Факт предоставления кредита подтверждается мемориальным ордером N 702 от 20.12.2002 года.
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Территориальная администрация г.Бердска ликвидирована 06 мая 2003 года.
В силу статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131).
Со дня официального опубликования ФЗ N 131 устанавливается переходный период (закон официально опубликован 08.10.2003 года).
ФЗ N 131, за исключением положений, для которых главой 12 закона установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2009 года.
Положения статьи 34 ФЗ N 131 вступают в силу со дня официального опубликования закона и до 1 января 2006 года применяются исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 настоящего Федерального закона.
Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования (статья 34 ФЗ N 131).
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица Муниципальное образование г. Бердска образовано на основании Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", во исполнение Законов Новосибирской области от 02.12.2002 N N 70-ОЗ, 71-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Устав Новосибирской области", "О внесении изменений в закон Новосибирской области "О территориальных органах государственной власти в Новосибирской области" 28 декабря 2002 года, то есть до вступления в силу ФЗ N 131.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Администрация муниципального образования города Бердска не может являться правопреемником Территориальной администрации г.Бердска на основании статьи 34 ФЗ N 131, поскольку данные положения распространяются на органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии с ФЗ N 131.
Указанный закон не содержит положений о распространении его действия на муниципальные образования, ранее созданные, до вступления его в силу; не имеет обратной силы закон и в соответствии с закрепленным Конституцией Российской Федерации принципом запрета обратной силы закона.
Обоснованно судом первой инстанции отклонена ссылка истца на сложившуюся судебную практику, касающуюся правопреемства таких муниципальных образований как муниципальные районы, образованные в соответствии со статьей 34 ФЗ N 131.
Согласно статье 34 ФЗ N 131 вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 25 апреля 2005 года N 271 "О передаче имущественных прав и обязательств территориальных администраций районов области" предписано ликвидационным комиссиям территориальных администраций районов области в соответствии с передаточными актами в установленном порядке передать имущественные права и обязательства территориальных администраций районов области вновь созданным муниципальным образованиям районов области. Муниципальное образование г.Бердска имеет статус городского округа согласно Закона Новосибирской области от 2 июня 2004 года N 200-ОЗ и создано до вступления в силу ФN N131.
В соответствии со статьей 419 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).
Таким образом, обязательство Территориальной администрации г.Бердска по кредитному договору прекратилось 06 мая 2003 года в связи с ликвидацией, изменение несуществующего обязательства невозможно, в силу чего дополнительное соглашение к кредитному договору от 01 октября 2003 года обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Ссылки истца в подтверждение принятия ответчиком обязательства по кредитному договору на поступление платежей от Администрации г.Бердска в счет погашения кредита правильно отклонены судом первой инстанции, как противоречащие положениям статьи 419 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно установлены обстоятельства дела, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции от 05 марта 2009 года судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 марта 2009 года по делу N А45-23018/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В.Марченко |
Судьи |
Л.А.Гойник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-23018/2008
Истец: ОАО "Фонд жилищного строительства Новосибирской обл."
Ответчик: Администрация г. Бердска Новосибирской обл.
Третье лицо: Департамент финансов и налоговой политики Новосибирской обл.
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3354/09