г. Томск |
Дело N 07АП-5178/08 (N А67-2022/08) |
18.09.2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15.09.2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 18.09.2008 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Залевской Е.А.,
судей Кулеш Т.А., Зенкова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей С.А. Зенковым,
при участии представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону - без участия,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Томску - М.В. Шулепова по доверенности от 09.01.2008, удостоверение УР N 381727;
от Общества с ограниченной ответственностью "Зернопродукт" - без участия,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ростова-на-Дону от 08.08.2008 года на решение Арбитражного суда Томской области от 10.07.2008 года по делу N А67-2022/08 (судья Г.Д. Павлов) по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску, Обществу с ограниченной ответственностью "Зернопродукт" о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону (далее по тексту - ИФНС России по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону, заявитель) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Томской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее по тексту - ИФНС России по г.Томску, Инспекция, налоговый орган), Обществу с ограниченной ответственностью "Зернопродукт" (далее по тексту - ООО"Зернопродукт", Общество) о признании недействительным решения ИФНС России по г.Томску от 13.12.2007 N 11205 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Зернопродукт".
Решением Арбитражного суда Томской области от 08.07.2008 года ИФНС России по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 08.07.2008 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает, что сведения, предоставленные ООО "Зернопродукт" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, являются недостоверными, чем нарушен порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица предусмотренный пунктами 1,2 статьи 17 Закона РФ N 129-ФЗ от 08.08.2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", налоговый орган вправе требовать признания недействительными и отдельных сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, в случае, если такие сведения не соответствуют законодательству. Подробно доводы изложены в письменной апелляционной жалобе.
ИФНС России по г. Томску возразило против доводов апелляционной жалобы в письменном отзыве, указывая, что Инспекция не представила доказательств того, что оспариваемой регистрацией нарушены чьи -либо права или охраняемые законом интересы, отсутствие в настоящее время Общества по адресу, указанному в учредительных документах не может служить доказательством того, что на момент регистрации им были представлены недостоверные сведения о месте его нахождения, у налогового органа нет обязанности проверять достоверность сведений, представленных заявителями. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, полностью возражения изложены в письменном отзыве.
В судебном заседании представитель возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Заявитель и ООО "Зернопродукт", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в апелляционный суд не явились, явку полномочных представителей не обеспечили. Суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционный суд счёл возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Томской области проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ в полном объёме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, ООО "Зернопродукт" зарегистрировано ИМНС России по г.Томску 29.10.2004 года за ОГРН 1047000264255.
03 декабря 2007 года между Завражновым В.А., владеющим 100% долей уставного капитала (продавец) и Кашира Н.В. (покупатель) заключен договор уступки (купли-продажи) доли в уставном капитале ООО "Зернопродукт", согласно которому продавец передает по настоящему договору уступки покупателю принадлежащую ему долю в уставном капитале ООО "Зернопродукт", а также все права и обязанности учредителя (участника) ООО "Зернопродукт" на эту долю.
Решением участника ООО "Зернопродукт" N 5 от 05.12.2007 года утверждены изменения в устав ООО "Зернопродукт". Согласно указанным изменениям местонахождением ООО "Зернопродукт" является: 344004, г.Ростов-на-Дону, ул. Крупской, 4.
06 декабря 2007 года в ИФНС России по г.Томску поступило заявление ООО "Зернопродукт" вх. N 11205 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
13 декабря 2007 года ИФНС России по г. Томску принято решение N 11205 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о ООО "Зернопродукт", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы.
В связи со сменой 13.12.2007 года адреса ООО "Зернопродукт", внесенного в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2077017432215, ИФНС России по г.Томску в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" 17.12.2007 года принято решение о передаче регистрационного дела в регистрационный орган - Инспекцию ФНС России по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону.
Считая, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Зернопродукт", произведена с нарушением порядка, установленного пунктами 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ИФНС России по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г.Томску от 13.12.2007 N 11205 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Зернопродукт".
Отказывая в удовлетворении заявленного ИФНС России по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону требования Арбитражный суд Томской области исходил из того, что заявителем не представлено доказательств того, что на момент регистрации изменений в учредительные документы постоянно действующий единоличный орган ООО "Зернопродукт" не находился по адресу, указанному обществом в заявлении о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, и об этом было известно или должно было быть известно регистрирующему органу. Отсутствие в последующий период ООО "Зернопродукт" по адресу: 344004, г.Ростов-на-Дону, ул. Крупской, 4, не может служить доказательством того, что на момент вынесения оспариваемого решения о регистрации обществом были представлены недостоверные сведения о месте его нахождения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ИФНС России по г.Томску, апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Томской области подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах. Согласно ст. 5 Закона N 129-ФЗ под местом нахождения организации понимается адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица-иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В соответствии с п.2 ст.8 ФЗ N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения, указанному учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия-иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения организации определено в форме заявления о государственной регистрации.
Поскольку функции регистрации юридических лиц и учета налогоплательщиков возложены на один и тот же орган (ИФНС), обязанность этого органа по регистрации в ЕГРЮЛ организации по месту ее нахождения влечет обязанность регистратора по постановке организации на учет в качестве налогоплательщика. Следовательно, регистрация организации в ЕГРЮЛ является первичной, а постановка на учет в ЕГРН - вторичной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ (ред.от 02.07.2005) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Статьей 18 вышеуказанного федерального закона установлен порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ).
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором оно состояло на учете.
Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему нахождению налогоплательщика (п.4 ст.84 НК РФ).
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным Законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующим органом ИФНС России по г. Томску принято решение N 11205 от 13.12.2007 о государственной регистрации внесенных изменений в сведения о юридическом лице на основании представленных заявителем для регистрации документов, полученных регистрирующим органом. Данные изменения касались места нахождения ООО "Зернопродукт".
Из материалов дела видно, что ИФНС России по Железнодорожному району г. Ростова-на-Дону при получении регистрационного дела ООО "Зернопродукт" произвела постановку на учет данного общества по адресу: г. Ростов-на-Дону ул. Крупской,4.
10 января 2008 года специалистом I разряда Родченко А.В., государственным налоговым инспектором Берекчиевым Н.П. в присутствии понятых произведен осмотр помещения по адресу ул. Крупской, 4, принадлежащего ООО "Зернопродукт". По результатам осмотра составлен протокол осмотра N 2, согласно которому в результате осмотра помещений по адресу ул. Крупской, 4 ООО "Зернопродукт" отсутствует. По данному адресу расположен многоэтажный жилой дом без офисных помещений, без арендованных подвальных помещений.
14 января 2008 года ИФНС России по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону исх. N 62.05/461 направлены письма Кашира Н.В. по адресам: г.Ростов-на-Дону, ул. Крупской, 4; г.Томск, ул. Лебедева, 39, кв. 32, с просьбой явиться в ИФНС России по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону с документами в отношении ООО"Зернопродукт". Данные письма возвращены с пометкой адресат "не проживает", "не найден".
Исследовав доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что документы, представленные для государственной регистрации изменений, содержат недостоверную информацию.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в государственный реестр по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Зафиксированный в протоколе осмотра от 10.01.2008 года факт отсутствия помещения по адресу ул. Крупской, 4, принадлежащего ООО "Зернопродукт" является доказательством недостоверности сведений о местонахождении ООО "Зернопродукт" при государственной регистрации изменений, что подтверждает недостоверность сведений места нахождения юридического лица.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что факт осуществления государственной регистрации изменений основан на документах, содержащих недостоверные сведения и считает, что установление после регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для регистрации изменений, не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, влечет недействительность решения о государственной регистрации.
Неосновательным является довод ИФНС России по г. Томску о том, что регистрирующий орган не обязан проводить проверки достоверности указанных юридическим лицом сведений, что данные сведения носят заявительный характер, и ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.
Суд апелляционной инстанции считает, что действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ представлены достаточные доказательства в обоснование своих требований.
Исходя из установленных и описанных выше обстоятельств, представленные в регистрирующий орган не соответствующие действительности сведения позволяют сделать вывод о произведенной регистрации изменений с нарушением требований закона о государственной регистрации.
В соответствии с п.11 ст.7 Закона РФ от 21.03.1991г. N 943-1 "О налоговых органах РФ", налоговым органам предоставляется право предъявлять в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу п.6 части 1 ст.31 НК РФ следует, что налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пени и штрафам; о ликвидации организации любой организационно правовой Формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите, а также в иных случаях, предусмотренных законом, следовательно, и о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.
По смыслу указанной нормы налоговый орган вправе требовать признания недействительными и отдельных сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, в случае, если такие сведения не соответствуют законодательству. Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Апелляционный суд соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что документы, представляемые на государственную регистрацию должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации независимо от того, что регистрирующий орган не уполномочен проверять достоверность сведений, указанных в заявлении, а так же соблюдение порядка принятия лицом решения о внесении изменений в учредительные документы. Недействительность документов представленных для регистрации изменений или недостоверность содержащейся в них информации влечет недействительность решения о государственной регистрации изменений.
Указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля. Место нахождения юридического лица имеет существенное правовое значение, им определяется место исполнения обязательств (ст. 316 ГК РФ), место уплаты налогов, подсудность споров.
Таким образом, сведения, предоставленные ООО "Зернопродукт" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, являются недостоверными, чем нарушен порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица предусмотренный п.1, п.2 ст. 17 Закона РФ 129-ФЗ.
Поскольку нахождение в едином государственном реестре юридических лиц недостоверных сведений не позволяет осуществлять надлежащим образом налоговый контроль и затрагивает интересы неопределенного круга лиц, решение о регистрации изменений в учредительные документы юридического лица на основании недостоверных сведений не может быть признано действительным.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с тем, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены судебного акта. В соответствии с требованиями части 2 статьи 269 АПК РФ, по делу следует принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей за подачу заявления в суд первой инстанции, жалобы в суд апелляционной инстанции в связи с освобождением Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону от уплаты государственной пошлины и удовлетворением заявления подлежат взысканию с ООО "Зернопродукт" в доход федерального бюджета.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Томской области от 22.01.2008 года по делу N А67-2022/08 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Томску N 11205 от 13.12.2007 года о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью "Зернопродукт".
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Зернопродукт" в доход Федерального бюджета 3000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующая |
Залевская Е.А. |
Судьи |
Кулеш Т.А. Зенков С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2022/08
Истец: ИФНС России по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону
Ответчик: ООО "Зернопродукт", ИФНС России по г.Томску отделение N1
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5178/08