г. Томск |
Дело N 07АП- 4133/09 |
18 июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Залевской Е. А., Музыкантова М. Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.
при участии:
от заявителя: Лавринюк Т.А. по доверенности N 1-309 от 26.12.2008 г. (до 31.12.2009 г.)
от ответчика: Кошелева Т.В. по доверенности от 31.03.2009 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Кемеровской таможни, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 17 апреля 2009 года по делу N А27-4694/2009-5 (судья Обухова Г. П.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Сибирская угольная энергетическая компания", г. Москва
к Кемеровской таможне, г. Кемерово
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ
ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным письма (решения) Кемеровской таможни от 18.12.2008 года N 09-28/11531 и об обязании Кемеровской таможни принять решение о возврате излишне уплаченных таможенных сборов в размере 79 474 000 руб., и осуществить действия по проведению возврата в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.04.2009 года заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Кемеровская таможня обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.04.2009 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, так как декларирование товаров с применением упрощенного порядка декларирования, предусмотренного ст. 138 Таможенного кодекса РФ заключается в подаче двух самостоятельных таможенных деклараций - временной и полной, при этом таможенный орган в отношении каждой из указанных деклараций совершает для заявителя юридически значимые действия. При этом, исходя из положения п. 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 года N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров", согласно которому в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 руб., п. 1, 2 ст. 355 Таможенного кодекса РФ, согласно которым излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размере которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом РФ, факт излишней уплаты таможенных сборов за таможенное оформление у Общества отсутствует.
Подробно доводы Кемеровской таможни изложены в апелляционной жалобе.
Представитель Кемеровской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу м его представитель в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, так как подача декларантом как временных, так и полных таможенных деклараций производится в рамках единого комплекса отношений по таможенному оформлению вывоза одного и того же товара, поэтому подача таких деклараций не может рассматриваться как самостоятельное, не связанное друг с другом декларирование. При применении временного таможенного декларирования возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются его помещением под определенный таможенный режим (экспорта). Следовательно, поскольку таможенные сборы взимаются за таможенное оформление товара, а не за подачу таможенной декларации, то они должны быть уплачены один раз - при подаче временной декларации и при подаче постоянной декларации повторно взиматься не могут.
Письменный отзыв Общества приобщен к материалам дела.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.04.2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество в период с 22 декабря 2006 года по 31 августа 2008 года вывозило в таможенном режиме экспорта уголь, при оформлении которого предоставляло в таможенный орган временные таможенные декларации и уплачивало таможенные сборы. Согласно представленным заявителем документам за период с 22 декабря 2006 года по 31 августа 2008 года Общество при подаче временных таможенных деклараций уплачено таможенных сборов в сумме 75 036 000 руб.
Как следует из реестров полных периодических деклараций, оформленных в отношении Общества на Ленинск-Кузнецком таможенном посту Кемеровской таможни за период с 01 января 2007 года по 31 августа 2008 года при подаче полных таможенных деклараций в отношении вышеуказанного угля заявителем повторно было уплачено таможенных сборов на сумму 79 474 000 руб.
Полагая, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление полных грузовых таможенных деклараций является излишней, Общество обратилось в Кемеровскую таможню с заявлением от 09.12.2008 года о возврате излишне уплаченных таможенных сборов.
Письмом от 18.12.2008 года N 09-28/11531 таможенный орган отказал Обществу в возврате таможенных сборов, сославшись на то, что из положений ст.ст. 11, 138, 357.4, 357.6, 357.7, 357.10 Таможенного кодекса РФ и п.п. 1, 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2008 года N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" вытекает, что таможенные сборы уплачиваются дважды - при подаче временной и полной таможенных деклараций.
Не согласившись с отказом таможенного органа в возврате таможенных сборов, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, Общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что представление временной и полной таможенной деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями, составляет таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру, а, следовательно, в связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товара при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации
Суд первой инстанции принял по существу правильное решение.
Согласно п. 1 ст. 137 Таможенного кодекса РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со ст.ст. 135, 136, 138 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1, 4 ст. 138 Таможенного кодекса РФ при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Таможенным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии в законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также таможенных режимов (пункт 2 статьи 137 Кодекса).
В силу п.п. 31 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Согласно ст. 60 Таможенного кодекса РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
В соответствии с п. 1 ст. 357.1 Таможенного кодекса РФ одним из видов таможенных сборов являются таможенные сборы за таможенное оформление.
Таможенные сборы исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно, а также таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 350 Кодекса (пункт 1 статьи 357.3 Кодекса).
Согласно п. 1 ст. 357.6 Таможенного кодекса РФ таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 357.10 Кодекса).
В соответствии с названной статьей Таможенного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 года N 863 определены ставки таможенных сборов.
Пункт 7 указанного Постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации за одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 руб.
По делу о признании недействующим п. 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 года N 863, Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 года N ККПИ06-495, в определении кассационной коллегии от 03.08.2006 года N КАС06-267 отметил, что подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена в подаче повторной таможенной декларации и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом данного вывода установленная п. 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 года N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Таким образом, представление временной и полной таможенной декларации в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товара при подаче временной таможенной декларации является оплатой всей действий таможенных органов и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации, при этом установленная п. 7 постановления от 28.12.2004 года N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не распространяется на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
При этом, ссылка Кемеровской таможни на Постановление Правительства Российской Федерации N 220 от 10.03.2009 года, является несостоятельной, поскольку п. 7.1 к рассматриваемым правоотношениям не относится, так как Постановление Правительства Российской Федерации N 220 от 10.03.2009 года вступило в силу 25.03.2009 года, и не может быть применено к правоотношениям, возникшим до указанной даты.
В соответствии с п. 1, 2, 4, 8 ст. 355 Таможенного кодекса РФ излишне уплаченный или излишне взысканной суммой таможенных пошлин является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы, либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты, либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей
Материалами дела установлено, что сумма излишне уплаченных Обществом таможенных сборов составила 79 474 000 руб. Указанные таможенные сборы были уплачены заявителем с 22 декабря 2006 года по 31 августа 2008 года.
Исходя из вышеизложенного, излишне уплаченные Обществом таможенные сборы в размере 79 474 000 руб., как правомерно указано судом первой инстанции, подлежит возврату Кемеровской таможней заявителю.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 апреля 2009 года по делу N А27-4694/2009-5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Залевская Е. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4694/2009-5
Истец: ОАО "СУЭК"
Ответчик: Кемеровская таможня