Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 г. N 15АП-1421/2011
город Ростов-на-Дону |
дело N А53-18187/2010 |
14 марта 2011 г. |
15АП-1421/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Войновым А.В.
при участии:
от истца - представитель Мельникова О.В. по доверенности от 17.12.2010;
от ответчика - представитель Репях Е.С. по доверенности от 28.12.2010;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Таганрогский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.12.2010 по делу N А53-18187/2010
по иску - ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания
к ответчику - ОАО "Таганрогский морской торговый порт"
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Мартыновой С.И.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала Северо-Кавказский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Таганрогский морской торговый порт" о взыскании платы за пользование вагонами в размере 2399059 руб. 18 коп.
Решением от 28.12.2010 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 2399059 руб. 18 коп. задолженности.
Решение мотивировано тем, что платформы простаивали на путях станции Таганрог с 05.12.2009 по 18.05.2010. За время нахождения платформ на станции пользователю правомерно начислена плата за пользование вагонами.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять пол делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что ответчик заявку на прием платформ не подавал, прием платформ не подтверждал. Собственником платформ является ОАО "ТраснКонтейнер", которое в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обязано нести бремя содержания принадлежащего ему имущества. По мнению заявителя, ответчик является грузоотправителем, а не грузополучателем, платформы не являются грузом, в связи с чем на ответчика не может быть возложена обязанность по оплате простоя.
Заявитель также указал на необоснованное отклонение ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ОАО "ТрансКонтейнер".
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал.
Представитель истца в судебном заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 03.03.2011 был объявлен перерыв до 11.03.2011 до 11 час. 15 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда.
После перерыва заседание продолжено с участием представителей сторон.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.12.2009 между сторонами заключен договор N 201/1 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования (л.д. 68-70), в соответствии с которым осуществляется подача, расстановка и уборка вагонов, прибывших ОАО "Таганрогский морской торговый порт" (пользователю) под погрузку и выгрузку грузов.
В пункте "б" § 16 договора установлено, что пользователь уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами, контейнерами железнодорожного транспорта (тарифное руководство N 2) с учетом коэффициентов действующих на момент оказания услуги.
Согласно § 22 договора по вопросам, не предусмотренным договором, стороны, среди прочих нормативных актов, руководствуются Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
На станцию Таганрог СКЖД по дорожной ведомости 05.12.2009 в адрес грузополучателя - ОАО "Таганрогский морской торговый порт" прибыло 10 порожних платформ (л.д. 82). Перевозчик уведомил грузополучателя о прибытии платформ.
Письмом исх. N 12/692 от 05.12.2009 грузополучатель заявил об отказе от приема платформ на свой подъездной путь (л.д. 49).
В связи с отказом грузополучателя от принятия платформ на свой подъездной путь платформы простаивали на путях станции Таганрог с 05.12.2009 по 18.05.2010. По договору, заключенному между ОАО "РЖД" и ОАО "ТрансКонтейнер", 18.05.2010 платформы поставлены в отстой.
На основании ведомости подачи и уборки вагонов N 000239 за время нахождения платформ на станции Таганрог с 05.12.2009 по 18.05.2010 начислена плата за пользование вагонами в сумме 2399059 руб. 18 коп.
Поскольку ОАО "Таганрогский морской торговый порт" отказалось от оплаты за пользование вагонами, ОАО "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за время задержки вагонов в пути следования, в том числе и на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, последние вносят перевозчику плату за пользование вагонами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В пункте 3.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26 о времени подачи вагонов, контейнеров перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов. Порядок передачи уведомлений о времени подачи вагонов устанавливается договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Для записи уведомлений перевозчиком ведется книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку. Для регистрации передачи уведомления о времени завершения грузовой операции на железнодорожном пути необщего пользования, передаваемого владельцем, пользователем или контрагентом, перевозчиком ведется книга уведомления о времени завершения грузовой операции. Порядок передачи уведомлений о времени завершения грузовой операции устанавливается в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или в договоре на подачу и уборку вагонов.
В соответствии с пунктами 4.6 и 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов, в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
В обоснование своих требований истцом представлены дорожная ведомость N 610057073490, ведомость подачи и уборки вагонов N 000239, акты общей формы N 19 от 05.12.2009, N 1 от 01.01.2010, N 85 от 09.06.2010, N 86 от 09.06.2010, N 87 от 09.06.2010, N 88 от 25.06.2010. Грузополучатель отказался от подписания актов общей формы.
Довод истца о том, что спорные платформы поступили в адрес ответчика по дорожной ведомости и являются грузом, от принятия которого ответчик необоснованно отказался, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Как отмечено выше, платформы прибыли на станцию Таганрог по дорожной ведомости, в которой грузополучателем указано ОАО "Таганрогский морской торговый порт", грузоотправителем - ОАО "Завод металлоконструкций".
В судебном заседании апелляционной инстанции ответчиком представлен ответ ОАО "Завод металлоконструкций" на претензию, из которого следует, что вагоны-платформы были изготовлены по договору, заключенному с ЗАО "Метпром" и по распоряжению последнего направлены в адрес ОАО "Таганрогский морской торговый порт", о чем свидетельствует письмо исх. 30/11/2009 от 30.11.2009.
Перевозка оплачена ОАО "ТрансКонтейнер".
В материалы дела также представлено письмо ОАО "ТрансКонтейнер" с реквизитами ОАО "Таганрогский морской торговый порт" и указанием на то, что платформы направляются порту на основании проплатных телеграмм ОАО "Российские железные дороги". В указанных телеграммах указано, что платформы направлены под погрузку.
Таким образом, спорные вагоны-платформы прибыли к ответчику под погрузку.
Однако, в материалах дела заявки на подачу вагонов и документы, свидетельствующие об наличии каких-либо отношений между ОАО "Таганрогский морской торговый порт" и ОАО "ТрансКонтейнер", отсутствуют.
При оценке правомерности заявленных исковых требований суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что задержка спорных платформ на железнодорожной станции Таганрог произошла по причинам, зависящим от грузополучателя. Отказ ОАО "ТМТП" от принятия порожних платформ не является основанием для освобождения ответчика от ответственности за простой указанным платформ, поскольку грузополучатель обязан принять груз и распорядится им.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" ОАО "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В заключенном между сторонами договоре установлено, что пользователь уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами, контейнерами железнодорожного транспорта (тарифное руководство N 2).
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
По условиям данного договора, подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с этих мест на железнодорожные пути необщего пользования производится локомотивом перевозчика. Сдача и прием грузов производится на местах выгрузки (§ 11 договора).
Между тем, исходя из буквального значения содержащихся в договоре, заключенном между ОАО "Таганрогский морской торговый порт" и ОАО "Российские железные дороги" слов и выражений не следует, что пользователь обязан производить плату за вагоны, не принадлежащие перевозчику, за время их нахождения на путях общего пользования в ожидании владельцем пути необщего пользования условиями договора не предусмотрено, размер такой платы сторонами не согласован.
Сам по себе факт составления актов общей формы не является доказательством наличия оснований для взыскания платы за пользование вагонами.
Из материалов дела следует, что договоры устанавливают порядок подачи и уборки вагонов под погрузку и выгрузку, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки их из вагонов.
В § 18 договора предусмотрено, что по вопросам, не урегулированным договором, стороны руководствуются Уставом, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Тарифного руководства N 2 за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава. Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
При таких обстоятельствах, исковые требования о взыскании платы за пользование вагонами удовлетворению не подлежат, решение подлежит отмене.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче апелляционной жалобы заявителем по платежному поручению N 885 от 23.12.2010 уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворена, расходы заявителя подлежат возмещению за счет истца.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.12.2010 по делу N А53-18187/2010 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в пользу ОАО "Таганрогский морской торговый порт" (ОГРН 1026102571186, ИНН 6154010465) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе 2000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Баранова Ю.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10747/2008-46/279
Истец: ЗАО "Черепановское"
Ответчик: Территориальный (межрайонный) отдел N5 (Черепановский отдел) Управления Роснедвижимости по Новосибирской области
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6065/08