г. Томск |
Дело N 07АП-4185/09 |
24 июля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2009 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Журавлевой В.А., Шатохиной Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Шатохиной Е.Г.
при участии:
от заявителя: Ярцевой Е.Г., удостоверение N 167147, действительно по 16.12.2011года,
от ответчика: без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Родинского района Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 13.04.2009 года по делу N А03-1247/2009 (судья Музюкин Д.В.)
по заявлению Заместителя прокурора Алтайского края
к Комитету по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Родинского района Алтайского края
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Рюсли"
о признании незаконными действий по введению ограничений конкуренции,
УСТАНОВИЛ
Заместитель прокурора Алтайского края (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Алтайского края к Комитету по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Родинского района Алтайского края (далее - Комитет) с заявлением о признании незаконными действий по введению ограничения конкуренции посредством опубликования извещения в Родинской районной газете "Дело Октября" N 136 (9390) 11.11.2008г., согласно которого Комитетом выдвинуто обязательное условие для передачи в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения районного фонда перераспределения, расположенных в границах муниципального образования Каяушенский сельсовет, для организации кормопроизводства в целях увеличения поголовья дойного стада района, с кадастровыми номерами: 22:37:100202:0002 площадью 4400000 кв.м., 22:37:100201:0113 площадью 4 880 000 кв.м., 22:37:100202:0198 площадью 6 090 000 кв.м., хозяйствующим субъектам, имеющим по состоянию на 01.11.2008г. поголовье дойных коров (нетелей) в количестве не менее 150 голов, что должно подтверждаться справкой комитета по АПК, заверенной органом статистики; а также об обязании Комитета исключить из названного извещения указание на условие предоставления земельных участков - наличие по состоянию на 01.11.2008 поголовья дойных коров (нетелей) в количестве не менее 150 голов путем опубликования соответствующего извещения в Родинской районной газете "Дело Октября" в течение 1 месяца.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 13 апреля 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- спорное условие было правомерно включено в извещение о предоставлении земельных участков, так как в законодательной базе РФ отсутствуют нормативно-правовые акты, запрещающие устанавливать условия и требования, предъявляемые к извещению о предоставлении земельных участков в аренду; опубликованное извещение не противоречит пункту 2 статьи 10 ФЗ N 101 ФЗ от 24.07.2002г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", кроме того, в законе не содержится форма извещения и не установлен запрет на включение в извещение цели использования и условий предоставления земельных участков в аренду; нарушение правил, установленных статьей 17 ФЗ "О защите конкуренции", являющихся основанием дли признания соответствующих торгов недействительными не относятся к действиям комитета по экономике; требования пункта 3 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" нарушены не были.
Представитель Прокурора в судебном заседании доводы апелляционной жалобы Комитета не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что извещение о предоставлении земельных участков в аренду не должно содержать никаких специальных условий или ограничений по приему заявок; задача информационного сообщения - выявить количество претендентов на земельные участки с целью определения способа передачи земель в аренду - посредством заключения договора аренды с единственным претендентом или путем проведения торгов, в случае подачи двух и более заявок; утверждение комитета о неприменении в рассматриваемом случае положений ФЗ "О защите конкуренции", в связи с непроведением им торгов, необоснованно, так как в силу статьи 34 Земельного кодекса РФ в случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Третье лицо ООО "Рюсли" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Родинского района Алтайского края, ООО "Рюсли", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 и 5 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 13.04.2009 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Комитетом по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Родинского района Алтайского края в районной газете "Дело Октября" N 136 (9390) от 11.11.2008 опубликовано извещение, согласно которому сообщено о наличии земельных участков сельскохозяйственного назначения районного фонда перераспределения, расположенных в границах муниципального образования Каяушенский сельсовет, предлагаемых для передачи в аренду для организации кормопроизводства в целях увеличения поголовья дойного стада района, с кадастровыми номерами: 22:37:100202:0002 площадью 4400000 кв.м., 22:37:100201:0113 площадью 4 880 000 кв.м., 22:37:100202:0198 площадью 6 090 000 кв.м. В качестве условия предоставления участков указано наличие по состоянию на 01.11.2008 г. поголовья дойных коров (нетелей) в количестве не менее 150 голов, что должно подтверждаться справкой комитета по АПК, заверенной органом статистики.
Полагая, что действия по включению в текст объявления вышеуказанного условия совершены с нарушением закона, заместитель прокурора Алтайского края обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из подтверждения материалами дела создания Комитетом дискриминационных условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
Право управления и распоряжения органами местного самоуправления земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, закреплено пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3.1 Временного порядка управления и распоряжения землями районного фонда перераспределения, утвержденного решением Родинского районного Совета депутатов от 02 марта 2007 г. N 07, право управления и распоряжения земельными участками районного фонда принадлежит Комитету по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Родинского района Алтайского края.
Наличие полномочий Комитета по предоставлению участков в аренду для организации кормопроизводства не оспаривается Прокурором.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в аренду могут быть переданы земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прошедшие государственный кадастровый учет.
Статьей 10 указанного Закона установлено, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), заблаговременную публикацию такой информации.
При этом в силу части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Исходя из совокупности установленных норм, а равно принимая во внимание факт включения в текст объявления о предполагаемом предоставлении в аренду земельных участков условия такого предоставления как наличие у лица по состоянию на 01.11.2008 г. поголовья дойных коров (нетелей) в количестве не менее 150 голов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о создании Комитетом дискриминационных условий для приобретения в аренду земельных участков лицам, желающим использовать данные земельные участки для организации кормопроизводства, однако не имеющим вышеуказанного количества дойных коров; кроме того, учитывая факт направления ООО "Рюсли", у которого отсутствует поголовье дойных коров в количестве не менее 150 голов, в Комитет заявки на заключение договора аренды земельных участков дважды - 12.11.08 г. и 01.12.08 г..
При этом, как обоснованно указано Прокурором, задача информационного сообщения - выявить количество претендентов на земельные участки с целью определения способа передачи земель в аренду - посредством заключения договора аренды с единственным претендентом или путем проведения торгов, в случае подачи двух и более заявок.
Пункт 3.2 Соглашения от 12.05.2008г. N 77 администрации Алтайского края, заключенного с администрацией Родинского района, устанавливает обязанности администрации Родинского района в сфере развития сельскохозяйственного производства только на основе повышения уровня его интенсификации, внедрения современных технологий, недопущения фактов нецелевого использования земель, а также достижения основных показателей развития сельскохозяйственного производства, определенных в приложении 3 к настоящему Соглашению. Преимущественного права на получение в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения из районного перераспределения земель хозяйствующими субъектами, имеющими определенное количество скота, не предусмотрено.
Пунктом 2 комплексной программы "Развитие животноводства в Родинском районе на 2006-2010 годы", утвержденной решением Родинского районного Совета депутатов от 28.07.2008 N 44, установлено, что выделение земель из фонда перераспределения в первую очередь осуществляется для хозяйств, занимающихся животноводством. Вместе с тем, данной программой также не введены ограничения на предоставление земельных участков из фонда перераспределения земель хозяйствующим субъектам только при наличии определенного количества крупного рогатого скота.
Не содержит таких ограничений и действующий Временный порядок управления землями районного фонда перераспределения, утвержденный решением Родинского районного Совета депутатов от 02.03.2006 N 07, согласно которому комитету не предоставлено право на введение ограничительных условий при проведении передачи в аренду земельных участков районного фонда перераспределения.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 13 апреля 2009 года по делу N А03-1247/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И.Бородулина |
Судьи |
В.А.Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1247/2009
Истец: Прокуратура Алтайского края
Ответчик: ООО "РЮСЛИ"
Третье лицо: Прокуратура Томской области, Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Родионского района Алтайского края