г. Томск |
Дело N 07АП-3156/08 |
20.06.2008
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Хайкина С. Н.
судей: С.А. Зенкова, А.В. Солодилова
при ведении протокола судебного заседания судьей Зенковым С.А.
при участии:
от заявителя: Архипова Н.А. - доверенность от 07.04.08г., Ермолаева А.Е. - доверенность от 08.04.08г.
от ответчика: Шарлаимов А.В. - протокол от 30.08.2002г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РАХ" на решение суда первой инстанции Арбитражный суд Алтайского края от 21.04.2008г. по делуА03-3325/2008
-10 по заявлению Сибирское Управление государственного железнодорожного надзора к ООО "Рах" о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ
Сибирское Управление государственного железнодорожного надзор (далее по тексту - Управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении ООО "РАХ" (далее по тексту - Общество) к административной ответственности, предусмотренной по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 21.04.2008 года Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.04.2008 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Управлением требований так как, у ООО "РАХ" на осуществление этой предпринимательской деятельности есть лицензия N 30-ЭВ-000332 (ЖХ) от 11.12.2006г на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов и лицензия N 3/04724 от 26.02.2007г на осуществление эксплуатации пожароопасных производственных объектов. ООО "РАХ" осуществляет предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли путем эксплуатации своей нефтебазы, которая находится по адресу г.Барнаул, проезд.Южный, 436 и внесена в государственный реестр опасных производственных объектов (Свидетельство А63-01524 от 28.11.2006г). Согласно бухгалтерской документации, налоговой отчетности и учредительным документам на нефтебазе 000 "PAX" оказывает услуги по хранению нефтепродуктов. Эти услуги оплачиваются хранителями. В свою очередь предприятие несет расходы на "содержание нефтебазы (ремонт, обслуживание, коммунальные затраты). Эти затраты так же отражены в бухгалтерской и налоговой отчетности. За счет оплаты за хранение за минусом всех расходов и получается прибыль предпринимательской деятельности 000 "PAX". Утверждение Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора, о том, что предпринимательской деятельностью являются погрузочно-разгрузочные работы применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте является не обоснованным, так как 000 "PAX" не осуществляет предпринимательскую деятельность по погрузочно-разгрузочным работам применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. Осуществляемые погрузочно-разгрузочные работы не являются самостоятельной деятельностью, эти работы являются частью работ при осуществлении предпринимательской деятельности по эксплуатации нашей нефтебазы, которая [согласно Свидетельства о государственной регистрации и справки филиала" ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" является сложным объектом единого функционального назначения, включающим в себя железнодорожный путь. Эксплуатация нефтебазы означает осуществление всех видов работ на ней, в том числе и погрузку и разгрузку вагонов и цистерн. То что погрузочно-разгрузочным работам применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не являются основной деятельностью Общества, а входит в деятельность по эксплуатации нефтебазы подтверждается бухгалтерской, налоговой отчетностью и учредительными документами 000 "PAX".
В судебном заседании представитель ООО "РАХ" поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и ее представители в судебном заседании возражали против апелляционной жалобы, считая решения суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы необоснованными, так как Общество в нарушении норм действующего законодательства на железнодорожных путях необщего пользования осуществляло погрузочно-разгрузочную деятельность относительно опасных грузов собственными силами и средствами без лицензии, следовательно, Общество обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных объяснение и отзыва на них, заслушав представителей Управления, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.04.2008 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора от 04.03.2008 года N 35-р проведена комплексная проверка Общества по соблюдению требований законодательства, нормативных документов, регламентирующих осуществление деятельности в сфере железнодорожного транспорта РФ.
В ходе проверки был выявлен факт осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, а именно: согласно накладной N ЭМ 48602 9 в адрес 000 "PAX" 04.03.2008г. прибыли цистерны NN 53985750, 53987 657 с опасным грузом - бензин моторный, который по классу опасности относится к третьему классу (аварийная карточка N301) . Цистерны поданы на железнодорожные пути необщего пользования 000 "PAX" (656090, г.Барнаул, пр.Южный, 43-6), где была произведена выгрузка опасного груза силами и средствами 000 "PAX". Согласно справке 000 "PAX" за 2 007г. выгрузило своими средствами 18240437 кг. опасного груза (груз - бензин моторный), 5423590 кг. (груз - дизельное топливо).
При этом, лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте у Общества отсутствует. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверке от 13.03.2008 N ГО 15/10.
Управление обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Принимая решение о привлечении Общества к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из необходимости наличия лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте у юридического лица, правомерности действий Управления.
Суд первой инстанции принял по существу правильное решение.
В соответствии с п. 70 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" погрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.03.2006 года N 134.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет наложение административного штрафа.
Статье 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на своей страх и риск деятельность, направляемая на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Таким образом, привлечение к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ возможно только в случае, если деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии) соответствует критериям, указанным в статье 2 Гражданского кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Общество использует железнодорожные пути необщего пользования; факт осуществления Обществом своими силами и средствами выгрузки железнодорожных цистерн с опасным грузом (топливом для реактивных двигателей) на указанном участке подъездного железнодорожного пути без специального разрешения (лицензии) подтверждается материалами дела.
Под опасными грузами в соответствии с "Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 года N 50 (ред. от 20.06.2002) понимаются вещества, материалы, изделия и опасные отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей. Топливо для реактивных двигателей выгрузку, которого осуществляло Общество, обладает всеми вышеперечисленными признаками, и, следовательно, относится к опасным грузам.
Федеральный закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 1 статьи 17 данного Закона.
При этом в силу статьи 4 вышеуказанного Закона к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием
Следовательно, при осуществлении деятельности, связанной с погрузоразгрузочными работами применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, наличие лицензии обязательно в силу подпункта 70 статьи 17 Федерального закона о лицензировании.
Предпринимательская деятельность, связанная с осуществлением погрузоразгрузочной деятельности с опасными грузами, имеет значительную общественную опасность при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера, поэтому лицензионными условиями осуществления данного вида деятельности, согласно Положению о лицензировании погрузоразгрузочной деятельности, предусмотрено: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, сооружений и оборудования, необходимых для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами; наличие в штате специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями; наличие в штате специализированного подразделения пожарной охраны или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями, осуществляющими деятельность в области обеспечения пожарной безопасности; наличие в местах осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения, необходимых для ликвидации пожара, и содержание этих средств в работоспособном состоянии и другие.
Общество осуществляло указанные работы с опасным грузом на железнодорожном транспорте самостоятельно и не имело лицензии на данный вид деятельности, поэтому Управление правомерно составило в отношении организации протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Довод Общества о том, что у него отсутствует обязанность получения лицензии на проведение работ по погрузке выгрузке применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, в силу того, что Общество имеет лицензию Ростехнадзора на эксплуатацию взыровоопасного объекта, то есть на объекты, на которых транспортируются вещества способные образовывать смеси с кислородом и друг с другом, обоснованно признаны судом первой инстанции как несостоятельные.
Указанная лицензия, на которую ссылается Общество, не охватывает собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, поскольку указанная лицензия разрешает проведение работ на объектах, не имеющих отношения к железнодорожным путям.
Данный вывод подтверждается также понятием "перевозки опасного груза", данным в Правилах безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-73-94. Под перевозкой опасных грузов понимается совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузопроизводителя до грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортировка груза, перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой, транзитное хранение груза и его выгрузку._
Согласно пункту 3.2.2 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 года N 50, грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.
Доводы Общества о том, что деятельность по погрузке-разгрузке указанных выше опасных грузов не является предпринимательской, поскольку направлена на обеспечение производственного процесса Общества, а не на получение выручки - прибыли, и поэтому в действиях организации отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции признается несостоятельными, поскольку конечной целью разгрузки опасных грузов является осуществление деятельности, связанной с эксплуатацией нефтебазы, то есть получение прибыли.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в его совершении.
Согласно положениям части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из приведенных норм следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.
В материалах дела отсутствуют сведения о принятии Обществом исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте
При таких обстоятельствах следует признать, что действия Общества образуют состав вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частями 6 и 7 ст. 210, ч. 6 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ определен порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов и пределы рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
Суд апелляционной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет соблюдение судом первой инстанции процессуальных норм.
В соответствии с требованиями ч. 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом первой инстанции проверен протокол об административном правонарушении в полном объеме и обоснованно сделан вывод об установлении соответствующих полномочий административного органа по принятию оспариваемого решения, наличии законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности и соблюдении порядка привлечения к ответственности.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 21 апреля 2008 года по делу N А03-3325/08-4 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Постановление вступает в силу со дня принятия и может быть обжаловано в ФАС Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
С.А. Зенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3325/08-10
Истец: Сибирское Управление государственного железнодорожного надзора
Ответчик: ООО "Рах"
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3156/08