г. Томск |
Дело N 07АП-6321/08 |
04.12.2008
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Хайкиной С.Н.
судей: Кулеш Т.А., Солодилова А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломиворотовым Л.М.
при участии:
от заявителя: без участия
от ответчика: без участия
от третьих лиц: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Центральному району г.Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.08.2008 года по делу N А45-2589/2008-49/77 по заявлению ИФНС России по Центральному району г.Новосибирска к ООО "СибПромАльянс" о признании недействительной государственной регистрации,
третьи лица: ИФНС России по Центральному району г. Красноярска, МИФНС N 23 по Красноярскому краю,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (далее - ИФНС по Центральному району г. Новосибирска) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице ООО "СибПромАльянс", содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), связанных с внесением изменений в учредительные документы с государственным регистрационным номером 2062466192930 от 31.08.2006 года.
Решением от 08.08.2008 года по делу N А45-2589/2008-49/77 Арбитражный суд Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с указанным решением, ИФНС по Центральному району г. Новосибирска обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.08.2008 года по делу N А45-2589/2008-49/77 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обосновании жалобы ее податель ссылается на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Государственная регистрация осуществлена на основании недостоверных сведений и является незаконной. Суд не дал оценки пояснению представителя ООО "Сибгидрошахм", который является арендодателем помещений по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе,5.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствии лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, ООО "СибПромАльянс" зарегистрировано 07.02.2005 года в качестве юридического лица Инспекцией ФНС России по Центральному району г. Красноярска
29.08.2006 года представителем ООО "СибПромАльянс" в Инспекцию ФНС России по Центральному району г. Красноярска было подано заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, связанные с внесением изменений в учредительные документы, с указанием адреса (места нахождения) юридического лица: г. Новосибирск, ул. Фрунзе,5, при этом в соответствующем разделе указано, что это именно место нахождения постоянно действующего исполнительного органа - директора.
На основании данного заявления и приложенных к нему документов Инспекцией ФНС России по Центральному району г. Красноярск принято решение N Р3011А от 31.08.2006 года о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "СибПромАльянс", внесена запись в ЕГРЮЛ от 31.08.2006 года за государственным регистрационным номером 2062466192930.
Регистрационное дело ООО "СибПромАльянс" передано по новому месту нахождения Общества в Инспекцию ФНС России по Центральному району г.Новосибирска Инспекцией ФНС России по Центральному району г.Новосибирска была проведены контрольные мероприятия 28.05.2007 года в ходе которых установлено, что Общество, по адресу, указанному в учредительных документах г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 5 не находится.
Полагая, что в связи с указанием недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица государственная регистрация изменения адреса местонахождения подлежит признанию недействительной, заявитель обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с вышеуказанным требованием.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 08.08.2008 года по делу N А45-2589/2008-49/77 в удовлетворении требований отказано на том основании, что Инспекцией ФНС России по Центральному району г. Красноярск решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "СибПромАльянс", было принято на основании полного пакета документов, предусмотренных статьей 17 Закона N 129-ФЗ. Оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 23 указанного Закона, у регистрирующего органа не имелось. Каких-либо норм права, обязывающих регистрирующий орган проводить проверки достоверности указанных юридическим лицом сведений, заявитель не приводит. Между тем указанные сведения носят заявительный характер и ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ возложена на заявителей.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Сведения, вносимые в учредительные документы, носят заявительный характер, и ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ нахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", из которой следует, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
На основании подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице - адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Статья 18 Закона N 129-ФЗ гласит, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Отказ в государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Инспекцией ФНС России по Центральному району г. Красноярск решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, было принято на основании полного пакета документов, предусмотренных статьей 17 Закона N 129-ФЗ, то есть процедура регистрации изменений в учредительные документы данного юридического лица не была нарушена.
Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129) не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Статья 23 данного Закона в качестве оснований для отказа в государственной регистрации обуславливает только непредставление определенных настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Согласно закону о государственной регистрации, представление недостоверных сведений о юридическом лице не является основанием для признания государственной регистрации вносимых изменений недействительной.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, оснований для отказа в государственной регистрации у налогового органа не было.
В апелляционной жалобе ИФНС России по Центральному району г.Новосибирска ссылается на пояснение представителя ООО "Сибгидрошахт", который является арендодателем помещений по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе,5, согласно которому с ООО "СибПромАльянс" договор аренды не заключался и общество по данному адресу отсутствует.
Данное пояснение не может являться доказательством по делу, поскольку не отвечает требованием статьи 90 НК РФ.
Кроме того, акт обследования от 28.05.2007 года не позволяют суду сделать однозначный вывод о том, что общество с ограниченной ответственностью "СибПромАльянс" не могло заключить договор субаренды с одним из арендаторов ООО "Сибгидрошахм", а, следовательно, и вывод о том, что общество не находилось по указанному адресу на момент регистрации изменений.
Более того, в материалы дела не представлены доказательства, что ООО "Сибгидрошахт" является единственным арендодателем помещений по адресу г. Новосибирск, ул. Фрунзе,5.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговым органом не представлено надлежащих и бесспорных доказательств недостоверности сведений о месте нахождения юридического лица.
Из материалов дела следует, что ответчиками по делу являются ООО "СибПромАльянс", при этом как обоснованно отметил суд первой инстанции, что подобные требования не могут быть предъявлены к юридическому лицу, поскольку, государственная регистрация юридических лиц представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который идентичен понятию ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, подлежащих оспариванию в арбитражном суде.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (Положение о Федеральной налоговой службе).
При этом, спор между двумя налоговыми органами, осуществляющими государственную регистрацию, не носит экономического характера и не отнесен к подведомственности арбитражных судов.
Кроме того, принимая во внимание положения Закона Российской Федерации от 21.03.1991 "О налоговых органах Российской Федерации", в системе налоговых органов законодательно закреплен принцип строгой подчиненности и единства, при котором не допустимы между налоговыми органами споры, как и разрешение их в порядке арбитражного судопроизводства.
Арбитражный апелляционный суд также указывает, что согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в определении от 28.08.2008 г. N 11046/08 по делу N А43-24062/2007-1-344, действующее законодательство не предусматривает признание судом недействительной государственной регистрации юридического лица и признание незаконным решения о государственной регистрации юридического лица в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставлено в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях право на привлечение должностных лиц к административной ответственности за представление недостоверных сведений о юридическом лице, а также при определенных обстоятельствах право на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
С учетом изложенных обстоятельств, требование налогового органа о признании государственной регистрации юридического лица недействительной, не подлежит удовлетворению.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что принятое Арбитражным судом Новосибирской области решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы материалы дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.08.2008 года по делу N А45-2589/2008-49/77 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Хайкина С. Н. |
Судьи |
Кулеш Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-2589/2008-49/77
Истец: ИФНС России по Центральному району г.Новосибирска
Ответчик: ООО "СибПромАльянс"
Третье лицо: ИФНС России по Центральному району г. Красноярска
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6321/08