г. Томск |
Дело N 07АП-6345/08 |
16 декабря 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 16.12.2008 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующей Л.И. Ждановой,
судей: М.Х Музыкантовой, Н.А. Усаниной,
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И. Ждановой,
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещен)
от третьих лиц: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Ростовской области, г. Батайск
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 21 августа 2008 года по делу N А03-7018/2008-2 (судья Музюкин Д. В.)
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Ростовской области, г. Батайск
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району г. Барнаула, г. Барнаул
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Вита", г. Батайск
Циркина Ирина Николаевна, г. Новосибирск
о признании незаконным решения о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Барнаула о признании незаконным решения о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО "Вита" и Циркина И. Н.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 21.08.2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МИФНС N 11 по Ростовской области обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.08.2008 года отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, так как ООО "Вита" в регистрирующий орган представлены недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, что повлекло внесение ИФНС по Индустриальному району г. Барнаула в ЕГРЮЛ сведений о несуществующем адресе местонахождения юридического лица. При этом, указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, препятствует надлежащего осуществлению налогового контроля.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
04.12.2008 года в Седьмой арбитражный апелляционный суд поступило ходатайство подателя апелляционной жалобы о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
ИФНС по Индустриальному району г. Барнаула в отзыве на апелляционную жалобу возражала против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, так как обращение налогового органа с правом о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в ЕГРЮЛ не предусмотрено действующим законодательством. При этом при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Вита" ответчиком не был нарушен порядок регистрации, установленный ст. 17-18 Федерального закона N 129-ФЗ, оснований для отказа в государственной регистрации, указанные в ст. 23 названного закона, отсутствовали. Кроме того, в момент регистрации регистрирующему органу не могло быть известно о недостоверности сведений о месте нахождения общества.
Письменный отзыв ИФНС по Индустриальному району г. Барнаула приобщен к материалам дела.
ООО "Вита" и Циркина И. Н. отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представили.
ИФНС по Индустриальному району г. Барнаула, ООО "Вита", Циркина И. Н., участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1,2, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.08.2008 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Вита" зарегистрировано в качестве юридического лица. До 13.12.2007 года регистрирующим органом организации являлась ИФНС по Индустриальному району г. Барнаула.
13.12.2007 года на основании представленных для регистрации документов ответчиком было принято решение о внесение изменений в сведения о юридическом лице ООО "Вита", содержащихся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы. Изменения в учредительные документы Общества были связаны с изменением места нахождения юридического лица. Новым местом нахождения ООО "Вита" было указано: г. Батайск, ул. Энгельса, 425, регистрирующим органом - МИФНС N 11 по Ростовской области.
15.05.2008 года сотрудниками заявителя было проведено обследование местонахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах. По результатам проверки составлен протокол N 3, из которого следует, что по ул. Энгельса в г. Батайске не обнаружено дома N 425, ООО "Вита" по указанному адресу не находиться.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения МИФНС N 11 по Ростовской области с заявлением в Арбитражный суд Алтайского края о признании незаконным решения о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице (ООО "Вита"), содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у налогового органа права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в ЕГРЮЛ; отсутствия у ИФНС по Индустриальному району г. Барнаула оснований в отказе регистрации изменений; не доказанности заявителем, какие права и законные интересы нарушены оспариваемой государственной регистрацией вносимых в сведения об юридическом лице.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506) Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Указанная норма Закона корреспондирует с положением пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой юридическое лицо может быть ликвидировано также по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что право налогового органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц Законом о регистрации юридических лиц и Гражданским кодексом Российской Федерации не установлено. Не предоставлено такое право заявителю также ни Налоговым кодексом РФ, ни каким-либо иным нормативным актом.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательству требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
При этом согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, установленных данным Законом.
Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 8 Закона N 129-ФЗ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Подпунктом В пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что в государственный реестр юридических лиц вносятся сведения об адресе (местонахождении) организации и по этому адресу (местонахождению) осуществляется связь с юридическим лицом. Пунктом 4 этой же статьи установлено, что записи вносятся в реестр на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В соответствии с п. 3 ст. 84 Налогового кодекса РФ изменения в сведениях об организациях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации на основании сведений содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что запись о месте нахождения (об изменении места нахождения) юридического лица вносится налоговым органом только на основании сведений, содержащихся в документах, представленных при государственной регистрации. При этом у налогового органа отсутствует право потребовать иные, непредусмотренные Законом N 129-ФЗ документы, в том числе, подтверждающие достоверность сведений о месте нахождения юридического лица.
Доказательств наличия неправомерных действий регистрирующего органа при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, заявитель суду не представил.
В подтверждение отсутствия Общества по указанному в заявлении адресу: г. Батайск, ул. Энгельса, 425 МИФНС N 11 по Ростовской области в апелляционной жалобе ссылается на протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 20.06.2007 года N 084 и протокол N 3 от 15.05.2008 года.
Однако указанные протоколы не являются достаточными доказательствами, подтверждающими отсутствие указанного в представленных Обществом в регистрирующий орган документов адреса, так как данные документы не свидетельствуют, что в г. Батайске отсутствуют дом N 425 по ул. Энгельса (регистрирующим органом не направлен запрос в органы местного самоуправления для получения подтверждения наличия или отсутствия спорного адреса), а, следовательно, не являются доказательствами того, что на момент государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, в нарушение требований статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" обществом была предоставлена недостоверная информация.
Апелляционная инстанция считает, что заявителем в соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены достаточные доказательства в обоснование своих требований.
Кроме того, в момент регистрации регистрирующему органу не могло быть известно о недостоверности сведений о месте нахождения Общества.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Из положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что удовлетворение заявленных требований возможно при наличии одновременно двух условий. Во - первых, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту; во - вторых, оспариваемые акты, решения, действия (бездействия) должны нарушать права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на них какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, обращаясь с заявлением, МИФНС N 11 по Ростовской области не доказала, какие права и законные интересы нарушены оспариваемой государственной регистрацией изменений, вносимых в сведения об юридическом лице.
Кроме того, исходя из положений Закона Российской Федерации от 21.03.1991 года "О налоговых органах Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 27.07.2006 года N 137-ФЗ - в системе налоговых органов законодательно закреплен принцип строгой подчиненности и единства, при котором не допустимы между налоговыми органами споры и разрешение их в порядке арбитражного судопроизводства. Удовлетворение такого требования предполагает возвращение регистрационного дела по прежнему месту нахождения Общества и внесение в государственный реестр прежнего адреса юридического лица, заведомо не соответствующего действительности Подобными действиями не достигается цель оперативного исправления в государственном реестре недостоверных сведений и нарушается законодательно закрепленный принцип строгой подчиненности единства налоговых органов, обусловленных общностью их задач и функций.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 21 августа 2008 года по делу N А03-7018/2008-2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Л.И. Жданова |
Судьи |
М.Х Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7018/2008
Истец: ИФНС России по Индустриальному району г.Барнаула
Ответчик: ООО "ВИТА"
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N11 по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6345/08