г. Томск |
Дело N 07АП-6177/08 |
"05" ноября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии:
от заявителя: Лукьянов А.А. по доверенности от 01.08.2008 г. (на 3 года),
Рыльских, директор, протокол собрания от 10.07.2007 г.)
от ответчика: Тюков Е.В. по доверенности от 09.01.2008 г. (до 31.12.2008 г.).
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главы Томского района (Главы Администрации)
на решение арбитражного суда Томской области от 01.09.2008г.
по делу N А67-2946/08 (судья Скачкова О.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Томский нефтеперерабатывающий завод"
к Главе Томского района (Главе Администрации)
о признании недействительным постановления от 24.04.2008г. N 556-з "Об отмене постановления от 17.03.2008г. N 321-з"
УСТАНОВИЛ:
ООО "Томский НПЗ" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Главе Томского района (Главе Администрации) о признании недействительным постановления от 24.04.2008г. N 556-з "Об отмене постановления от 17.03.2008г. N 321-з".
Решением арбитражного суда Томской области от 01.09.2008г. заявленные ООО "Томский НПЗ" требования удовлетворены, признано недействительным постановления от 24.04.2008г. N 556-з "Об отмене постановления от 17.03.2008г. N 321-з".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Глава Томского района (Глава Администрации) обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя по следующим основаниям.
- неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела: земельные участки, определенные в акте выбора земельного участка от 04.09.2007г. и в постановлении Главы Томского района (Главы Администрации) N 321-з от 17.03.2008г. общей ориентировочной площадью 61 га, находятся в категории земель сельскохозяйственного назначения; использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, определенных постановлением Главы Томского района (Главы Администрации) N 321-з от 17.03.2008г., не допускается законом; при принятии постановления Главы Томского района (Главы Администрации) N 321-з от 17.03.2008г. процедура предварительного согласования места размещения объекта, как это предусмотрено пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской федерации, не была соблюдена.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, решение суда просил отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований, дополнив, что выводы суда первой инстанции не оспаривает, но есть иные основания, которые позволяют признать оспариваемое постановление законным (изложены в апелляционной жалобе).
ООО "Томский НПЗ" в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании, поддержав выводы арбитражного суда, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает определение Арбитражного суда Томской области от 01.09.2008г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 27.07.2007г. в адрес Администрации Томского района поступило обращение ООО "Томский нефтеперерабатывающий завод", в котором общество просило рассмотреть возможность предоставления земельного участка, площадью 50 га для реализации инвестиционного проекта строительства нефтеперерабатывающего завода производительностью 1 млн. тонн, в районе Томской птицефабрики.
25.12.2007г. от ООО "Томский нефтеперерабатывающий завод" в адрес Администрации Томского района поступило заявление о дополнительном предоставлении земельного участка для организации наливного терминала, рядом с уже согласованным земельным участком.
17.03.2008г. постановлением Главы Томского района (Главы Администрации) N 321-з ООО "Томский НПЗ" утвержден акт выбора земельного участка для размещения нефтеперерабатывающего завода и нефтепровода в окрестностях п. Молодежный Томского района от 04.09.2007г., предварительно согласовано место размещения нефтеперерабатывающего завода и нефтепровода в окрестностях п. Молодежный на земельных участках общей ориентировочной площадью 61 га.
16.04.2008г. от ООО "Томский нефтеперерабатывающий завод" в адрес Администрации Томского района поступило заявление об увеличении ранее предварительно согласованного земельного участка, до 85 га, в связи увеличением мощности завода до 3 млн. тонн.
Администрацией Томского района 16.04.2008г. в адрес ООО "Томский нефтеперерабатывающий завод" направлен запрос, в котором обществу предлагается принять участие в рабочем совещании по вопросам строительства нефтеперерабатывающего завода, подготовить разъяснения по вопросам: - за счет каких средств планируется строительство завода;- на какой стадии находится проект строительства завода; - решены ли вопросы по подключению к нефтепроводу и по обеспечению нефтью; - что планируется построить на согласованных площадях и на испрашиваемых дополнительных участках.
21.04.2008г. в адрес Администрации Томского района поступило письмо от ООО "Томский нефтеперерабатывающий завод", в котором общество указало, кроме прочего, что вопросы, связанные с оформлением земельных участков, решаются в рабочем порядке, все предписания выполняются, причины задержки выдачи акта выбора непонятны, кто инвестор - информация закрыта, финансирование будет осуществляться в форме займа под гарантии Российских банков, ответы на основные вопросы будут даны на презентации, проектирование не может проводиться, пока не оформлены права на земельный участок.
Постановлением от 24.04.2008г. N 556-з в связи с не предоставлением ООО "Томский нефтеперерабатывающий завод" документов по инвестиционному проектированию постановление Главы Томского района (Главы Администрации) от 17.03.2008г. N 321-з "О предварительном согласовании места размещения нефтеперерабатывающего завода и нефтепровода в окрестностях п. Молодежный" отменено.
В соответствии с п.9 ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, под строительство установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления независимо от того, обладает ли правом предоставления соответствующего земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обеспечивает выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение 3-х лет.
Как следует из текста оспариваемого постановления N 556-з, основанием для его вынесения послужило не предоставление ООО "Томский нефтеперерабатывающий завод" документов по инвестиционному проектированию.
Между тем, ни в Земельном кодексе Российской Федерации, ни в иных нормативных правовых актах такие основания для отмена постановления "О предварительном согласовании места размещения объекта", указанные ответчиком как в отзыве на заявление, так и в оспариваемом постановлении (не предоставление документов по инвестиционному проектированию), не предусмотрены.
В силу п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предоставление с заявлением технико-экономическое обоснования проекта строительства или необходимых расчетов является правом, а не обязанностью лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и обратившегося в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением.
Подлежат отклонению доводы Главы Томского района (Главы Администрации), изложенные в апелляционной жалобе о том, что указанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, а использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, определенных постановлением от 17.03.2008г. N 321-з не допускается законом, а также о несоблюдении при принятии указанного постановления процедуры предварительного согласования места размещения объекта, так как данные обстоятельства не были указаны в оспариваемом постановлении N 556-з от 24.04.2008г. в качестве оснований для отмены постановления N 321-з от 17.03.2008г. и не заявлялись подателем апелляционной жалобы в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции.
Учитывая указанные обстоятельства, отмена постановления "О предварительном согласовании места размещения нефтеперерабатывающего завода и нефтепровода в окрестностях п. Молодежный" от 17 03 2008 г. N 321-з не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации, что не оспорено представителем Главы Томского района в апелляционном суде.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, в соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Нарушение прав и законных интересов заявителя следует из существа заявленных требований, поскольку в связи с принятием оспариваемого постановления заявитель лишен возможности осуществлять экономическую деятельность в связи со строительством объекта, а так же из содержания норм пункта 8 статьи 31 ЗК РФ, где предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, суд первой инстанции, оценивая имеющиеся в деле доказательства во взаимосвязи и в совокупности в соответствии с положениями ст.71 АПК РФ правильно пришел к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела органом местного самоуправления допущены нарушения норм законодательства при принятии постановления от 24.04.2008г. N 556-з по изложенным в нем основаниям, тогда как заявителем указанные в заявлении нарушения органом местного самоуправления положений, а также прав и интересов заявителя, основанных на законе, подтверждены материалами дела. В этой связи имеются предусмотренные ст.201 АПК РФ основания для удовлетворения заявления.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Томской области от 01.09.2008 года по делу N А67-2946/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу немедленно.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2946/08
Истец: ООО "Томский нефтеперерабатывающий завод"
Ответчик: Глава Томского района (Глава Администрации)
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6177/08