г. Томск |
Дело N 07АП-4897/09 |
17 июля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Солодилова А. В.
судей: Залевской Е. А.
Музыкантовой М. Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иващенко А.П.
при участии:
от заявителя: без участия;
от ответчика: без участия;
от третьего лица: без участия;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Кировскому району г. Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12.05.2009г.
по делу N А45-6856/2009-22/126
по заявлению ИФНС России по Кировскому району г.Новосибирска
к ООО "Строймонтаж"
о признании решения о государственной регистрации недействительным
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 12.05.2009г. отказано в удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Новосибирска (далее - регистрирующий орган в г. Новосибирске, заявитель, апеллянт, податель жалобы) о признании недействительным решения N Р23000А от 12.11.2008 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО "Строймонтаж" (далее - общество) и записи в Едином государственном реестре юридических лиц за государственным регистрационным номером 2082468785232.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, регистрирующий орган в г. Новосибирске обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12.05.2009г. и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие обстоятельства.
По мнению апеллянта действительной может быть признана регистрация, проведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям закона N 129-ФЗ, но и проведенная на основании документов, содержащим достоверную информацию относительно регистрируемых изменений, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), также ввиду того, что ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом.
Также податель жалобы указывает, что в ходе проведения контрольных мероприятий, было установлено, что по адресу г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 104 ООО "Строймонтаж" не находится, следовательно, общество представило в регистрирующий орган заведомо недостоверную информацию о местонахождении. Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
Отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю, являющаяся третьим лицом, (далее - третье лицо) не соглашается с доводами апеллянта по основаниям, изложенным в отзыве, просит суд апелляционной инстанции оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание надлежащим образом извещенные апеллянт и Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Новосибирска явку своих представителей не обеспечили, третье лицо ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 12.05.2009г., определив в соответствии с ч.2, ч.3 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 06.11.2008 в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю представителем общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж", в связи с изменением сведений об адресе (месте нахождения) Общества представлены документы, предусмотренные п.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
12.11.2008 Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю принято решение N Р23000А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ООО "Строймонтаж".
В связи с изменением адреса местонахождения юридического лица и в соответствии со ст. 84 НК РФ регистрационное дело из Межрайонной инспекции ФНС России N 23 по Красноярскому краю передано в инспекцию ФНС России по Кировскому району г. Новосибирска.
В ходе контрольных мероприятий, проведенных должностными лицами инспекции ФНС России по Кировскому району г. Новосибирска установлено, что Общество по адресу: ул. Не-мировича-Данченко,104,г. Новосибирск, указанному в учредительных документах, не находится. Указанные обстоятельства заявитель подтверждает актом проверки нахождения юридического лица от 10.02.2009. Из акта усматривается, что по данному адресу расположено здание открытого акционерного общества "Советская Сибирь", а ООО "Строймонтаж" в здании не находится. Полученные сведения подтверждены показаниями главного бухгалтера ОАО "Советская Сибирь" Уховой Ирины Николаевны.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 31 Налогового кодекса РФ устанавливает права налоговых органов, однако круг этих прав не ограничен данной статьей.
В силу пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговый орган вправе предъявлять в арбитражном суде иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Отсутствие нормы, аналогичной положениям абз. 3 пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", в части первой Налогового кодекса Российской Федерации не лишает налоговые органы прав, предоставленных упомянутым Законом, регламентирующим их деятельность как государственных органов, поскольку указанный Закон не признан утратившим силу в связи с вступлением в действие Налогового кодекса Российской Федерации и является действующим.
Согласно части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 5 статьи 29 Кодекса арбитражный суд рассматривает другие дела, кроме перечисленных в данной статье, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 Постановления N 11 от 09.12.2002 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" дал разъяснение о том, что арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Дела по спорам о создании ликвидации, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и других), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Таким образом, исходя из вышеназванных правовых норм в их совокупности, следует, что налоговый орган обладает правом обращения в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, в том числе, об оспаривании внесений в государственные реестры сведений о создании юридического лица. Указанное заявление подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку спор касается создания (регистрации) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, деятельность которой связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 4 Закона N 129-ФЗ ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации2).
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006).
В соответствии с пунктами а) статей 12, 14, 17 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица (статья 12), или при регистрации создаваемого путем реорганизации юридического лица (статья 14), или при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ (статья 17), в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений.
Статьей 25 Закона N 129-ФЗ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за предоставление недостоверных сведений.
Из вышеперечисленных норм следует, что необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ является не только представление полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями статей 4, 12, 14, 17, 25 Закона N 129-ФЗ, статей 3, 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006.
Таким образом, действительной может быть признана регистрация, проведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ, но и проведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, в том числе, в соответствии с подпунктом в) пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
Иное толкование вышеназванных норм права означало бы, что законодатель изначально предусмотрел возможность сохранения в ЕГРЮЛ, - федеральном информационном ресурсе, любых, в том числе, надуманных сведений (например, адресов с реально несуществующими названиями населенных пунктов, улиц и т.д.), в связи с чем, теряется смысл ведения государственного реестра, содержащиеся в котором сведения в силу абзаца 1 пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Кроме того, наличие недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, каким-либо образом вступающих в отношения с таким хозяйствующим субъектом; создает возможность создания различного рода схем ухода от налогообложения и получения необоснованной налоговой выгоды.
Следовательно, одним из оснований для признания недействительной государственной регистрации изменений является доказанная недостоверность сведений, внесенных в ЕГРЮЛ на основании заявления юридического лица; другим основанием может быть представление в регистрирующий орган неполного пакета документов, предусмотренных соответствующей главой Закона N 129-ФЗ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать на следующее.
Акт проверки от 10.02.2009г. подтверждает лишь отсутствие общества по конкретному адресу на момент обследования местонахождения юридического лица и не может являться доказательством того, что руководитель юридического лица на момент подачи заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001 не имел намерений разместить юридическое лицо по указанному в заявлении адресу.
Проверка местонахождения общества по указанному в учредительных документах общества адресу была произведена 10.02.2009г., спустя три месяца с момента государственной регистрации изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица 12.11.2008г.
В связи с чем, юридическое лицо могло определенный период времени находиться по указанному адресу, но затем сменить его и не предоставить сведения об изменении адреса.
Инспекцией доказательств, подтверждающих тот факт, что общество изначально, с момента государственной регистрации вышеуказанных изменений, не находилось по указанному адресу не представлено.
Адрес, являющийся местом нахождения общества, указанный руководителем юридического лица фактически существует и не является вымышленным, поэтому, достоверность адреса юридического адреса ООО "Строймонтаж" не опровергается имеющимися доказательствами.
В отношении довода Инспекции о том, что собственником зданий и помещений по указанному по адресу: 630048, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 104 является ОАО "Советская Сибирь" апелляционная коллегия считает, что данное обстоятельство не может подтверждать тот факт, что общество никогда по данному адресу не находилось, так как Инспекцией не отражено, с какого момента ОАО "Советская Сибирь" является собственником вышеуказанных зданий и помещений.
Кроме того, Инспекцией не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии заключенного с ООО "Строймонтаж" договора аренды (субаренды).
Доказательств о том, что Общество не располагалось по указанному адресу с момента оспариваемой государственной регистрации 12.11.2008г. Инспекцией не представлено.
Согласно статья 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
На основании вышеизложенного следует, что Инспекцией в нарушении части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств того, что на момент регистрации общества его постоянно действующий единоличный орган не находился по адресу, указанному в заявлении о регистрации общества, в связи с чем доводы заявителя апелляционной жалобы о недостоверности представленных обществом сведений относительно его местонахождения являются несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Новосибирской области решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, п.1 ст. 269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12.05.2009г. по делу N А45-6856/2009-22/126 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Солодилов А. В. |
Судьи |
Залевская Е. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-6856/2009-22/126
Истец: ИФНС России по Кировскому району г.Новосибирска
Ответчик: ООО "Строймонтаж"
Третье лицо: МИФНС России N23 по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4897/09