г. Томск |
Дело N 07АП-2085/08 (А67-5131/07) |
16.06.2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 16.06.2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Залевской Е.А.,
судей Зенкова С.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Хайкиной С.Н.
с участием в заседании представителей:
от Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Томский государственный университет": Гранкина К.В. - по доверенности от 18.12.2007 года N 176,
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску: Зеленина С.Г. - по доверенности от 09.01.2008 года,
от третьих лиц:
от Федеральной службы РФ по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия: без участия,
от Управления Федеральной службы РФ по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Томской области: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску на решение Арбитражного суда Томской области от 26.02.2008 года по делу N А67-5131/07 (судья Афанасьева Е.В.) по заявлению Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Томский государственный университет" о признании частично незаконным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Томский государственный университет" (далее по тексту - ГОУ ВПО "ТГУ", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) N 667 от 07.09.2007 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить (зачесть) сумму неуплаченного земельного налога в размере 6 656 067 рублей (дело N А67-5131/07).
Определением Арбитражного суда Томской области от 25.12.2007 года (том дела 3, лист дела 4-5) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральная служба РФ по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия и Управление Федеральной службы РФ по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Томской области.
Решением Арбитражного суда Томской области от 26.02.2008 года (далее по тексту - решение суда) заявление ГОУ ВПО "ТГУ" удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ГОУ ВПО "ТГУ".
По мнению Инспекции, суд неправильно применил при вынесении обжалуемого решения нормы материального права, посчитал установленными обстоятельства, не подтвержденные доказательствами.
В обоснование жалобы Инспекция указывает, что по имеющимся в деле выпискам из государственного земельного кадастра все земельные участки, принадлежащие ГОУ ВПО "ТГУ", относятся к категории земель поселений. ГОУ ВПО "ТГУ" не представило документального подтверждения того, что оно владеет земельными участками, отнесенными в установленном законом порядке к категории особо охраняемых земель. Указ Президента Российской Федерации от 15.01.1998 года N 30 "О включении отдельных объектов в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации" (далее по тексту - Указ N 30) не может являться доказательством отнесения земельных участков, занимаемых ГОУ ВПО "ТГУ" к категории особо охраняемых земель, а означает лишь, что данное юридическое лицо обладает определенными объектами, представляющими собой ценность.
Полагает, что Указ N 30 должен применяться с учётом положений Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 73-ФЗ). Данным Законом N 73-ФЗ, Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1992 года N 1487 были определены понятия объекта культурного наследия и особо ценного объекта культурного наследия. Из данных понятий следует, что речь идёт об объектах культурного наследия народов Российской Федерации как об имущественных комплексах. ГОУ ВПО "ТГУ" является в данном случае субъектом, а не объектом права, то есть данное юридическое лицо обладает определёнными объектами, представляющими собой ценность эталонного или уникального характера.
Не все имущество, принадлежащее ГОУ ВПО "ТГУ", представляет собой историческую и культурную ценность (здания общежитий, детского сада и другие). В отношении земельных участков, занимаемых такими объектами, ГОУ ВПО "ТГУ" обязано уплачивать земельный налог в общем порядке в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ). Данный вывод следует из того, что действие Указа N 30 направлено на защиту и охрану определённого рода объектов (материальных и духовных ценностей, созданных в прошлом, памятников, историко-культурных территорий и объектов, значимых для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех её народов, их вклада в мировую цивилизацию), в отношении которых и осуществляется защита государства. Объектом такой защиты ГОУ ВПО "ТГУ" как юридическое лицо не является, а значит льгота по уплате земельного налога к земельным участкам, находящимся в его пользовании, не занятым объектами культурного наследия, неприменима.
Подробно доводы налогового органа изложены в апелляционной жалобе.
ГОУ ВПО "ТГУ" возразило в отзыве на апелляционную жалобу против доводов Инспекции, посчитав решение суда законным и обоснованным. Полагает, что земельные участки, закрепленные за ГОУ ВПО "ТГУ" на праве постоянного (бессрочного) пользования, не должны признаваться объектом налогообложения земельным налогом на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 389 НК РФ, поскольку ГОУ ВПО "ТГУ" отнесено к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ как организация в целом, весь комплекс ГОУ ВПО "ТГУ" является особо ценным объектом культурного наследия народов РФ. Полагает, что для отнесения ГОУ ВПО "ТГУ" к особо ценным объектом культурного наследия народов РФ никаких других документов, кроме Указа N 30, не требуется.
Принадлежность земельных участков к общей категории земель поселений в черте поселения (населенного пункта) не является препятствием для отнесения таких земельных участков к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ). В силу статьи 5 Закона N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения. Считает жалобу Инспекции не подлежащей удовлетворению, а решение Арбитражного суда Томской области - законным и обоснованным. Письменный отзыв ГОУ ВПО "ТГУ" приобщен к материалам дела.
Третьими лицами письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Представители ГОУ ВПО "ТГУ", Инспекции в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке части 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Томской области проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ в полном объёме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, с 08.05.2007 года по 01.08.2007 года Инспекция провела камеральную налоговую проверку ГОУ ВПО "ТГУ" по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах на основании уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год, представленной 08.05.2007 года.
По результатам проверки 01.08.2007 года Инспекцией составлен акт N 2680 (том дела 1, лист дела 55-62). На основании данного акта 07.09.2007 года Инспекцией принято решение N 667 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (том дела 1, лист дела 43-53).
Согласно указанному решению Инспекции ГОУ ВПО "ТГУ" предложено, в том числе, уплатить (зачесть) сумму неуплаченного земельного налога в размере 6 656 067 рублей.
ГОУ ВПО "ТГУ" обжаловало в указанной части решение налогового органа в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование ГОУ ВПО "ТГУ", Арбитражный суд Томской области исходил из того, что земельные участки, принадлежащие ГОУ ВПО "ТГУ", являются территорией, в границах которой расположен особо ценный объект культурного наследия народов РФ - ГОУ ВПО "ТГУ", в силу подпункта 2 пункта 2 статьи 389 НК РФ они не являются объектом налогообложения земельным налогом. Следовательно, у ГОУ ВПО "ТГУ" отсутствовала обязанность уплачивать земельный налог за 2006 год.
Заслушав представителя ГОУ ВПО "ТГУ" и Инспекции, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, Седьмой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены постановленного решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно части 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
В статье 71 АПК РФ предусмотрено, что суд при рассмотрении спора должен на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, оценить относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам.
Арбитражным судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на балансе ГОУ ВПО "ТГУ" числится 29 земельных участков, расположенных по различным адресам в г. Томске, участки принадлежат ГОУ ВПО "ТГУ" на праве постоянного бессрочного пользования (том дела 2).
Указом N 30 в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, кроме прочих объектов, включено ГОУ ВПО "ТГУ" (том дела 1, лист дела 92-93).
Данным Указом не определён какой-либо ограниченный перечень имущества ГОУ ВПО "ТГУ", включённого в Государственный свод, особо ценным объектом культурного наследия народов РФ признан Томский государственный Университет как учреждение.
Возможность отнесения к особо ценным объектам культурного наследия организации (предприятия, учреждения) установлена Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 30.11.1992 года N 1487. В силу пункта 1 указанного Положения к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ (далее именуются - особо ценные объекты) относятся расположенные на её территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации, учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой имматериальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного и уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.
Согласно пункту 8 Положения имущество, здания и сооружения организаций, предприятий и учреждений, отнесенных к особо ценным объектам, находятся в их оперативном управлении, занимаемые ими земельные участки - в бессрочном и безвозмездном пользовании.
Следовательно, ГОУ ВПО "ТГУ" как учреждение в целом относится к числу особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, что подтверждено и другими материалами дела: письмом Федерального агентства по культуре и кинематографии (том дела 1, лист дела 94), Областного государственного учреждения "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" (том дела 1, лист дела 95), Департамента по культуре Томской области (том дела 1 , лист дела 96).
При таких обстоятельствах арбитражным судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в силу прямого указания пункта 4 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, занимаемые ГОУ ВПО "ТГУ", включенным в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, относятся к ограниченным в обороте, в связи с чем не признаются объектами обложения земельным налогом вне зависимости от того, заняты ли они одновременно иными объектами культурного наследия, памятниками истории и культуры федерального и регионального значения.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводов апелляционной жалобы Инспекции.
Действительно, согласно статье 3 Федерального закона РФ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ (далее по тексту - ФЗ-73) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Данный Закон принят после решения Президента РФ включить ГОУ ВПО "ТГУ" в число особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и занести соответствующие сведения в свод таких объектов.
На основании статьи 24 ФЗ-73 в отношении объектов культурного наследия ведётся реестр, собственникам таких объектов соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдаётся паспорт объектов культурного наследия.
Как следует из материалов дела, до настоящего времени ГОУ ВПО "ТГУ" такой паспорт не изготовлен.
При изложенных обстоятельствах налогоплательщик имеет право подтвердить право на льготу иной документ. Таким документом является Указ Президента Российской Федерации от 15.01.1998 года N 30 "О включении отдельных объектов в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации", содержащий информацию об объекте, признаваемом особо ценным объектом культурного наследия - ГОУ ВПО "ТГУ" как учреждении.
Что касается ссылки налогового органа на то, что участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования ГОУ ВПО "ТГУ", за пользование которыми ГОУ ВПО "ТГУ" обязано к уплате земельного налога (занятые общежитиями, детскими садами и т.п.) относятся к землям поселений, не может опровергнуть выводов суда первой инстанции.
Согласно выпискам из государственного земельного кадастра, представленным налогоплательщиком на все принадлежащие ему участки, в строке "категория земель" отмечено, что участки находятся на землях поселений.
По смыслу статей 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2004 года "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный вывод подтверждается и правоприменительной практикой (Определение ВАС РФ от 22 января 2007 г. N 15355/06).
В силу статьи 5 ФЗ-73 земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр (в данном случае свод) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в силу прямого указания закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия по своему целевому назначению относятся к землям историко-культурного назначения.
При этих условиях принятие в порядке статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" уполномоченным исполнительным органом государственной власти правового акта об отнесении земли (включая спорные земельные участки), в пределах расположения ГОУ ВПО "ТГУ", включая все принадлежащие ему объекты недвижимости, к такой категории, как земли историко-культурного назначения, не требуется.
Следовательно, земельные участки, занимаемые ГОУ ВПО "ТГУ", помимо общей категории (земли поселений), относится также к такой специальной категории, как земли историко-культурного значения.
Данный вывод подтверждается также и действиями самого налогового органа, который признает факт освобождения от уплаты ГОУ ВПО "ТГУ" земельного налога на остальные участки, занятые имуществом, принадлежащим налогоплательщику. Однако, в кадастровых планах данных участков в графе "категория земель" также указано - "земли поселений".
Доводы Инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции относительно обстоятельств по данному делу, которым судом на основе полного и всестороннего исследования доказательств, представленных сторонами, дана правильная оценка. Апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции постановлено законно и обоснованно, каких-либо нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. Решение Арбитражного суда Томской области по рассматриваемому делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Томской области от 26.02.2008 года по делу N А67-5131/07 по заявлению Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Томский государственный университет" о признании частично незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску N 667 от 07.09.2007 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Залевская Е.А. |
Судьи |
Зенков С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5131/07
Истец: ГОУ "Томский государственный университет"
Ответчик: ИФНС по г.Томску