г. Томск |
Дело N 07АП-4169/09 |
25 июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Солодилова А. В.,
судей: Залевской Е. А.,
Ждановой Л. И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иващенко А.П.,
при участии:
от заявителя: без участия;
от заинтересованного лица: без участия;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Алтайтара"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.04.2009г.
по делу N А03-4175/2209
по заявлению ООО "Алтайтара"
к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора территориальному управлению в Алтайском крае
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 27.04.2009г. отказано в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Алтайтара" (далее - общество, ООО "Алтайтара", апеллянт, податель жалобы, заявитель) об отмене постановления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Алтайском крае (далее - управление, административный орган) от 30.03.09 г. N 01-09/117 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40000руб. за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде 40 000 руб. штрафа.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.04.2009г. и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы апеллянт указывает на малозначительность совершенного правонарушения и необходимость применения ст. 2.9 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу управление не соглашается с доводами апеллянта по основаниям, изложенным в отзыве, просит суд апелляционной инстанции оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание надлежащим образом извещенные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 27.04.2009г.., определив в соответствии с ч.3 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 27 декабря 2007 г., ООО "Алтайтара" (покупатель) заключило договор на покупку товара - системы для удаления отходов, ножей на Слоттер, контейнера с Hubei Jingshan Light Industrial Machinery Co, Ltd, Китай (продавец).
Общая стоимость оборудования в соответствии с п. 3.1 составила 50 213 Долларов США.
Паспорт сделки N 08010011/1481/0038/2/0 оформлен в филиале АК СБ РФ - Городское отделение N 8203 в г. Барнауле.
21.02.2008г. ООО "Алтайтара" на таможенную территорию РФ ввезен товар на сумму 50 513 долларов США, ГТД N 10605020/200208/0001131.
18.03.2009г. заместителем начальника отдела валютного контроля территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае Дьяченко Н.А. в отношении ООО "Алтайтара" составлен протокол N 01-09/117 об административном правонарушении, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Основанием для составления протокола об административной ответственности послужило нарушение обществом сроков предоставления единых форм учета и отчетности по валютной операции, осуществленной в рамках воза товара по ГТД N 10605020/200208/0001131.
На основании указанного протокола 30.03.09 г. руководителем территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае вынесено постановление N 01-09/117 о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении.
В соответствии с ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютными операциями считаются операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей, осуществление международных денежных переводов, расчеты между резидентами и нерезидентами Российской Федерации в валюте Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым им валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
В части 4 статьи 5 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" указано, что Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, утвержден Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" и Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям установлены Указанием ЦБ РФ N 1950-У, в качестве отчетного документа Центральным банком РФ определена справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения ЦБ РФ N 258-П, составляемая в соответствии с приложением 1 к указанному Положению.
Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П резидент в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением представляет в банк, в котором резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Пункт 2.2 Положения предписывает резидентам представлять подтверждающие документы в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.
Пунктом 2.4 Положения Банка России определено, что резидент представляет подтверждающие документы в контролирующий банк в срок, не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров с таможенную территорию Российской Федерации.
Вместе с тем, Указанием от 26.09.2008 г. N 2080-У Центральный банк Российской Федерации внес изменения в Положение N 258-П, установив иной порядок представления справки и подтверждающих документов в уполномоченный банк (зарегистрировано в Минюсте РФ 08.10.2008).
Как указано в новой редакции пункта 2.1 Положения, в случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций.
Перевозочными документами может быть подтвержден вывоз товаров только в случае отсутствия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров.
Изменены также сроки представления подтверждающих документов и справок.
Согласно пункту 2.4 Положения (в новой редакции) в случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров указанные в пункте 2.2 Положения справки и подтверждающие документы представляются в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D").
Из части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено материалами дела и не оспаривается обществом, ввоз товара в рамках данного административного дела, по указанному контракту осуществлен 21.02.08 г., следовательно, срок предоставления подтверждающих документов и справки о подтверждающих документах - 14.04.08 г., в то время как фактически справка была представлена в уполномоченный банк 15.05.08 г. Количество дней просрочки составило 31 день.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному о нарушении заявителем срока предоставления документов и справки о подтверждающих документах относительно ввоза товаров на территорию РФ, следовательно, ООО "Алтайтара" совершено действие, составляющее объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. Указанием ЦБ РФ N 2080-У от 26.09.08 г., срок предоставления справки и подтверждающих документах уменьшен до 15 календарных дней, что свидетельствует о значимости срока предоставления справок о подтверждающих документах.
Не оспаривая наличие состава административного правонарушения, податель жалобы просит суд апелляционной инстанции применить ст. 2.9 КоАП РФ.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, является формальным, и наступление ответственности за его совершение не связано с наступлением вредных последствий.
Обстоятельства, на которые ссылается общество в апелляционной жалобе, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При отказе в признании вменяемого административного правонарушения незначительным суд апелляционной инстанции руководствуется Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004, а также изменениями от 20.06.2007 и 26.07.2007 и 20.11.2008.
Согласно разъяснениям, данным Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в п. 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В рассматриваемом случае объектом административного правонарушения, совершенного обществом являются общественные отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля.
Поскольку в силу Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ объектом охраны являются интересы государства в реализации единой государственной валютной политики, обеспечении устойчивости валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка, охраняемые правоотношения по своему характеру исключают малозначительность деяния.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что обществу назначен минимальный размер административного наказания
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для применения в отношении общества статьи 2.9 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Алтайского края решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, п.1 ст. 269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.04.2009г. по делу N А03-4175/2209 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Солодилов А. В. |
Судьи |
Залевская Е. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-4175/2209
Истец: ООО "Алтайтара"
Ответчик: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора территориальное управление в Алтайском крае
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4169/09