г. Томск
28.03.2008 |
Дело N 07АП-1093/08 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25.03.2008г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.03.2008
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующей Кулеш Т. А.,
судей Залевской Е.А. и Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Залевской Е.А.,
при участии:
от заявителя - Гладышевой Т.М. по доверенности N 16 от 09.01.08г.,
от ответчика - Беспаловой М.П. по доверенности N 30 от 09.01.08г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Ростек-Алтай"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.01.2008г. по делу N А03-20/08-10 (судья Дружинина Н.М.)
по заявлению ЗАО "Ростек-Алтай" к Федеральной таможенной службе РФ, Алтайская таможня о признании недействительным постановления об административном правонарушении от 18.12.2007г. N 10605500-167 6/2007,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Ростэк-Алтай" (далее по тексту - ЗАО "Ростэк-Алтай") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным постановления Федеральной таможенной службы РФ, Алтайская таможня (далее по тексту - Алтайская таможня) от 18.12.2007г. N 10605500-167 6/2007.
Решением Арбитражного суда Алтайского края 22 января 2008 года по делу N А03-20/08-10 в удовлетворении заявления ЗАО "Ростэк-Алтай" отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Ростэк-Алтай" с решением не согласилось, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указало на то, что Таможенным кодексом РФ (далее по тексту - ТК РФ) не предусмотрено предоставление отчетности по форме ДО-2 как и срок подачи такой отчетности, а установлены приказом Государственного таможенного комитета России от 03.09.2003 г. N 958, который не является в настоящее время в соответствии с пунктом 2 статьи 3 ТК РФ актом таможенного законодательства, а следовательно, по мнению заявителя, в действиях ЗАО "Ростек-Алтай" нет признака объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ. Кроме того, податель жалобы считает, что за несоответствие правовых норм никто не может быть привлечен к административной ответственности (п. 5 ст. 6 ТК РФ), поэтому считает, что ЗАО "Ростек-Алтай" не совершало административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
В судебном заседании представитель ЗАО "Ростек-Алтай" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Алтайская таможня в отзыве на апелляционную жалобу указала, что с доводами апелляционной жалобы не согласна, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, мотивируя тем, что обязанность владельца склада временного хранения по ведению учета хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлению в таможенные органы отчетности о хранении таких товаров, установлена статьями 112, 364 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерацией (далее - ГТК России) от 03.09.2003г. N 958 "Об утверждении правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров". Считает, что ЗАО "Ростэк-Алтай" не привело ни одного довода, свидетельствующего об отсутствии у него реальной возможности для надлежащего выполнения возложенных на него законом обязанностей владельца склада временного хранения.
В судебном заседании представитель Алтайской таможни поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что Приказ ГТК России от 03.09.2003г. N 958 "Об утверждении Правил таможенных операций при временном хранении товаров" издан в пределах компетенции государственного таможенного комитета России и прошел регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.10.2003г. N 5183. Так как предусмотренные статьей 364 Таможенного кодекса РФ формы отчетности на момент возникновения спорного правоотношения Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации не утверждены, то участники таможенных отношений обязаны руководствоваться действующим приказом ГТК России от 03.09.2003г. N 958.
Фактические обстоятельства административного правонарушения ЗАО "Ростэк-Алтай" не оспаривает, оно лишь считает, что в настоящее время нет правовых норм, которые обязывают владельцев складов временного хранения товаров, в установленные ранее действовавшим Приказом N 958, сроки, представлять отчетность по формам, утвержденным этим приказом.
Проверив материалы дела, заслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу неподлежащей удовлетворению исходя из следующего.
Как следует из материалов дела ЗАО "Ростэк-Алтай" является владельцем склада временного хранения по адресу: г. Рубцовск, переулок Пионерский, 31, в который 29.07.2007г. был помещен товар общим весом 49 кг, принадлежащий гражданке Черненко Н.А., прибывший из Республики Казахстан. Часть товара таможенным органом была изъята по признакам контрафактности, а остальной товар 14.08.2007г. был выдан его собственнику.
В связи с тем, что в нарушение статей 112, 364 Таможенного кодекса РФ, пункта 32 Приказа ГТК России от 03.09.2003г. N 958 (зарегистрирован в Минюсте РФ 17.10.2003г. N 5183) "Об утверждении Правил таможенных операций при временном хранении товаров" ЗАО "Ростэк-Алтай" представило в таможенный орган отчетность о находившихся на хранении товарах не на следующий рабочий день после выдачи товаров, а более чем через месяц, оно было привлечено к административной ответственности по статье 16.15. КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Статьей 112 Таможенного кодекса РФ установлена обязанность владельца склада временного хранения по ведению учета хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлению в таможенные органы отчетности о хранении таких товаров.
Согласно статьи 364 данного Кодекса РФ владельцы складов временного хранения по требованию таможенных органов обязаны представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.
Указом Президента Российской Федерации от 25.10.1994г. N 2014 "Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации" установлено, что таким органом являлся Государственный таможенный комитет Российской Федерацией (далее по тексту - ГТК России).
ГТК России издан приказ от 03.09.2003г. N 958 "Об утверждении правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров", которым были утверждены Правила проведения таможенных операций при временном хранении товаров и установлены формы и сроки отчетности по формам ДО2мв и ДО2, предоставляемой владельцем склада временного хранения (п.32 Правил).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данный приказ продолжает действовать в настоящее время и является зарегистрированным в Минюсте РФ, поэтому доводы ЗАО "Ростэк-Алтай" о том, что формы отчетности для владельцев складов временного хранения не существует, неубедительны.
Довод апелляционной жалобы о том, что приказ ГТК России от 03.09.2003г. N 958 не относится к таможенному законодательству и не может применяться к спорным правоотношениям судом первой инстанции опровергнут и ему дана надлежащая оценка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Таможенного кодекса РФ таможенное законодательство Российской Федерации состоит из ТК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - акты таможенного законодательства).
Согласно статьи 5 ТК РФ (в редакции действовавшей на дату издания приказа 03.09.2003г. N 958) в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издает правовые акты в области таможенного дела. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Приказ ГТК России от 03.09.2003г. N 958 является нормативно-правовым актом (зарегистрирован в Минюсте РФ 17.10.2003г. N 5183), до настоящего времени не отменен ни Правительством Российской Федерации, ни Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, ни органом его издавшим, утратившим силу признан не был, соответственно, в полной мере сохраняет свое действие и обязательность для лиц, на которых он распространяется. Иного нормативного правового акта, регулирующего правоотношения, связанные с предоставлением таможенному органу владельцем склада временного хранения отчетности, в связи с принятием которого утратили бы силу формы и сроки предоставления отчетности, утвержденные Приказом ГТК России от 03.09.2003г. N 958, Минэкономразвития РФ не принимало.
В соответствии со ст. 16.15 КоАП РФ непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В связи с изложенным, приказ ГТК России от 03.09.2003г. N 958 относится к таможенному законодательству и должен применяться к спорным правоотношениям, обязательность представления отчета по форме ДО-2 (при выдаче товара со склада) и срок подачи такой отчетности установлены указанным приказом (в этот же день или не позднее следующего рабочего дня после выдачи товара), нарушение данного срока свидетельствует о наличии объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, поэтому доводы общества об отсутствии объективной стороны административного правонарушения апелляционный суд отклоняет как несостоятельный.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, вина общества установлена правомерно, штраф должностным лицом Алтайской таможни наложен в пределах санкции статьи 16.15 КоАП РФ с учетом отягчающего ответственность обстоятельства (повторное привлечение к административной ответственности) и оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта у апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.01.2008г. по делу N А03-20/08-10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Ростэк-Алтай" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующая |
Т.А. Кулеш |
Судьи |
Е.А. Залевская С.Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-20/08-10
Истец: ЗАО "РОСТЭК-Алтай"
Ответчик: Федеральная Таможенная Служба РФ Алтайская таможня
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1093/08