г. Томск |
Дело N 07АП-6238/08 |
"06" ноября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от ответчика: Кашин А.С. по доверенности от 09.01.2008 г. (до 31.12.2008г.)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области
на решение арбитражного суда Кемеровской области от 18.08.2008г.
по делу N А27-6217/2008-5 (судья Махова Н.К.)
по заявлению Репина Игоря Юрьевича - ликвидатора Закрытого акционерного общества "Информинвест"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области
о признании недействительными решения от 04.03.2008г. об отказе в государственной регистрации при ликвидации юридического лица, обязании устранить допущенные нарушения права путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о регистрации ликвидации ЗАО "Информинвест"
УСТАНОВИЛ:
Ликвидатор ЗАО "Информинвест" обратился в Арбитражный суд Кемеровской области (далее по тексту - ликвидатор, заявитель, Обще6ство) с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 2 по Кемеровской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 04.03.2008г. об отказе в государственной регистрации при ликвидации юридического лица, обязании устранить допущенные нарушения права путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о регистрации ликвидации ЗАО "Информинвест".
Решением арбитражного суда Кемеровской области от 18.08.2008г. требования заявителя удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным, суд также обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения путем внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ЗАО "Информинвест"
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Межрайонная ИФНС России N 2 по Кемеровской области обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
- несоответствие выводов суда обстоятельствам дела: по состоянию расчетов в бюджет на 27.02.2008г. (на дату представления заявления о ликвидации юридического лица) совокупная задолженность перед бюджетом ЗАО "Информинвест" составляет 173 635 руб., в том числе по налогам (сборам) 80 510,49 руб.; за период с 01.06.2004г. по 13.02.2008г. в соответствии со ст. 69 НК РФ были выставлены и направлены должнику требования об уплате задолженности в бюджет, по состоянию на 24.06.2008г. требования по налогам и сборам остались без удовлетворения; поскольку в представленном заявителем ликвидационном балансе сведения об отсутствии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом не соответствуют действительности и нормам права, налоговый орган правомерно вынес оспариваемое решение.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России N 2 по Кемеровской поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, дополнив, что ликвидатор не обращался в налоговый орган по вопросу проведения сверки задолженности.
Ликвидатор ЗАО "Информинвест" в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания, отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ не представил.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч.1, 3 ст. 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ликвидатора ЗАО "Информинвест".
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.08.2008г. подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 15.11.2007 единственный акционер ЗАО "Информинвест" - И.Ю. Репин принял решение N 5 о ликвидации ЗАО "Информинвест" и назначении ликвидатора.
28.11.2007 в журнале N 47 "Вестник государственной регистрации" опубликовано сообщение о ликвидации Общества с указанием срока для предъявления требований кредиторами и адреса, куда они могут быть направлены: 652523, Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, а/я 519, о чем внесены в ЕГРЮЛ соответствующие записи:
22.11.2007 за государственным регистрационным номером 2074212029263 о принятии решения о ликвидации юридического лица;
22.11.2007 за государственным номером 2074212029274 о формировании ликвидационной комиссии - ликвидатор Репин И.Ю.;
04.02.2007 за государственным регистрационным номером 2084212001366 о составлении промежуточного баланса.
27.02.2008 ликвидатор обратился в налоговый орган с заявлением о ликвидации общества, к которому были приложены: ликвидационный баланс по состоянию на 28.01.2008 с отсутствием сведений о наличии задолженности перед бюджетом; документ об уплате государственной пошлины; справка Пенсионного фонда РФ от 27.02.2008 об отсутствии задолженности по страховым взносам.
Решением от 04.03.2008 (заявитель ошибочно указал на отсутствие даты) налоговый орган отказал в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидации на основании п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее Закон N 129-ФЗ) - отсутствует ликвидационный баланс.
Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии с п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Статьей 21 Закона N 129-ФЗ предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу ч. 4 ст. 9 этого же Закона является исчерпывающим.
Так, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Статьей 22 Закона N 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 1 Закона N 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 22.11.2007 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации общества, а также о назначении ликвидатора общества.
В соответствии с ч. 1 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может составлять менее двух месяцев с момента публикации, при этом ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Сведения о ликвидации юридического лица опубликованы в средствах массовой информации 28.11.2007.
Налоговый орган до предъявления юридическим лицом ликвидационного баланса, провел налоговую проверку расчетов налогоплательщика по обязательствам с бюджетом, установив наличие недоимки, в соответствии со статьей 69 НК РФ 19 декабря 2007 года направил по юридическому адресу Общества требования N N 5937, 5938, 5940, 5942, 5943, 5944, 5945, 5946, 5947, 5948, 5949, из которых следует, что по состоянию на 20.11.2007 года за Обществом числится задолженность в размере 173 635 руб., в том числе по налогам и сборам 80 510,49 руб., а также задолженность по уплате пеней 88 117,69 руб.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что требования к Обществу кредиторами предъявлены не были, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, противоречит сложившейся правоприменительной практике (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N Ф04-93/2005 (17966-А27-15) от 10.12.2005 г.).
Наличие задолженности по налогам и сборам по состоянию на 27.04.2008 года (на дату представления заявления о ликвидации юридического лица) подтверждается справкой налогового органа (л.д. 69-71 т.1); за период с 01.06.2004г. по 13.02.2008г. в соответствии со ст. 69 НК РФ Инспекцией были выставлены и направлены должнику требования об уплате задолженности в бюджет, по состоянию на 24.06.2008г. требования по налогам и сборам остались без удовлетворения; спор по задолженности в установленном порядке не решен.
В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами, чьи требования удовлетворяются соответствии с очередностью, установленной статьей 64 Кодекса, пункт 1 которой предусматривает под требованиями четвертой очереди задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик должен самостоятельно исполнять обязанность по уплате налогов. Данная обязанность согласно подпункта 4 пункта 3 статьи 44 НК РФ прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 данного Кодекса.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормами права, Общество обязано представить в регистрирующий орган пакет документов, в частности, ликвидационный баланс, который должен содержать достоверные сведения; документы представляются в регистрирующий орган только после завершения процедуры ликвидации, предусматривающей завершение расчетов с кредитором.
Поскольку в представленном заявителем ликвидационном балансе сведения об отсутствии задолженности не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, апелляционный суд приходит к выводу о нарушении Обществом порядка ликвидации, установленного статьей 63 ГК РФ; в связи с чем, ликвидационный баланс считается не представленным, а оспариваемого решение налогового органа - законным и обоснованным.
Несоответствие выводов, изложенных в решении арбитражного суда первой инстанции, обстоятельствам дела, является основанием в силу п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ для отмены решение арбитражного суда, и принятия апелляционным судом в порядке п. 2 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ нового судебного акта - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит взысканию с Общества в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110 и 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.08.2008 года по делу N А27-6217/2008-5 отменить.
В удовлетворении требований Репина Игоря Юрьевича - ликвидатора Закрытого акционерного общества "Информинвест" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области о признании недействительными решения от 04.03.2008 г. об отказе в государственной регистрации при ликвидации юридического лица, обязании устранить допущенные нарушения права путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о регистрации ликвидации ЗАО "Информинвест" отказать.
Взыскать с Закрытого акционерного общества "Информинвест" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу немедленно.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6217/2008-5
Истец: Репин И Ю
Ответчик: МИФНС России N2 по Кемеровской области