Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 мая 2006 г. N КА-А40/4006-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2006 г.
Открытое акционерное общество "Мосэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными постановлений Федеральной антимонопольной службы по делам об административном правонарушении N 117\433-05 и 117/430-05 от 17.10.05 г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.8 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2006 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованности решения суда первой инстанции не проверялось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Федеральная антимонопольная службы обратилась с заявлением о пересмотре решения в кассационном порядке. В обоснование жалобы указывает на неправильное применением судом норм материального права: статьи 98 ГК, пункта 5 статьи 17 Закона РСФСР от 22.03.91 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В судебное заседание суда кассационной инстанции представителем сторон, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного разбирательства, не явились, кассационная жалоба рассматривается без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 284 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. 286 АПК РФ, приходит к выводу о том, что оснований к удовлетворению кассационной жалобы ФАС не имеется.
Как следует из обжалуемого решения, суд удовлетворил заявленные требования исходя из того, что Общество необоснованно привлечено к ответственности за неисполнение требований пункта 5 статьи 17 Закона РСФСР от 22 03.91 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Общество не является учредителем или участником вновь созданных путем выделения ОАО "Московская теплосетевая компания" и ОАО "Московская областная электросетевая компания", тогда как в соответствии с названной правовой нормой обязанность по направлению уведомления в антимонопольный орган возложена либо на учредителя, либо, на участника создаваемого хозяйствующего субъекта.
Согласно части 1 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление ходатайств и уведомлений (заявлений) в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий, если представление таких ходатайств и уведомлений (заявлений) является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о естественных монополиях порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной тысячи до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Пунктом 5 статьи 17 Закона РСФСР от 22.03.91 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусмотрено, что антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) (одним из учредителей, участников) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц) и, в частности, о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает 2 миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 13-ФЗ).
Как следует из материалов дела создание ОАО "Московская теплосетевая компания" и ОАО "Московская областная электросетевая компания" было осуществлено на основании решения акционеров ОАО "Мосэнерго", состоявшемся 28.06.2004 г., на котором было принято решение 99,77% голосов участвующих в голосовании акционеров о реорганизации ОАО "Мосэнерго" путем выделения нескольких открытых акционерных обществ, в том числе о ОАО "Магистральная сетевая компания".
Согласно положениям пункта 1.2.1 решения собрания размещение акций создаваемых обществ осуществляется путем распределения акций каждого создаваемого общества среди акционеров ОАО "Мосэнерго" в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 1.4 решения.
Пунктом 1.4.1 определено, что акции создаваемых акционерных обществ при их выделении из ОАО "Мосэнерго" распределяются между его акционерами из расчета, согласно которому на одну акцию в ОАО "Мосэнерго" приходится одна акция в каждом образуемом при выделении акционерном обществе.
Общее количество, подлежащих распределению акций каждого из создаваемых обществ равняется, согласно пункту 1.4.3. решения, общему количеству акций акционеров ОАО "Мосэнерго", то есть участие ОАО "Мосэнерго" с принадлежащими ему или выкупленными им по требованию акционеров акциями не предусмотрено.
При этом размер уставного капитала создаваемых обществ определяется путем умножения общего количества подлежащих распределению акций на номинальную стоимость одной акции, определенной решением собрания.
Данное решение общего собрания акционеров ОАО "Мосэнерго" в установленном законом порядке не оспаривалось, и оснований считать его не имеющим юридической силы не усматривается.
Таким образом, выделение активов создаваемым акционерным обществам производилось с одновременным размещением акций между участниками (акционерами) ОФО "Мосэнерго", становящимися при этом участниками (акционерами) создаваемых обществ. С учетом изложенного, вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что ОАО "Мосэнерго" не стало при создании ОАО "Московская теплосетевая компания" и ОАО "Московская областная электросетевая компания" ни участником данного общества, ни его учредителем, является обоснованным.
Поскольку обязанность по направлению уведомления в антимонопольный орган о создании общества путем выделения из другого общества возлагается согласно пункту 5 статьи 17 Закона РСФСР от 22.03.91 г. N 948-1 на учредителя либо участника создаваемого общества, доводы кассационной жалобы не соответствуют требованиям законодательства.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.06 г. по делу N А40-78696/05-21-498 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы России без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 мая 2006 г. N КА-А40/4006-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании