г. Томск |
Дело N 07АП-4423/09 |
24 августа 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2009 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.,
судей: Залевской Е. А., Кулеш Т. А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Залевской Е.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Ткачев М. Д. по доверенности от 30.12.2008 года N 01-30/3040 (сроком до 30.12.2009 года), паспорт
от ответчика: без участия (извещен)
от третьих лиц: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Анжеро-Судженск, г. Анжеро-Судженск и апелляционную жалобу Администрации города Прокопьевска, г. Прокопьевск
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 27 апреля 2009 года по делу N А27-1594/2009-5 (судья Гуль Т. И.)
по заявлению Администрации города Кемерово, г. Кемерово
к Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области, г. Кемерово
третьи лица: муниципальные образования: г. Белово, г. Калтан, г. Киселевск, г. Анжеро-Судженск, г. Ленинск-Кузнецкий, г. Междуреченск, г. Новокузнецк, г. Осинники, г. Полысаево, г. Прокопьевск, г. Тайга, г. Юрга, пгт. Краснобродский, Гурьевский район, Кемеровский район, Ленинск-Кузнецкий район, Новокузнецкий район, Прокопьевский район, Тальское сел. Пос., Таштагольское городское поселение, Тисульское гор. Пос., Юргинское сел. Пос., Яйский район, Яшкинское гор. пос.
об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Кемерово обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконными действий Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области, выразившиеся в перечислении сумм наложенных им в 2008 году штрафов в бюджеты иных муниципальных образований, а не в бюджет г. Кемерово, на территории которого расположен ответчик, что нарушает требования Бюджетного кодекса РФ и, соответственно экономическую основу местного самоуправления; об обязании Инспекции государственного строительного надзора в Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция) направить в Управление Федерального казначейства Кемеровской области уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа по перечислению сумм денежных взысканий (штрафов) в бюджет г. Кемерово, поступившие в 2008 году в бюджеты иных муниципальных образований всего на сумму 6 696 233,59 руб., из них 5 942 385,16 руб. по КБК 1169004004000140 и 753 848,43 руб. по КБК 1169005005000140.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальные образования: г. Белово, г. Калтан, г. Киселевска, г. Анжеро-Судженска, г. Ленинск-Кузнецка, г. Междуреченска, г. Новокузнецка, г. Осинники, г. Полысаево, г. Прокопьевска, г. Тайга, г. Юрга, пгт. Краснобродский, Гурьевского района, Кемеровского района, Ленинск-Кузнецкого района, Новокузнецкого района, Прокопьевского района, Тальского сельского поселения, Таштагольского городского поселения, Тисульского городского поселения, Юргинского сельского поселения, Яйского района, Яшкинского городского поселения.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.04.2009 года признаны незаконными действия Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области, местонахождение которой г. Кемерово ул. Красноармейская, 136, выразившиеся в перечислении в 2008 году сумм денежных взысканий (штрафов) в бюджеты иных муниципальных образований.
На Инспекцию государственного строительного надзора Кемеровской области возложена обязанность направить в Управление Федерального казначейства по Кемеровской области уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа по перечислению сумм денежных взысканий (штрафов) в бюджет города Кемерово, поступивших в 2008 году в бюджеты следующих муниципальных образований: г. Анжеро-Судженск - 355 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140); г. Белово - 131 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140); г. Калтан - 350 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140); г. Киселевск - 179 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140); г. Ленинск-Кузнецкий - 595 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140); г. Междуреченск - 1 835 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140); г. Новокузнецк - 756 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140); г. Осинники - 100 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140); г. Полысаево - 953 385,16 руб. (по КБК 1169004004000140); г. Прокопьевск - 187 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140); г. Тайга - 240 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140); г. Юрга - 206 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140); пгт. Краснобродский - 55 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140); Гурьевский район - 100 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140); Кемеровский район - 88 848,43 руб. (по КБК 1169005005000140); Ленинск-Кузнецкий район - 110 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140); Новокузнецкий район - 62 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140); Прокопьевский район - 45 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140); Тальское сельское поселение - 30 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140); Таштагольское городское поселение - 120 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140); Тисульское городское поселение - 5 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140); Юргинское сельское поселение - 30 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140); Яйский район -158 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140); Яшкинское городское поселение - 5 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140).
Определением от 30.06.2009 года Седьмой арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А27-1594/2009-5 по правилам первой инстанции, так как было установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства уведомления администрации Прокопьевского района и администрации Таштагольского городского поселения о привлечении их к участию в деле в качестве третьих лиц, а, следовательно, о времени и месте судебного заседания. Кроме того, в адрес Администрации Кемеровского муниципального района определение от 26.03.2009 года направлено только 07.05.2009 года и получено адресатом 08.05.2009 года, то есть после вынесения судом первой инстанции 20.04.2009 года оспариваемого решения.
Следовательно, Администрации, действующий от имени муниципального образования Кемеровского района, Прокопьевского района и Таштагольского городского поселения, о правах и обязанностях которых был принят судебный акт, были фактически лишены возможности реализовать процессуальные права, предусмотренные ст. 41 АПК РФ, в частности, право присутствовать в судебном заседании, представлять свои доводы и возражения по существу заявленных требований, что в соответствии с положениями п. 2 ч. 4 ст. 270 АПК РФ является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим за собой безусловную отмену судебного акта.
При рассмотрении дела по правилам, установленным для рассмотрения в суде первой инстанции представители ответчика и третьих лиц, участвующие в деле, надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
В соответствии с ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся сторон.
Администрация города Кемерово в отзыве на апелляционные жалобы и ее представитель в судебном заседании, возражали против позиции Инспекции и доводов апелляционных жалоб, так как суммы штрафов, наложенных по решениям должностных лиц, действующих от имени Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области, подлежали перечислению в бюджет по месту нахождения ответчика, то есть в бюджет города Кемерово.
Инспекция государственного строительного надзора в Кемеровской области в отзывах на заявление Администрации города Кемерово и апелляционные жалобы указало, что вывод заявителя, обосновывающий зачисление штрафов в бюджет г. Кемерово в связи с регистраций в ИФНС России по г. Кемерово, а не с местом фактического нахождения уполномоченных должностных лиц, является результатом узкого толкования права. При этом, положения КоАП РФ, которые объясняют алгоритм действий административного органа в данной части, не противоречат положениям Бюджетного кодекса РФ, определяющих порядок зачисления штрафов. Кроме того, в случае удовлетворении требований заявителя отдельные муниципальные образования получают произвольную выгоду лишь от расположения на их территории отдельных государственных органов.
Администрации города Анжеро-Судженска, города Прокопьевска, города Таштагола, Кемеровского муниципального района в отзывах на заявление Администрации города Кемерово, апелляционных жалобах, отзывах на жалобы указали, что зачисление административных штрафов в местный бюджет, по постановлениям начальников отделов инспектирования за нарушение строительных норм, выявленных на территории города или муниципального района, и местом нахождения которых являются иные города кроме г. Кемерово, является правомерным и соответствует положениям действующего законодательства. При этом, согласно норме Бюджетного кодекса РФ зачисление штрафа связано не с местом нахождения администратора данных доходов, а с местом составления протокола об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы заявления, апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает заявленные Администрацией города Кемерово требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в целях обеспечения надлежащего формирования доходной части бюджета Администрация города Кемерово 30.10.2008 года установила, что зачисление сумм административных штрафов, назначенных Инспекцией государственного строительного надзора, производится в бюджеты муниципальных образований по месту рассмотрения дел (письмо от 29.10.2008 г. N 01/2-444).
Полагая нарушенными права и законные интересы, Администрация города Кемерово обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономический деятельности.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" экономическую основу местного самоуправления помимо муниципального имущества составляют средства местных бюджетов.
Согласно ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 4 ч. 1 ст. 48, ч. 5 ст. 63 Устава города Кемерово Администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, организующим исполнение бюджета города.
Пунктом 7 части 1 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ установлено, что суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: за нарушение законодательства Российской Федерации, не предусмотренного настоящим пунктом и пунктами 2 и 3 статьи 46, - в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100 процентов.
Федеральным законодательством иной порядок зачисления штрафов, чем предусмотрен ч. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ, не установлен.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 41, ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.п. 6 п. 3 ст. 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, относятся к другим собственным доходам местных бюджетов.
Частью 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что администратор доходов бюджета, в числе, других обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
Материалами дела установлено, что Инспекция государственного строительного надзора Кемеровской области находиться по адресу: г. Кемерово, ул. Красноармейская, 136, в качестве юридического лица состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области, но в соответствии с приказом от 14.05.2007 года N 14-ОС "О наделении полномочиями по осуществлению государственного строительного надзора от имени инспекции государственного строительного надзора должностных лиц" осуществляет свои полномочия не только на территории г. Кемерово, но и на территории иных муниципальных образований Кемеровской области.
При этом, в соответствии со ст. ст. 22.1; 22.2; 23.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; п.п. 1.3; 1.6; 3.2.5 Положения об Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.03.2007 года N 75, должностные лица Инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях от имени органа - Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области.
Кроме того в соответсвии с приказом N 14-ОС определено местонахождение отделов инспектирования как местонахождение обособленных подразделений, а также их полномочия. Однако вышеуказанными актами место нахождения должностных лиц административного органа, принимающих решение о наложении штрафа, не установлено.
Таким образом, Инспекция государственного строительного надзора Кемеровской области - это государственный орган, рассматривающий дела об административных правонарушениях на территории Кемеровской области, находящийся в г. Кемерово.
Следовательно, в рассматриваемом случае зачисление спорных сумм штрафов в бюджеты муниципальных образований, что подтверждается справками о перечислении поступлений в 2008 году, подготовленными Управлением Федерального казначейства по Кемеровской области 20.02.2009 года N 39-01-25/02-32-617, производилось в нарушение требования п. 7 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, то есть как не по месту нахождения органа, так и не по месту нахождения должностного лица, принимавших решения о наложении административных штрафов, что повлекло недополучение бюджетом города Кемерово сумм административных штрафов, а также нарушение законных экономических интересов городского бюджета.
Так как, бюджетным законодательством не предусмотрено зачисление таких платежей в бюджет в зависимости от территории осуществления полномочий или места рассмотрения дела, оспариваемее действия Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области как администратора доходов местного бюджета незаконны.
При таких обстоятельствах действия Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области как администратора доходов местного бюджета следует признать не основанными на законе с обязанием последней восстановить нарушенные права заявителя.
Однако, в связи с допущенными судом первой инстанции существенными процессуальными нарушениями, которые в силу п.п. 2 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ является безусловным основанием для отмены решения Арбитражного суда Кемеровской области от 27.04.2009 года по делу N А27-1594/2009-5, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции от 27.04.2009 года и принимает новый судебный акт об удовлетворении заявленных Администрацией города Кемерово требований.
Руководствуясь статьями 156, 167-170, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.04.2009 года по делу N А27-1594/2009-5 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Требования Администрации города Кемерово удовлетворить.
Признать незаконными действия Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области, местонахождение которой г. Кемерово ул. Красноармейская, 136, выразившиеся в перечислении в 2008 году сумм денежных взысканий (штрафов) в бюджеты иных муниципальных образований.
Обязать Инспекцию государственного строительного надзора Кемеровской области направить в Управление Федерального казначейства по Кемеровской области уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа по перечислению сумм денежных взысканий (штрафов) в бюджет города Кемерово, поступивших в 2008 году в бюджеты следующих муниципальных образований:
г. Анжеро-Судженск - 355 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140);
г. Белово - 131 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140);
г. Калтан - 350 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140);
г. Киселевск - 179 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140);
г. Ленинск-Кузнецкий - 595 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140);
г. Междуреченск - 1 835 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140); г. Новокузнецк - 756 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140);
г. Осинники - 100 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140);
г. Полысаево - 953 385,16 руб. (по КБК 1169004004000140);
г. Прокопьевск - 187 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140);
г. Тайга - 240 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140);
г. Юрга - 206 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140);
пгт. Краснобродский - 55 000,00 руб. (по КБК 1169004004000140);
Гурьевский район - 100 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140);
Кемеровский район - 88 848,43 руб. (по КБК 1169005005000140);
Ленинск-Кузнецкий район - 110 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140);
Новокузнецкий район - 62 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140);
Прокопьевский район - 45 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140);
Тальское сел. пос. - 30 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140);
Таштагольское городское поселение - 120 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140);
Тисульское городское поселение - 5 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140);
Юргинское сельское поселение - 30 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140);
Яйский район -158 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140);
Яшкинское городское поселение - 5 000,00 руб. (по КБК 1169005005000140).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Л. И. Жданова |
Судьи |
Е. А. Залевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1594/2009-5
Истец: Администрация г. Кемерово
Ответчик: Инспекция государственного строительного надзора Кемеровской области
Третье лицо: Администрация Юргинской сельской территории, Администрация Таштагольского района, Администрация Тальского сельского поселения Кемеровской области, Администрация Прокопьевского района, Администрация поселка Тисуль, Администрация поселка Краснобородский, Администрация Новокузнецкого района, Администрация МО "Яшкинский район", Администрация Кемеровского района, Администрация Гурьевского района, Администрация города Полысаево, Администрация г.Таштагола, Администрация г. Яя, Администрация г. Юрги, Администрация г. Тайга, Администрация г. Прокопьевска, Администрация г. Осинники, Администрация г. Новокузнецка, Администрация г. Междуреченска, Администрация г. Ленинск-Кузнецкого, Администрация г. Л.-Кузнецкого р-на, Администрация г. Киселевска, Администрация г. Калтан, Администрация г. Белово, Администрация г. Анжеро-Судженска
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4423/09