г. Томск |
Дело N 07АП-4261/08 |
11 августа 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Солодилов А. В.,
судей: Хайкиной С. Н.,
Залевской Е. А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Залевской Е. А.,
при участии:
от заявителя: Буянов Е. Н., дов. от 28.03.2008г.;
от заинтересованных лиц: не явились;
от третьего лица: Потапова Е. В., дов. от 27.08.2007г.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Больница Медицинский центр "Интервал"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.05.2008г. (судья М.В.Старцева)
по делу N А03-3311/08
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Больница Медицинский центр "Интервал"
к Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, Администрации Алтайского края г. Барнаула
о признании незаконным бездействия государственного органа
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 21.05.2008г. заявление общества с ограниченной ответственностью "Больница Медицинский центр "Интервал" (далее - ООО "Больница Медицинский центр "Интервал", общество, апеллянт, податель жалобы, заявитель) г. Барнаул о признании бездействия Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности (далее по тексу - Управление) по обращению заявителя незаконным и обязании Администрации Алтайского края включить заявителя в Перечень организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, являющийся приложением 4 к Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края бесплатной медицинской помощи в 2008 году оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение арбитражного суда Алтайского края от 21.05.2008 г. по делу N АОЗ-3311/08-4 полностью, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявления ООО "Больница Медицинский центр "Интервал" по изложенным в жалобе основаниям.
В отзывах на апелляционную жалобу Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края, а также Администрация Алтайского края не соглашаются с доводами апеллянта по изложенным в отзывах основаниям, просят суд апелляционной инстанции оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества и третьего лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания ответчики, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Выслушав представителей общества и третьего лица, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 21.05.2008г., определив в соответствии с ч.3 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей ответчиков, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, что 15.01.2008г. Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности издано распоряжение N 18 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2003г. N255 о создании комиссии для рассмотрения поданных организациями здравоохранения в Главное управление заявок на участие в сфере обязательного медицинского страхования.
17.01.2008г. данной комиссией была рассмотрена заявка Общества, что подтверждается соответствующим протоколом.
Из протокола заседания комиссии от 17.10.2008г. следует, что бюджеты Алтайского края и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края приняты 14.11.2007г. и 05.10.2007г. соответственно, то есть до обращения Общества с заявкой. В этой связи Обществу было отказано о включении его в систему обязательного медицинского страхования на очередной 2008 год.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд отменить решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.05.2008 и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования ООО "Больница Медицинский центр "Интервал", поскольку считает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Нарушение норм процессуального права заявитель усматривает в том, что, по его мнению, в нарушение ч. 3 ст. 189 и ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) имело место переложение бремени доказывания обстоятельств, послуживших основанием для бездействия, и законности оспариваемого бездействия на заявителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 189 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого бездействия государственных органов, возлагается на органы, которые совершили оспариваемое бездействие.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции считает, что заинтересованными лицами доказаны законность оспариваемых действий (бездействия), наличие полномочий на их совершение и обстоятельства, послужившие основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и пояснениями сторон. В связи с этим доводы заявителя о нарушении норм процессуального права - ч. 3 ст. 189, ч. 5 ст. 200 АПК РФ являются необоснованными.
Необоснованными являются также доводы заявителя о нарушении судом норм материального права, выразившемся в не применении ст. 20 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан Российской Федерации", п. 5.1 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, п. 5.5 Правил обязательного медицинского страхования граждан в Алтайском края и в неправильном применении п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 255.
В соответствии со ст. 20 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности. Медицинские учреждения реализуют программы добровольного медицинского страхования без ущерба для программ обязательного медицинского страхования. Медицинские учреждения, выполняющие программы медицинского страхования, имеют право оказывать медицинскую помощь и вне системы медицинского страхования.
В соответствии с п. 5.1 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования 03.10.2003 N 3856/30-3/и, медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования оказывают медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие соответствующие лицензии.
Аналогичная норма содержится в п. 5.1 Правил обязательного медицинского страхования граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 30.05.2003 N 284.
Все вышеуказанные нормативные правовые акты указывают, что медицинскую помощь в системе медицинского страхования, в том числе обязательного медицинского страхования, могут оказывать медицинские учреждения любой формы собственности. Однако данные нормы права не регулируют порядок включения негосударственных медицинских учреждений в перечень организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования. Данные нормы права не являются правовым основанием для признания незаконным либо установления законности бездействия Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.06.1993 N 5487-1 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования.
Согласно совместному разъяснению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, данному в письме N 5922-ВС и N 5784/20-н от 06.08.2007 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год" во исполнение п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год", территориальная программа включает в себя перечни организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования и медицинских учреждений, финансируемых из бюджетов.
Таким образом, полномочиями по определению перечня медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, обладают органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Администрацией Алтайского края 25.01.2008 принято постановление N 35 "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края бесплатной медицинской помощи в 2008 году и порядка взаимодействия субъектов лекарственного обеспечения в системе обязательного медицинского страхования на территории Алтайского края", приложением N 4 к которой является перечень организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования.
Порядок разработки и финансирования выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования, а также контроля за их реализацией установлен Положением о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 255.
Положение о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией утверждено постановлением Правительства РФ от 06.05.2003 N 255. В соответствии с данным нормативным документом разработка и установление заданий на уровне субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения совместно с территориальным фондом ОМС и органами местного самоуправления в сфере здравоохранения.
Данным Положением предусмотрено, что иные организации здравоохранения, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, также могут направить предложения по разработке заданий в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения. Пунктом 7 Положения установлено содержание таких предложений. Они должны включать в себя:
а) объемы медицинской помощи, выраженные в следующих показателях: количество прикрепленного населения и (или) количество посещений -
для амбулаторно-поликлинической помощи;
количество пролеченных больных, количество проведенных ими койко-дней по профилям стационарных отделений и средняя длительность пребывания на койке - для стационарной помощи;
количество пролеченных больных, количество дней лечения и средняя длительность лечения - для медицинской помощи, оказанной в дневных стационарах, стационарах на дому амбулаторно-поликлинических организаций (подразделений) и стационарах (отделениях, палатах) дневного пребывания больничных организаций;
количество вызовов и количество случаев оказания медицинской помощи - для скорой медицинской помощи;
б) объемы финансирования выполнения заданий.
Рассмотрение поступивших от учреждений здравоохранения предложений и разработка для них соответствующих заданий осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации путем определения соответствия планируемых объемов медицинской помощи и расчетных объемов ее финансирования нормативам объемов и стоимости медицинской помощи, предусматриваемым в территориальных программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, с учетом проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также проектов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на очередной год (пункт 10 Положения).
Таким образом, формирование территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи отнесено законодателем к компетенции субъекта Российской Федерации, который, руководствуясь федеральным законодательством, самостоятельно формирует государственную программу
В соответствии с п. 4 Положения задания на уровне субъекта Российской Федерации разрабатываются и устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования и органами местного самоуправления в сфере здравоохранения.
Согласно п. 6 Положения организации здравоохранения, подведомственные органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и органам местного самоуправления в сфере здравоохранения, подготавливают предложения по разработке заданий на основании потребности населения в медицинской помощи, а также объемов медицинской помощи и объемов финансовых средств, выделенных на ее оказание в предшествующий период.
Организации здравоохранения, подведомственные органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, направляют предложения по разработке заданий в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Иные организации здравоохранения, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, также могут направить предложения по разработке заданий в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения.
В соответствии с п. 8 Положения рассмотрение предложений по разработке заданий осуществляется специально создаваемыми комиссиями по разработке заданий (далее именуются - комиссии).
Согласно п. 10 Положения на уровне субъектов Российской Федерации комиссии определяют соответствие планируемых объемов медицинской помощи и расчетных объемов ее финансирования нормативам объемов и стоимости медицинской помощи, предусматриваемым в территориальных программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, и разрабатывают задания с учетом проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также проектов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на очередной год.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения устанавливают задания после утверждения бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на очередной год и доводят их до подведомственных организаций и иных организаций здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, одновременно с объемами бюджетных ассигнований и лимитами бюджетных обязательств.
Из содержания нормы, закрепленной в п. 10 Положения, следует, что предложения негосударственных организаций здравоохранения по разработке заданий могут быть направлены в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения только на стадии разработки заданий, производимой с учетом проектов бюджетов субъекта Российской Федерации и территориального фонда обязательного медицинского страхования, то есть до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и до утверждения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год.
Заявителем неверно толкуется содержание абзаца 2 п. 10 Положения о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 255.
Данная норма права регулирует порядок установления заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и доведения их до организаций здравоохранения, участвующих в реализации территориальной программы, которое происходит после разработки заданий. Из смысла п. 10 Положения следует, что вышеуказанные задания могут быть установлены только тем медицинским учреждениям, которые направили свои предложения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения на стадии разработки заданий, то есть до утверждения бюджетов субъекта Российской Федерации и территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Из протокола заседания комиссии от 17.01.2008 следует, что заявителю было отказано во включении ООО "Больница Медицинский центр "Интервал" в систему обязательного медицинского страхования на 2008 год в связи с тем, что предложения от него поступили после утверждения бюджетов Алтайского края и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Алтайского края решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражный суд Алтайского края от 21.05.2008г. по делу N А03-3311/08 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Солодилов А. В. |
Судьи |
Хайкина С. Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3311/08
Истец: ООО "Больница Медицинский центр "Интервал"
Ответчик: Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, Администрация Алтайского края г. Барнаул
Заинтересованное лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4261/08