г. Томск |
Дело N 07АП-3831/09 |
10 июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Солодилова А. В.,
судей: Хайкиной С. Н.,
Кулеш Т. А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иващенко А.П.,
при участии:
от заявителя: без участия;
от заинтересованных лиц: без участия;
от третьего лица: без участия;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23.03.2009г.
по делу N А45-20643/2008-41/537
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска
к обществу с ограниченной ответственностью Торговая компания "Маслопродукт", Конюхову С.В.
о признании недействительной государственной регистрации
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.03.2009г. отказано в удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска (далее - податель жалобы, апеллянт, ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска) о признании недействительной государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице общество с ограниченной ответственностью Торговая компания "Маслопродукт" (далее - общество, ООО ТК "Маслопродукт"), содержащихся ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы с государственным регистрационным номером 2087449051765 от 15.09.2008 года.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23.03.2009г. и принять по делу новый судебный акт о признании недействительной государственной регистрации изменений внесенных в учредительные документы общество с ограниченной ответственностью Торговая компания "Маслопродукт" с государственным регистрационным номером 2087449051765 от 15.09.2008 года.
ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска считает, что государственная регистрация изменений сведений о юридическом лице ООО ТК "Маслопродукт", связанных с внесением изменений в учредительные документы от 15.09.2008г. является незаконной, поскольку юридическим лицом, в нарушении ч.2 ст.8, ч.1 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" были представлены недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица.
Апеллянт, кроме того, не согласен со ссылкой суда о том, что действующее законодательство не предусматривает признание судом недействительной государственную регистрацию юридического лица в качестве правовых последствий недостоверности сведений о юридическом лице. Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
Отзывов на апелляционную жалобу заинтересованные лица, а также третье лицо не представили.
В судебное заседание надлежащим образом извещенные общество с ограниченной ответственностью Торговая компания "Маслопродукт", Конюхов С.В., ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска явку своих представителей не обеспечили, ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 23.03.2009г., определив в соответствии с ч.2, 3 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО ТК "Маслопродукт", в том числе, в части местонахождении юридического лица (форма Р13001). В результате произведенной государственной регистрации изменений, местом нахождения ООО Торговая компания "Маслопродукт" определен г. Новосибирск, ул. Чановская, 10.
Регистрирующим органом регистрационное дело направлено в ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска.
В ходе проведения оперативных мероприятий, установлено, что по указанному адресу расположен одноэтажный жилой дом, принадлежащий на праве собственности Посной С.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.09.2004 года, а также протоколом осмотра от 10.10.2008 года N 13-10/08. согласно пояснений собственника дома, Конюхов С.В. никогда не проживал в доме, и она формально прописала его по просьбе знакомых. Аналогичные показания зафиксированы в протоколе опроса мужа Посной С.И. - Посного А.В. от 10.10.2008 года N 13-12/1243.
Таким образом, заявителем сделан вывод о недостоверности представленных на регистрацию сведений в части местонахождения общества, чем нарушено положение ч. 2 ст. 8 закона N 129-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая по существу правильное решение суда первой инстанции, считает необходимым отметить следующее.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 31 Налогового кодекса РФ устанавливает права налоговых органов, однако круг этих прав не ограничен данной статьей.
В силу пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговый орган вправе предъявлять в арбитражном суде иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Отсутствие нормы, аналогичной положениям абз. 3 пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", в части первой Налогового кодекса Российской Федерации не лишает налоговые органы прав, предоставленных упомянутым Законом, регламентирующим их деятельность как государственных органов, поскольку указанный Закон не признан утратившим силу в связи с вступлением в действие Налогового кодекса Российской Федерации и является действующим.
Согласно части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 5 статьи 29 Кодекса арбитражный суд рассматривает другие дела, кроме перечисленных в данной статье, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 Постановления N 11 от 09.12.2002 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" дал разъяснение о том, что арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Дела по спорам о создании ликвидации, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и других), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Таким образом, исходя из вышеназванных правовых норм в их совокупности, следует, что налоговый орган обладает правом обращения в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, в том числе, об оспаривании внесений в государственные реестры сведений о создании юридического лица. Указанное заявление подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку спор касается создания (регистрации) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, деятельность которой связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом является необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице.
Согласно статьи 4 Закона N 129-ФЗ ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации2).
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006).
В соответствии с пунктами а) статей 12, 14, 17 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица (статья 12), или при регистрации создаваемого путем реорганизации юридического лица (статья 14), или при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ (статья 17), в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений.
Статьей 25 Закона N 129-ФЗ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за предоставление недостоверных сведений.
Из вышеперечисленных норм следует, что необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ является не только представление полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями статей 4, 12, 14, 17, 25 Закона N 129-ФЗ, статей 3, 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006.
Таким образом, действительной может быть признана регистрация, проведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ, но и проведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, в том числе, в соответствии с подпунктом в) пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
Иное толкование вышеназванных норм права означало бы, что законодатель изначально предусмотрел возможность сохранения в ЕГРЮЛ, - федеральном информационном ресурсе, любых, в том числе, надуманных сведений (например, адресов с реально несуществующими названиями населенных пунктов, улиц и т.д.), в связи с чем, теряется смысл ведения государственного реестра, содержащиеся в котором сведения в силу абзаца 1 пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Кроме того, наличие недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, каким-либо образом вступающих в отношения с таким хозяйствующим субъектом; создает возможность создания различного рода схем ухода от налогообложения и получения необоснованной налоговой выгоды.
Следовательно, одним из оснований для признания недействительной государственной регистрации изменений является доказанная недостоверность сведений, внесенных в ЕГРЮЛ на основании заявления юридического лица; другим основанием может быть представление в регистрирующий орган неполного пакета документов, предусмотренных соответствующей главой Закона N 129-ФЗ.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что налоговый орган в обоснование недостоверности представленных обществом сведений относительно местонахождения юридического лица представил протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 10.10.2008г., а также протоколы допросов свидетелей, других доказательств относительно того, что учредитель общества Конюхов С.В. не имел намерений разместить орган управления юридического лица по указанному заявлении адресу налоговым органом не представлено. Данный факт не может быть подтверждён только одним протоколом осмотра, оформленным в соответствии со статьёй 92 Налогового кодекса РФ.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Новосибирской области решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23.03.2009г. по делу N А45-20643/2008-41/537 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Солодилов А. В. |
Судьи |
Хайкина С. Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-20643/2008-41/537
Истец: ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска
Ответчик: ООО Торговая компания "Маслопродукт"
Третье лицо: Конюхов Сергей Васильевич, ИФНС России по Ленинскому району г.Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3831/09