г. Томск |
Дело N 07АП- 5946/08 |
23 октября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2008 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Ждановой Л.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии:
от заявителя: Редько И.В. по доверенности N 3 от 04.07.2008г. (на один год)
от ответчика: Карамшук И.В. директор, протокол N 1 от 20.12.2006г.,
Антошок Е.Е. по доверенности от 07.08.2008г., Бойко Т.А. ордер N 105 от 20.10.2008г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Проф-Союз"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 14 августа 2008 года по делу N А45-7964/2008-60/196 (судья Васютина О.М.)
по заявлению Департамента развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Проф-Союз"
об аннулировании лицензии N Р-070/08 от 21.02.2008 на розничную продажу алкогольной продукции,
УСТАНОВИЛ
Департамент развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области (далее по тексту Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Проф-Союз" (далее ООО "Проф-Союз", Общество) об аннулировании лицензии N РА-070/08 от 21.02.2008г. на розничную продажу алкогольной продукции, выданной Обществу.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14.08.2008г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- Общество не нарушает лицензионные требования и условия, соблюдает Правила розничной торговли алкогольной продукции на территории РФ и требования законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих оборот алкогольной продукции на территории РФ;
- характеристика места деятельности, подписанная и заверенная печатью заместителя Главы Администрации Центрального района г. Новосибирска от 08.02.2008г., предоставленная Обществом для получения Лицензии, содержит достоверные сведения; бесспорных доказательств спорного расстояния заявителем не представлено, по результатам проверки прокуратуры расстояние составило 113 метров.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы и настаивали на её удовлетворении.
По заявленным Обществом ходатайствам об истребовании доказательств: дистанционного плана местности по ул. Фрунзе, 19, 18; о направлении запроса в Инспекцию ФНС России по Центральному району г. Новосибирска, об отложении судебного разбирательства в связи с подачей заявления об оспаривании постановления мэрии г. Новосибирска судом принято протокольное определение в порядке ст. 184 АПК РФ об отказе в удовлетворении.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу (поступил в суд 13.10.2008г.) и его представитель в судебном заседании возражает против апелляционной жалобы, считая требования подателя жалобы необоснованными, указав, что Департамент руководствовался нормативными документами, в частности Постановлением Мэрии г.Новосибирска от 27.12.2006г. N 1377, в котором местом повышенной опасности определено ООО "Красная Сибирь" по адресу: г.Новосибирск, ул.Фрунзе,19, а не отдельное здание, принадлежащее данному Обществу, в связи с чем приближенность в данном случае следует считать от входа в кафе "Честер" до пропускной ООО "Красная Сибирь", по данным проверки сотрудников Департамента указанное расстояние составило 46 метров; в документах, предоставленных на лицензирование была указана недостоверная информация более 100 метров, что в силу ст. 12 Закона N 15-ОЗ является основанием для аннулирования лицензии.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.08.2008г. подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.02.2008г. ООО "Проф-Союз" обратилось в Департамент развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по адресу: г.Новосибирск, ул. Фрунзе, 18.
Для получения лицензии Обществом предоставлен полный пакет документов в соответствии с Законом от 01.06.2006г. N 15-ОЗ, в том числе Характеристика объекта лицензирования, заверенная заместителем главы Администрации Центрального района города Новосибирска Т.В. Попик 08.02.2008 г., где в строке "прилегающие территории к местам нахождения источников повышенной опасности в радиусе не менее 100 метров от входа в здание или входа в сооружение" указано "более 100 метров".
21.02.2008г. Департаментом развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области выдана ООО "Проф-Союз" лицензия N РА-070/08 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 18 (бар в закусочной) сроком действия до 20.02.2009г.
На основании письма заместителя Администрации Центрального района г.Новосибирска от 06.05.2008г. исх.N 458, содержащего информацию об ошибочном согласовании ООО "Проф-Союз" характеристики объекта лицензирования и разрешении вопроса об аннулировании лицензии, распоряжением N 153 от 26.05.2008г. руководителем департамента назначены мероприятия по контролю деятельности ООО "Проф-Союз" по вопросам соблюдения Закона Новосибирской области от 01.06.2006г. N 15-ОЗ "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Новосибирской области", по результатам которых 26.05.2008г. составлен акт проверки организации ООО "Проф-Союз", осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, где установлено, что объект лицензирования ООО "Проф-Союз" (бар в закусочной) прилегает к территории источника повышенной опасности ООО Кондитерская фабрика "Красная Сибирь" по адресу г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 19; по замеру, произведённому сотрудниками Департамента, с помощью рулетки, данное расстояние составляет 46 метров.
В связи с обнаружением недостоверных данных в документах, представленных юридическим лицом для получения лицензии, 09.06.2008г. Департаментом развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области в соответствии с п.п.1 п.7 ст.12 Закона Новосибирской области от 01.06.2006г. N 15-03 "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Новосибирской области", принято решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии РА-070/08 от 21.02.2008г., выданной ООО "Проф-Союз".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из подтверждения материалами дела обстоятельств, служащих основанием для аннулирования лицензии; непредставления Обществом доказательств соблюдения лицензионных требований и условий.
В соответствии со статьей 16 Закона от 22.11.1995г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только при наличии соответствующей лицензии.
Статьей 18 Закона N 171-ФЗ установлены виды деятельности, подлежащие лицензированию, таким видом является и розничная продажа алкогольной продукции. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.
В силу п.п.10 п.1 ст. 8 Закона Новосибирской области от 01.06.2006г. N 15-ОЗ "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Новосибирской области" (далее по тексту Закон Новосибирской области N 15-ОЗ) для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган определенный пакет документов, в том числе и характеристику места деятельности, на котором соискатель лицензии намеревается осуществлять розничную продажу алкогольной продукции (подразделения), включающую в себя следующие сведения: наименование юридического лица, тип объекта, название объекта, специализация объекта, его место нахождения, район нахождения, Ф.И.О. руководителя, телефон, занимаемая площадь, наличие охранной сигнализации, сейфа для хранения документов и денег, сведения о прилегающих территориях, принадлежность занимаемой площади, арендодатель, численность работающих, количество рабочих мест. Характеристика должна быть подписана и заверена печатью исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального района или городского округа Новосибирской области.
Согласно п.1, пп.3 п.2 ст.9 указанного закона, лицензирующий орган при проведении лицензирования проводит экспертизу документов, представленных соискателем на получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
При проведении экспертизы лицензирующий орган проводит проверку представленных документов на соответствие следующим требованиям, предъявляемым к розничной продаже алкогольной продукции, в соответствии с федеральным законодательством, в том числе: не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не предусмотренных для продажи данной продукции, местах.
Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в порядке, установленном Губернатором Новосибирской области.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 27.12.2006 г. N 1377 "Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции" установлен для всех предприятий торговли и общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории города Новосибирска, независимо от даты их открытия радиус прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, в размере 50 метров от мест массового скопления граждан и в размере 100 метров от мест нахождения источников повышенной опасности; утвержден Перечень мест нахождения источников повышенной опасности на территории города Новосибирска, согласно которого к такому месту относится: ООО "Красная Сибирь" по ул. Фрунзе, 19.
Наличие в документах , представленных юридическим лицом недостоверной или искаженной информации в силу п.п. 1 п. 1 ст. 11 Закона Новосибирской области N 15-ОЗ является основанием для отказа в выдаче лицензии.
Таким образом, из анализа вышеприведенных положений нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации следует, что выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции предшествует проведение лицензирующим органом экспертизы представленных соискателем лицензии документов на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к розничной продаже алкогольной продукции и в случае обнаружения таким органом наличия в документах, представленных юридическим лицом, недостоверной или искаженной информации, лицензирующий орган уведомляет соискателя об отказе в выдаче лицензии.
При обнаружении недостоверных данных в документах, представленных юридическим лицом для получения лицензии лицензирующий орган в силу положений п.п. 1 п.7 ст.12 Закона Новосибирской области N 15-ОЗ вправе обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии в судебном порядке.
Материалами дела установлено, что на момент выдачи лицензии характеристика объекта лицензирования согласована в порядке, предусмотренном п.п. 10 п.1 ст.8 Закона Новосибирской области N 15-ОЗ.
При этом в письме от 06.05.2008г. заместитель главы Администрации Центрального района г. Новосибирска указывая на ошибочность выдачи Обществу лицензии по основаниям приближенности расстояния от входа в кафе, принадлежащего ООО "Проф-Союз" до входа в ООО "Кондитер" менее 100 метров, не ссылается на какие-либо сведения, устанавливающие данное обстоятельство, а равно не мотивирует обстоятельства, по которым первоначально лицензия была выдана без каких-либо ограничений.
Из акта проверки от 26.05.2008г. (л.д.9), проведенной Департаментом следует, что расстояние до прилегающей территории объекта лицензирования к источнику повышенной опасности Кондитерская фабрика ООО "Красная Сибирь" определено путем замера с помощью рулетки и составило 46 метров.
Вместе с тем, Департаментом в нарушение положений ч.1 ст. 65 АПК РФ не представлены правовое обоснование примененной методики измерения, наличия у сотрудника Департамента полномочий на осуществление такого замера; схема с указанием порядка замера: от какой точки здания Общества (основного входа, с учетом того, что в акте санитарного обследования от 04.02.2008г., проведенного ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" при описании кафе указывается на наличие двух входов: одного - для посетителей либо служебного, второго - для персонала со стороны двора жилого дома) до какой точки здания источника повышенной опасности ООО "Красная Сибирь", определения радиуса прилегающей территории (от входа в здание или входа в сооружение), на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции (п.1 Постановления Мэрии г. Новосибирска N 1377 от 27.12.2006г.; описание характеристики объекта лицензирования) от места нахождения источника повышенной опасности; при этом доводы Департамента в отзыве на апелляционную жалобу о проведении замера от входа в кафе "Честер" до пропускной ООО "Красная Сибирь", ничем не подтверждены; указание на такой порядок определения размера в акте отсутствует, иных документов по результатам проверки Департаментом не составлялось; схемы, экспликации не проверялись; привлечение компетентных представителей по проведению измерений не осуществлялось; замеры производились в отсутствии представителей Общества, что подтверждено представителем Департамента в судебном заседании апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции удовлетворяя заявленные Департаментом требования, не мотивировал по каким основаниям отверг сведения, содержащиеся в акте санитарного состояния от 04.02.2008г. (л.д. 78-82), копия которого в силу п.п. 11 п. 1 ст. 8 Закона Новосибирской области N 15-ОЗ представляется соискателем лицензии для получения лицензии, подтверждающего соответствие закусочной "Честер" требованиям СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" для реализации заявленного ассортимента и алкогольной продукции и содержащего указание на отсутствие в радиусе 100 м. школьных, дошкольных, лечебно-профилактических учреждений.
Указанный акт в совокупности с представленным Обществом актом от 19.06.2008г., составленного в присутствии помощника прокурора Центрального района г.Новосибирска Терентьева А.В. в части установления спорного расстояния в размере 113м.; при необосновании лицензирующим органом и не подтверждении достаточными доказательствами установления расстояния в размере 46 метров, ставит под сомнение факт предоставления Обществом недостоверных сведений для получения лицензии.
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о подтверждении Департаментом наличия оснований для аннулирования лицензии признается судом первой инстанции необоснованным.
Недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, в силу положений п.2 ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового судебного акта.
Поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины (333.37 НК РФ), судебный акт принят в пользу Общества, уплаченная ООО "Проф-Союз" государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит возврату на основании ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14 августа 2008 года по делу N А45-7964/2008-60/196 отменить.
В удовлетворении требования Департамента развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области об аннулировании лицензии N РА-070/08 от 21.02.2008 года на розничную продажу алкогольной продукции, выданной Обществу с ограниченной ответственностью "Проф-Союз", отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Проф-Союз" из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы по платежному поручению N 346 от 09.09.2008г. в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
Л.И.Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-7964/2008-60/196
Истец: Департамент развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области
Ответчик: ООО "Проф-Союз"
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5946/08