г. Томск |
Дело N 07АП-4946/09 |
"23" июля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: Е.А. Залевской, С.Н.Хайкиной.
при ведении протокола судебного заседания судьей Залевской Е.А.
при участии:
от заявителя: Богомолова И.А. по доверенности от 15.12.2008 г.,
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07 мая 2009 года
по делу N А45-5817/2009 (судья Тарасова С.В.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Новосибирскгортеплоэнерго"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска
о признании недействительными в части решения и требования,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новосибирскгортеплоэнерго" (далее - Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 30.12.2008 г. N 74 в части: привлечения к налоговой ответственности - по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполное перечисление сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению, в виде штрафа в сумме 53 639 руб.; по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату сумм налога на прибыль в виде штрафа в общей сумме 99 025,8 руб.; начисления к дополнительной уплате и предъявления ко взысканию: пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 60 118,14 руб.; налога на прибыль в общей сумме 495 129,00 руб.; пени по налогу на прибыль в сумме 36 858,00 руб.; предложения по удержанию суммы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 268 195 руб. непосредственно из доходов налогоплательщиков при очередной выплате дохода в денежной форме; требования N 617.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07 мая 2009 года требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Жалоба заявителя мотивирована тем, что судом первой инстанции неправильно истолкованы пункты 1 и 3 статьи 217, статья 255, статья 270 НК РФ, не применена норма права, подлежащая применению
Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Инспекция явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя налогового органа в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Выслушав пояснения представителя Общества, проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07 мая 2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, актом выездной налоговой проверки от 28.11.2008 г. N 74 установлено совершение заявителем налоговых правонарушений, за которые он решением Инспекции от 30.12.2008 года N 74 привлечен к налоговой ответственности.
На основании указанного решения налогоплательщику предъявлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 617 по состоянию на 03.03.2009 г.
Согласно акту налоговой проверки и оспариваемому решению, налоговым органом установлено неправомерное уменьшение налоговой базы по НДФЛ на суммы компенсационных выплат, связанных с предоставлением работникам 50% скидки к установленной плате за электрическую и тепловую энергию.
Также налоговым органом установлено неправомерное уменьшение доходов по налогу на прибыль на суммы расходов в виде компенсационных выплат, связанных с предоставлением работникам 50% скидки к установленной плате за электрическую и тепловую энергию.
Не согласившись с решением налогового органа и вынесенным на его основании требованием, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными в оспариваемой части.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования Общества, пришел к выводу о том, что исходя из пункта 3 статьи 217 НК РФ вышеуказанные выплаты, произведенные на основании Отраслевого тарифного соглашения и коллективного договора, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц, в связи с чем вывод налогового органа о доначислении пени по НДФЛ и привлечение налогового агента к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ является необоснованным, а также признал правомерным отнесение налогоплательщиком вышеназванных компенсационных выплат к расходам для целей уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, основываясь на положениях пункта 4 статьи 255 НК РФ.
Арбитражный суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда первой инстанции соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с пунктом 3 этой же статьи не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения.
Согласно требованиям Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации" одним из принципов государственного регулирования тарифов является определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации отраслевое тарифное соглашение представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения, в частности, устанавливающий общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли.
На федеральном уровне заключено Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2007-2008 годы, где установлено, что работникам отрасли предоставляется право на 50-процентную скидку установленной платы за электрическую и тепловую энергию в порядке и на условиях, определяемых непосредственно в организации.
В связи с чем, работники отрасли имеют право на получение 50% скидки (получение скидки зависит от волеизъявления работника), работодатель же в силу своей отраслевой принадлежности обязан установить порядок и условия реализации работниками права на скидку и при обращении работника такую скидку предоставить.
ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" является работодателем, на которого распространяется действие ОТС (ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" находится в числе организаций, перечисленных в Приложении N 1 к ОТС под N 86 - т.д. 1 л.д. 119). Во исполнение принятых на себя обязанностей ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" установило порядок и условия реализации работниками права на 50% скидку в Коллективном договоре работников и работодателя ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" на 2007-2008 год (пункт 6.1.6. Коллективного договора, Положение об оплате работникам ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" 50% установленной и фактически произведенной платы за энергоресурсы).
Коллективный договор (аналогично отраслевому тарифному соглашению) является формой социального партнерства в сфере труда (статья 40 ТК РФ). Участие работодателя в социальном партнерстве предусмотрено разделом II ТК РФ; устанавливающие 50% скидки коллективно-договорные акты (ОТС и Коллективный договор) заключены ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" в соответствии с ТК РФ (статьи 23, 40, 45 ТК РФ) и Законом РФ от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что суммы компенсационных выплат, связанных с предоставлением работникам 50% скидок, представляют собой компенсационные выплаты, установленные действующим законодательством РФ, и не подлежат налогообложению при исчислении налога на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что на основании статьи 217 НК РФ компенсационные выплаты могут быть установлены только действующим законодательством, а Отраслевые тарифные соглашения, не являясь актами законодательства, не могут их устанавливать, отклоняется судом апелляционной инстанции, как необоснованный, по следующим основаниям.
По своей природе Отраслевое тарифное соглашение является публично-правовым договором - правовым актом, основанием заключения которого является закон. В частности - Федеральный закон от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации", Трудовой кодекс Российской Федерации.
Следовательно, вышеназванные компенсации для работников энергетической отрасли установлены в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
При этом указание заявителя на пункт 1 статьи 217 НК РФ не меняет правовой квалификации выплаченных компенсаций.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что суммы 50-процентной компенсации отвечают условиям, предусмотренным пунктом 4 статьи 255 НК РФ, для отнесения их в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономическим оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходы налогоплательщика на оплату труда признаются расходами, связанными с производством и реализацией, и на основании статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшают полученные налогоплательщиком доходы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
В силу пункта 1 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами и коллективными договорами.
По мнению налогового органа, судом неверно истолкована норма права - статья 255 НК РФ, которая предусматривает включение в расходы в целях уменьшения налогооблагаемой прибыли не любых компенсационных начислений, а только предусмотренных действующим законодательством и связанных с режимом работы или условиями труда работников.
Податель жалобы полагает, что в силу пункта 29 статьи 270 НК РФ, который не был применен судом, эти расходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку произведены на оплату товаров для личного потребления работников.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции, правомерно руководствуясь положениями статей 252, 253, пункта 4 статьи 255 НК РФ, пункта 29 статьи 270 НК РФ, Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации", пришел к правильному выводу о том, что данные выплаты производятся налогоплательщиком в соответствии с действующим законодательством и для налогоплательщика их осуществление является обязательным, следовательно, для целей налогообложения прибыли относятся к расходам на оплату труда.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает несостоятельной ссылку налогового органа на пункт 29 статьи 270 НК РФ.
Суд апелляционной инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что расходы Общества на предоставление указанной компенсации обусловлены принадлежностью налогоплательщика к энергетической отрасли, а потому являются обоснованными и экономически оправданными, в связи с чем налогоплательщик правомерно уменьшил налогооблагаемую прибыль на расходы, связанные с предоставлением работникам компенсации на оплату энергоресурсов.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07 мая 2009 года по делу
N А45-5817/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Е.А. Залевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-5817/2009
Истец: ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго"
Ответчик: ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4946/09