г. Томск |
Дело N 07АП-4222/08 |
11.08.2008 г. |
|
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Хайкиной С.Н.
судей: Солодилова А.В., Залевской Е.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Солодиловым А.В.
при участии:
от заявителя: Лотухов Е.Э. - доверенность от 04.05.08г.
от ответчика: Лисненко Ю.А. - доверенность от 25.01.08г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу КГУ "Ребрихинский лесхоз" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.06.2008 года по делу N А03-4062/2008 по заявлению КГУ "Ребрихинский лесхоз" к Межрайонной ИФНС РФ N 7 по Алтайскому краю о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное учреждение "Ребрихинский лесхоз" (далее - КГУ "Ребрихинский лесхоз") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Алтайскому краю (далее - МИФНС РФ N7 по Алтайскому краю) от 31.03.2008 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о прекращении деятельности юридического лица при его ликвидации по решению учредителей и обязании инспекции произвести государственную регистрацию КГУ "Ребрихинский лесхоз" в связи с его ликвидацией.
Решением от 06.06.2008 года по делу N А03-4062/2008 Арбитражный суд Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с указанным решением, КГУ "Ребрихинский лесхоз" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.06.2008 года по делу N А03-4062/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные КГУ "Ребрихинский лесхоз" требования удовлетворить.
В обосновании жалобы ее податель ссылается на то, что при вынесении решения суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил закон, подлежащий применению. Действующее законодательство не связывает возможность отказа в совершении государственной регистрации юридического лица в связи с внесением сведений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица с наличием у данного юридического лица задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Перечень документов, представляемый в регистрирующий орган в связи с ликвидацией юридического лица установлен статьей 21 ФЗ от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) и является исчерпывающим. Указанные в статье 21 документы были представлены в регистрирующий орган. МИФНС РФ N 7 по Алтайскому краю должна была подвергнуть проверке состав (комплектность), представленных для государственной регистрации документов, а не их содержание, достоверность и соответствие закону.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы, поддержал доводы, изложенные в жалобе, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель налогового органа в судебном заседании, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.08.2007 года администрацией Алтайского края принято постановление N 397 "О ликвидации краевого государственного учреждения "Ребрихинский лесхоз", создана ликвидационная комиссия, назначен председатель ликвидационной комиссии.
06.09.2007 года ликвидационная комиссия разместила в журнале "Вестник государственной регистрации" информацию о ликвидации КГУ "Ребрихинский лесхоз" (опубликовано 19.09.2007 года), определен срок предъявления требований кредиторов - 60 дней с момента публикации сообщения о ликвидации.
После утверждения ликвидационного баланса и выплаты долгов кредиторам в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса РФ в соответствии с ликвидационным балансом, КГУ "Ребрихинский лесхоз" обратилось в МИФНС РФ N 7 по Алтайскому краю с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
По итогам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов, налоговый орган принял решение от 31.03.2008 года об отказе в государственной регистрации, основанием для принятия которого послужило, по мнению инспекции, отсутствие ликвидационного баланса в связи с наличием сведений о задолженности общества по обязательным платежам в бюджет.
Не согласившись с отказом в регистрации, КГУ "Ребрихинский лесхоз" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края.
Решением от 06.06.2008 года по делу N А03-4062/2008 Арбитражный суд Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказал.
Седьмой арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.06.2008 года, вынесенным с правильным применением норм материального права, законным и обоснованным.
Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган в связи с ликвидацией юридического лица, определен в статье 21 Закона N 129-ФЗ.
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
1) Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
2) Ликвидационный баланс;
3) Документ об уплате государственной пошлины,
4) Документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган ПФ РФ.
Статьей 23 Закона N 129-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации. Так, отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
в) по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Также после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Кроме того, промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Из правового анализа данной нормы следует, что ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами, чьи требования удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой предусматривает под требованиями четвертой очереди задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Материалами дела подтверждается, что 27.11.2007 заявителем был представлен в налоговый орган промежуточный ликвидационный баланс, 01.03.08 г. представлен ликвидационный баланс.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов. Данная обязанность согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 данного Кодекса.
Следовательно, довод апелляционной об отсутствии обязанности организации-налогоплательщика до ликвидации произвести расчет с бюджетом (внебюджетными фондами), не принимается судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. В случае недостаточности денежных средств оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями указанной организации в пределах и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, суд правомерно принял во внимание, что процедура ликвидации, порядок удовлетворения требований кредиторов четко определены действующим законодательством Российской Федерации. Налоговый орган как кредитор по платежам в бюджет также должен соблюдать установленный порядок предъявления требований при ликвидации. Несоблюдение налоговой инспекцией установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации влечет установленные законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.
Налоговым органом представлено в материалы дела копия требования о взыскании задолженности по налогам в бюджет РФ, по состоянию на 14.11.2007 года (л.д. 36), которое было направлено в адрес КГУ "Ребрихинский лесхоз" в срок указанный в журнале "Вестник государственной регистрации".
Следовательно, вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений порядка предъявления требований при ликвидации юридического лица, признается судом апелляционной инстанции обоснованным.
Налоговая инспекция своевременно, до представления юридическим лицом ликвидационного баланса, направила в адрес юридического лица требование об уплате налогов, сборов.
Поскольку в представленном заявителем ликвидационном балансе сведения об отсутствии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом не соответствуют действительности и вышеназванным нормам права, то арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности оспариваемого налогоплательщиком решения инспекции от 31.03.2008 года об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
Арбитражный суд Алтайского края всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки апелляционная инстанция не имеет.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Алтайского края решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, п. 1 ст. 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.06.2008 года по делу N А03-4062/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Краевого государственного учреждения "Ребрихинский лесхоз" судебные расходы на подачу апелляционной жалобы в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Хайкина С.Н. |
Судьи |
Солодилов А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-4062/2008
Истец: КГУ "Ребрихинский лесхоз"
Ответчик: Межрайонная ИФНС РФ N7 по Алтайскому краю
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4222/08