г. Томск |
Дело N 07АП-628/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т. А. Кулеш
судей: Е.А. Залевской
А.В. Солодилова
при ведении протокола судебного заседания судьей А.В. Солодиловым,
при участии:
от заявителя: Миронов Е.А. - удостоверение N 167229,
от заинтересованного лица: Антонова М.В. - по доверенности от 28.01.2009г.,
от третьих лиц:
- Государственное научное учреждение Сибирский научно-исследовательский институт кормов СО РАСХН - Антонова М.В. - по доверенности от 03.03.2009г.,
- Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие опытно-производственное хозяйство "Элитное" СО РАСХН - без участия, надлежаще извещено,
- Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом в Новосибирской области - без участия, надлежаще извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.11.2008 года по делу N А45-13376/2008-64/196 (судья Н. В. Гофман)
по заявлению заместителя прокурора Новосибирской области к Администрации муниципального образования Мичуринского сельского совета Новосибирской области о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Новосибирской области (далее - заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления главы администрации Муниципального образования Мичуринского сельского Совета (далее - администрация) N 393 от 19.06.2006 г. "О предоставлении в аренду земельного участка ГНУ СибНИИ кормов".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14.11.2008 г. в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с данным решением суда, прокурор обратился в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы прокурор указал на то, что:
- ГУСП ОПХ "Элитное" с заявлением об отказе от принадлежащего ему права на земельный участок в администрацию не обращалось;
- отказ учреждения от права постоянного (бессрочного) пользования должен быть согласован с территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Новосибирской области;
- оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы РФ как собственника земельного участка;
- прокурор доказал принадлежность земельного участка с кадастровым номером 54:19:081301:0256 ГУСП ОПХ "Элитное" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель заинтересованного лица - Администрации и третьего лица - ГНУ "СибНИИ кормов с жалобой не согласна по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие опытно-производственное хозяйство "Элитное" СО РАСХН направило в суд отзыв на жалобу, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом в Новосибирской области (далее - ТУ ФАУФИ в НСО) отзыв на жалобу не представило.
ГУСП ОПХ "Элитное" и ТУ ФАУФИ в Новосибирской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей, в суд не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывы на нее, заслушав участников судебного разбирательства, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность судебного решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что ГУСП ОПХ "Элитное" в соответствии с государственным актом N НСО-19-000182 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежали следующие земельные участки:
- 54:19:081301:0250 площадью 830 783 кв. м.;
- 54:19:081301:0255 площадью 7 105 785 кв. м.;
- 54:19:081301:0254 площадью 248 903 кв. м.;
- 54:19:081301:0256 площадью 248 663 кв. м.;
- 54:19:081301:0252 площадью 1 006 203 кв. м.;
- 54:19:081301:0264 площадью 9 696 050 кв. м.;
- 54:19:081301:0260 площадью 248 537 кв. м.;
- 54:19:081301:0259 площадью 5 635 374 кв. м.;
- 54:19:081301:0258 площадью 3 749 423 кв. м.;
- 54:19:081301:0257 площадью 528 425 кв. м..
16.05.2006 г. Президиум РАСХН согласовал передачу права аренды указанными земельными участками ГНУ СибНИИ кормов СО РАСХН.
19.06.2006 г. постановлением главы МО Мичуринский сельский Совет N 393 "О предоставлении в аренду земельного участка ГНУ СибНИИ кормов СО РАСХН" прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ГУСП ОПХ "Элитное", площадью 248 663 кв. м. из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 54:19:081301:0256, находящегося примерно в 1,7 км. по направлению на северо-запад от ориентира Новосибирская область, Новосибирский район, МО Мичуринского сельского совета, п. Элитное, расположенного за пределами участка.
По мнению прокурора, указанное постановление нарушает права и законные интересы Российской Федерации как собственника земли, в связи с чем прокурор обратился с заявлением в суд.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что:
- ГУСП ОПХ "Элитное" отказалось от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в установленном порядке и согласовало его с Российской академией сельскохозяйственных наук;
- прокурором не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов РФ как собственника земельного участка;
- прокурором не представлено доказательств того, что земельный участок, предоставленный ГУСП ОПХ "Элитное" в постоянное (бессрочное) пользование, и земельный участок, предоставленный ГНУ СибНИИ кормов в аренду, является одним и тем же земельным участком.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Согласно материалам дела спорный земельный участок оформлен в собственность Российской Федерации 17.10.2007 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 54 АГ 182547.
Таким образом, в период спорных отношений государственная собственность на указанный участок не была разграничена.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций относятся к федеральной собственности.
Статьей 2 Федерального Закона от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ) (действовавшего в момент издания оспариваемого Постановления) установлено, что право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у указанных субъектов возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которых у Российской Федерации возникает право собственности в силу статьи 3 Закона N 101-ФЗ, является их предоставление органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 53 Земельного Кодекса РФ отказ федеральных организаций от земельных участков не влечет за собой автоматического прекращения их права на указанные земельные участки.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" (далее - Указ N 84) Россельхозакадемия является высшей самоуправляемой организацией, которая действует на основании законов Российской Федерации и устава.
Пунктом 3 Указа N 84 установлено, что земли Россельхозакадемии находятся у нее в бессрочном, бесплатном пользовании, в том числе земли, закрепленные за ее предприятиями, научными учреждениями.
Из статьи 6 Федерального закона от 23.08.1996г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N 127-ФЗ) следует, что Российская академия наук, отраслевые академии наук, в том числе Россельхозакадемия, являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом N 127-ФЗ и уставами.
За академиями наук, их научными организациями и организациями научного обслуживания и социальной сферы закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные им в установленном порядке.
Учредителем ГУСП ОПХ "Элитное" является Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия).
Учредительные документы ГУСП ОПХ "Элитное" подтверждают, что земельные участки закрепляются за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии с Указом N 84, Законом N 127-ФЗ, при этом любые изменения в землепользовании могут быть произведены с согласия Россельхозакадемии.
В силу абзаца "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 07.08.2002 г. N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" Министерство имущественных отношений Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации, в том числе и в случаях, прекращения прав органов государственной власти РФ, граждан и юридических лиц на земельные участки, предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет.
В соответствии с пунктом 5 Правил распоряжения земельными участками, в случае отказа органа государственной власти, органа местного самоуправления, граждан и юридических лиц от права постоянного (бессрочного) пользования на незастроенные земельные участки, уполномоченные на распоряжение земельными участками органы уведомляют о таких случаях Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) - в отношении земельных участков, которые были предоставлены государственному унитарному предприятию.
Таким образом, пункт 5 Правил регулирует порядок распоряжения не всеми землями, государственная собственность на которые не разграничена, а лишь теми, которые ранее были обременены правом на них федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской федерации, а также созданных этими органами унитарных предприятий, учреждений, организаций; а Правительством Российской Федерации определен порядок распоряжения указанными землями, позволяющими защитить интересы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на те земельные участки, на которые у них возникает право собственности в процессе разграничения государственной собственности на землю.
Предусмотренный пунктом 5 Правил порядок не наделяет Минимущество России полномочиями распоряжаться земельными участками, определять их юридическую судьбу, а устанавливает процедуру подготовки и принятия соответствующих решений о распоряжении земельными участками органами, уполномоченными на распоряжение земельными участками и не лишает уполномоченных на распоряжение земельными участками органов права самостоятельно распорядиться указанными выше земельными участками в случае отсутствии претендентов в лице федеральной организации или субъектов РФ.
Из анализа приведенных положений нормативно-правовых актов следует необходимость уведомления уполномоченного органа в случае отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной собственности.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствует утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации перечень земельных участков в части возникновения у Российской Федерации право собственности на спорный земельный участок.
Так, согласно Постановлению Администрация Новосибирского района Новосибирской области N 917 от 10.12.1992 г., государственному акту на право бессрочного (пользования) землей NНСО-19-000182, земельный участок площадью 3371 га. на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлялся опытно-производственному хозяйству "Элитное" из земель сельскохозяйственных угодий для ведения сельского хозяйства.
Доказательств принадлежности выделенного ОПХ "Элитное" земельного участка Российской Федерации, что подтверждало бы необходимость уведомления соответствующего органа о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ГУСП ОПХ "Элитное", а равно невозможности распорядиться таким участком органом местного самоуправления, прокуратурой в материалы дела не представлено.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 54 АБ 182547 право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 54:19:081301:0256, находящегося примерно в 1,7 км. по направлению на северо-запад от ориентира Новосибирская область, Новосибирский район, МО Мичуринского сельского совета, п. Элитное, расположенного за пределами участка, с учетом положений статьи 2 Закона N 101-ФЗ, возникло 17.10.2007 г., то есть после принятия постановления N 393 от 19.06.2006 г.
Спор о разграничении собственности на указанный земельный участок между муниципальным образованием Мичуринского сельсовета и территориальным органом по управлению федеральным имуществом в Новосибирской области отсутствует, в связи с чем, орган местного самоуправления в пределах своих полномочий распорядился спорным земельным участком.
Кроме того, из письма Территориального управления (Росимущество) от 07.06.2008 г. следует, что земельный участок кадастровый номер 54:19:081301:0256, площадью 248 663 кв. м. был образован из земельного участка площадью 3371 га, предоставленного ОПХ "Элитное" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В кадастровом плане земельного участка по состоянию на 07.12.2005 г. сведения о правах, об образованных, ликвидируемых участках отсутствуют.
Таким образом, участок площадью 248 663 кв. м. кадастровый номер 54:19:081301:0256 является вновь образованным, а не ранее предоставленным в постоянное (бессрочное) пользование.
Доказательств того, что земельный участок, указанный в оспариваемом постановлении, в государственном акте на право постоянного (бессрочного) пользования, в кадастровом плане является идентичным, заявителем в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
При этом при образовании новых земельных участков ГУСП ОПХ "Элитное" в соответствии со статьей 20 ЗК РФ не являлось тем субъектом, которому мог быть предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В связи с указанными обстоятельствами подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не был применен пункт 5 Правил распоряжения земельными участками.
Кроме того, основанием для принятия оспариваемого постановления N 393 являлась, в том числе, выписка из протокола N 5 заседания Президиума Российской академии сельскохозяйственных наук от 16.05.2006 г., согласно которой было принято предложение Сибирского регионального отделения Россельхозакадемии и дано согласие на передачу права аренды земельными участками общей площадью 3323,6540 га с кадастровыми номерами в соответствии с приложением N 1 от ГУСП ОПХ "Элитное" к ГНУ СибНИИ кормов в соответствии со статьей 22 ЗК РФ.
В приложении N 1, помимо прочих участков, указан участок с кадастровым номером 54:19:081301:0256 площадью 248 663 кв. м.
Данное согласование не нарушало порядок распоряжения земельным участком, указанным в государственном акте N НСО-19-000182 органом местного самоуправления в силу пункта 3 статьи 53 ЗК РФ.
Следовательно, является необоснованным довод апеллянта о том, что отказ учреждения от права постоянного (бессрочного) пользования должен быть согласован с территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Новосибирской области.
Прокуратура Новосибирской области обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд на основании ст.ст. 198, 201 АПК РФ.
В силу статей 198, 201 АПК РФ решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии двух условий: не соответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушающими права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; при отсутствии хотя бы одного из которых заявление не подлежит удовлетворению.
Факт несоответствия оспариваемого постановления закону или иному нормативному правовому акту не подтвержден материалами дела и правомерно отклонен судом первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о нарушении прав и законных интересов Российской Федерации как собственника земельного участка не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Право Российской Федерации на спорный земельный участок возникло 17.10.2007 г., при этом зарегистрированное право аренды на спорный земельный участок не оспорено, в связи с чем вывод о невозможности собственника владеть, пользоваться и распоряжаться федеральным имуществом, несостоятелен.
Фактически спорный земельный участок из правообладания Российской Федерации не выбыл, поскольку передан в аренду государственному научному учреждению СибНИИ кормов СО РАСХН, имеющему государственный статус.
Таким образом, совокупность установленных судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции обстоятельств, позволяет сделать вывод о том, что принятое Арбитражным судом Новосибирской области решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы материалы дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Государственная пошлина по настоящему делу не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.11.2008 года по делу N А45-13376/2008-64/196 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заместителя прокурора Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т. А. Кулеш |
Судьи |
Е.А. Залевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-13376/2008-64/196
Истец: Прокуратура Новосибирской обл.
Ответчик: Администрация МО Мичуринского сельского Совета Новосибирской обл.
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по Новосибирской обл., Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Прокуратура Томской обл., Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие опытно-производственное хозяйство "Элитное" СО РАСХН, ГНУ Сибирский научно-исследовательский институт кормов СО РАСХН
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-628/09