г. Томск |
Дело N 07АП-5424/08 |
28.11.2008
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Хайкиной С.Н.
судей: Солодилова А.В., Кулеш Т.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломиворотовым Л.М.
при участии:
от заявителя: без участия
от ответчика: без участия
от третьего лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЗСВ-Коммунальщик" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.07.2008 года по делу N А03-5543/2008-4 по заявлению ООО "ЗСВ-Коммунальщик" к Федеральной антимонопольной службе Управления по Алтайскому краю о признании незаконным и отмене решения и предписания N 3 от 26.02.2008 года, третье лицо: ООО "Инвестагро",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЗСВ-Коммуналыцик" (далее - ООО "ЗСВ-Коммунальщик") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - УФАС по Алтайскому краю) о признании незаконными и отмене решения N 3 от 26.02.2008 года и предписания N3.
Решением от 15.07.2008 года по делу N А03-5543/2008-4 Арбитражный суд Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ЗСВ-Коммунальщик" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.07.2008 года по делу N А03-5543/2008-4 отменить, заявленные обществом требования удовлетворить.
В обосновании жалобы ее податель ссылается на то, что ООО "ЗСВ-Коммунальщик" не занимает доминирующего положения на рынке оказания услуг по эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры.
Вид деятельности общества не подлежит тарификации, поскольку ООО "ЗСВ-Коммунальщик" не относится к организациям коммунального комплекса.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, УФАС по Алтайскому краю в связи с поступившим заявлением ООО "Инвестагро" на действия ООО "ЗСВ-Коммунальщик" была проведена проверка. По итогам проверки Управлением было возбуждено дело N 3 о нарушении Обществом антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006г. N 135-ФЗ.
В ходе проверки установлено, что согласно пункту 3.2 Устава ООО "ЗСВ-Коммунальщик" одним из основных видов деятельности является эксплуатация сетей водоснабжения и канализации, который в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.2005 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является сферой деятельности субъектов естественных монополий, следовательно, учреждение является субъектом естественной монополии на товарном рынке, занимающим доминирующее положение (ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
В соответствии с уставной деятельностью ООО "Инвестагро" с ООО "Барнаульский водоканал" был заключен договор на отпуск питьевой воды N 5096 от 19.06.2006 года. ООО "Инвестагро" вода используется в целях соблюдения технических норм безопасности при осуществлении коммерческой деятельности, связанной с хранением и реализацией горюче-смазочных материалов (наземный склад ГСМ вместимостью 2000 тонн).
Поскольку между ООО "Барнаульский водоканал" и ООО "Инвестагро" отсутствует общая граница водопроводных сетей, последний получает воду опосредованно через участок системы коммунальной инфраструктуры, принадлежащей на праве собственности ООО "ЗСВ-Коммуналыцик". Обществом предъявлены правоустанавливающие документы на сети водоснабжения и канализации.
ООО "ЗСВ-Коммуналыцик" уведомило 17.12.2007 года ООО "Инвестагро" о необходимости с 01.01.2008 года заключить возмездный договор, связанный с эксплуатацией сетей водоснабжения, оферту которого направило в его адрес.
Согласно условиям договора, связанного с эксплуатацией сетей водоснабжения и канализации, ООО "ЗСВ-Коммуналыцик" предоставляет возможность пользоваться сетями водоснабжения и канализации для получения по ним воды и сброса сточных вод; содержит сети в исправном состоянии; производит их ремонт за свой счет; осуществляет мероприятия по предупреждению и устранению аварийных ситуаций.
ООО "ЗСВ-Коммуналыцик" в указанном договоре цена за месяц за оказание услуги по пользованию сетями и по их содержанию в исправном состоянии была определена (утвержденной директором Общества Климовским А.Ю.) калькуляцией в размере 5 917 рублей для офисных помещений и 11 834 рублей для промышленных предприятий.
Кроме того, в уведомлении также содержалось предупреждение о том, что "в случае незаконных врезок и нелегального использования сетей ООО "ЗСВ-Коммуналыцик" нарушители будут отключены от данных сетей вплоть до момента официального заключения договора на эксплуатацию сетей водоснабжения и водоотведения".
ООО "Инвестагро", посчитав, стоимость предлагаемой услуги необоснованной, что условие договора нарушают его права и не соответствует требованиям действующего законодательства, обратилось в УФАС по Алтайскому краю с заявлением о проверке действий ООО "ЗСВ-Коммуналыцик".
Решением управления от 26.02.2008 года N 3 ООО "ЗСВ-Коммуналыцик" признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в навязывании ООО "Инвестагро" невыгодных условий договора на поставку воды и водоотведения, а также в нарушении установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования на услуги по эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры, используемой в целях обеспечения водоснабжения и водоотведения.
На основании данного решения Управлением выдано предписание N 3 от 26.02.2008 года, согласно которому Обществу предписано в срок до 28 апреля 2008 года прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 2 6.07.2006г. N 135-ФЗ и устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства путем оказания услуг по эксплуатации сетей водоснабжения и водоотведения по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством.
Посчитав, что решение и предписание N 3 от 26.02.2008 года нарушает права и законные интересы ООО "ЗСВ-Коммунальщик", общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с вышеуказанным требованием.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 2 6.07.0 6г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон N 135-ФЗ).
Статья 10 Закона запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Из материалов дела следует, ООО "ЗСВ-Коммунальщик" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по эксплуатации сетей водоснабжения и водоотведения с долей 100 % в границах балансовой принадлежности водопроводных сетей и сетей водоотведения.
В ходе производства по делу УФАС, в соответствии с приказом ФАС России от 25.04.2006 г. N 108 проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по эксплуатации сетей водоснабжения и канализации. По итогам анализа установлено следующее.
В соответствии с п.1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г. N 167) водоснабжение - технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды, а водоотведение - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Из понятия водоснабжения следует, что оно представляет собой совокупность технологических операций, обеспечивающих, во-первых, забор воды из природных источников, во-вторых, подготовку воды (очистка) и, в-третьих, передачу и транспортировку по трубопроводам (обеспечение определенного уровня давления, поддержание постоянной работоспособности сетей, контроль качества воды и т.д.). Все технологические операции взаимосвязаны между собой и неразрывны, т.е. транспортировка воды не может осуществляться без предварительного забора воды и ее подготовки.
ООО "Инвестагро" для водоснабжения своих объектов, технологически необходим участок сети, расположенный между его сетями и сетями водоснабжающей организации -ООО "Барнаульский Водоканал", кроме того, последнему необходимы услуги организации, обеспечивающей исправное техническое состояние и нормальную работоспособность данного участка водопроводной сети.
Данный участок водопроводной сети на праве собственности принадлежит ООО "ЗСВ-Коммунальщик". ООО "ЗСВ-Коммунальщик" предъявлены правоустанавливающие документы на: сети водоснабжения внутриплощадочные, протяженностью 3661 м., расположенные по адресу г. Барнаул, ул. Попова, 179а (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 10.04.2007г.. запись N 22-22-01/013/2007-338); сети канализации внеплощадочные, протяженностью 541 м., расположенные по адресу г.Барнаул, Деловой проезд, 21кс (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 10.04.2007г., запись N 22-22-01/013/2007-336 сети канализации внутриплощадочные, протяженностью 3914 м., расположенные по адресу г.Барнаул, ул. Попова, 179а (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 10.04.2007г., запись N 22-22-01/013/2007-337).
Таким образом, по итогам анализа рынка антимонопольным органом обоснованно установлено, что в силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ООО "ЗСВ-Коммуналыцик" доминирует на рынке оказания услуг по эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры, используемой в целях обеспечения водоснабжения и водоотведения в границах балансовой принадлежности водопроводных сетей и сетей канализации.
Пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованных и (или) прямо не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами).
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, основанием для признания действий доминирующего на рынке субъекта не соответствующими указанной норме права является установление антимонопольным органом факта навязывания этим субъектом контрагенту невыгодных условий договора с отражением в решении выводов о том, в чем именно выражается навязывание таких условий.
Занимая доминирующее положение, ООО "ЗСВ-Коммунальщик" предложило заключить ООО "Инвестагро" договор, связанный с эксплуатацией сетей водоснабжения, условия которого, как обоснованно указал суд первой инстанции, не соответствуют действующему законодательству, а именно.
Согласно статьи 5 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004г. N 210-ФЗ органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего образовании.
Полномочия органа местного самоуправления в области регулирования цен (тарифов) и надбавок на жилищно-коммунальные услуги и тарифов на подключение на территории г.Барнаула осуществляет Комитет экономического анализа и ценового регулирования администрации г.Барнаула в соответствии с законодательством РФ и Алтайского края и в соответствии с решением Барнаульской городской Думы от 21.04.2006г. N 337.
Несмотря на это, ООО "ЗСВ-Коммуналыцик" стоимость за оказание услуги по пользованию сетями и по их содержанию в исправном состоянии была определена самостоятельно (утверждена директором Общества Климовским А.Ю.) в размере 5 917 рублей для офисных помещений и 11 834 рублей для промышленных предприятий.
ООО "ЗСВ-Коммуналыцик" по вопросу утверждения тарифов на свои услуги в орган регулирования тарифов не обращалось, что подтверждается ответом Комитета от 31.01.2008 года (вх.N 408).
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "ЗСВ-Коммунальщик" не относится к организациям коммунального комплекса и вид деятельности общества не подлежит тарификации, не принимается судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Статьей 2 Закона N 210-ФЗ организация коммунального комплекса определена как юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
При этом, согласно указанному закону, системой коммунальной инфраструктуры является совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Из существа "договора, связанного с эксплуатацией сетей водоснабжения" и функционального назначения сетей водоснабжения и канализации, находящихся в собственности ООО "ЗСВ-Коммуналыцик" следует, что данное имущество используется заинтересованными лицами в сфере водоснабжения и водоотведения, без него (имущества) невозможно осуществление указанных технологических процессов. При этом, самим ООО "ЗСВ-Коммуналыцик" указанное имущество используется в целях получения прибыли при непосредственном участии последнего в технологических процессах водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, ООО "ЗСВ-Коммуналыцик" выступает как поставщик определенных услуг: услуги по содержанию, ремонту сетей; по предупреждению аварийных ситуаций и др. (пункты 2.1.1 - 2.1.3 Проекта договора, связанного с эксплуатацией сетей водоснабжения и канализации).
Данное обстоятельство, подтверждается уставом ООО "ЗСВ-Коммуналыцик" (утвержден протоколом внеочередного собрания 13.06.2007г.), в соответствии с которым основным видом деятельности Общества является эксплуатация сетей водоснабжения и канализации.
Следовательно, ООО "ЗСВ-Коммунальщик" относится к организациям коммунального комплекса, и вид деятельности общества подлежит тарификации в соответствии с Законом N 210-ФЗ.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении ООО "ЗСВ-Коммунальщик" порядка ценообразования и, соответственно, нарушении пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006г. N 135-ФЗ, в том числе в отношении ООО "Инвестагро".
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Алтайского края решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.07.2008 года по делу N А03-5543/2008-4 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Хайкина С. Н. |
Судьи |
Солодилов А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5543/2008-4
Истец: ООО "ЗСВ-Коммунальщик"
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба Управление по Алтайскому краю
Третье лицо: ООО "Инвестагро"
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5424/08