г. Томск |
Дело N 07АП- 3921/09 |
15 июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.А. Усаниной
судей: Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.,
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Мельников С.Е. по доверенности от 18.08.2008г. (на один год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 16 марта 2009 года по делу N А45-1527/2009 (судья Васютина О.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "БасС", г.Новосибирск
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области, г.Новосибирск
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно - коммерческая фирма "БасС" (далее по тексту - заявитель, ООО ПКФ "БасС") обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области (далее по тексту - УФРС, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на созданный объект капитального строительства непроизводственного назначения вспомогательного использования - здание контрольно-пропускного пункта, площадью 21, 5 кв.м., расположенное по адресу: г.Новосибирск, ул. Мира, 58, оформленный сообщением от 17.11.2008г. N 01/423/2008-139.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 16 марта 2009 года заявленные требования удовлетворены, отказ УФРС по НСО в государственной регистрации права собственности на созданный объект капитального строительства непроизводственного назначения вспомогательного использования - здание контрольно-пропускного пункта, площадью 21, 5 кв.м., расположенное по адресу: г.Новосибирск, ул. Мира, 58, оформленный сообщением от 17.11.2008г. N 01/423/2008-139 признан незаконным с обязанием УФРС зарегистрировать права собственности на созданный объект капитального строительства.
Не согласившись с принятым судебным актом УФРС по НСО подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции от 16.03.2009г. отменить, как вынесенное при неправильном истолковании закона и применении закона, не подлежащего применению; судом ошибочно истолкована ст.25.3 ФЗ N 122-ФЗ от 21.07.1997г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с чем допустил возможность осуществления государственной регистрации права собственности в упрощенном порядке на объекты капитального строительства, на возведение которых не требуется получение разрешительной документации, что нельзя признать обоснованным поскольку документами, подтверждающими факт создания объекта капитального строительства является декларация об объекте недвижимого имущества, а также правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект; Обществом при обращении с заявлением предъявлена декларация об объекте недвижимости имущества без указания данных о правообладателе объекта недвижимого имущества, согласно п.6 декларации правообладатель объекта идентифицируется фамилией, именем и отчеством, что отсутствует у юридического лица, следовательно, п. 3 ст. 25.3 Закона о регистрации неприменим, так как регулирует правоотношения граждан по поводу приобретения ими прав на объекты недвижимого имущества.
В судебном заседании представитель УФРС доводы апелляционной жалобы поддержал и настаивал на ее удовлетворении.
Общество надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК Ф извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседания суда апелляционной инстанции , не обеспечило.
В соответствии с ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
В отзыве представленном 01.06.2009г., Общество просит оставить решения арбитражного суда Новосибирской области от 16.03.2009г. без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, п. 1 ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ предоставляет и юридическому лицу зарегистрировать право собственности на создаваемый или созданный объект недвижимости при условии, что для строительства этого объекта не требуется выдача разрешения на строительство; в Федеральном Законе от 30.06.2006г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" нет положений, требующих включения в декларацию сведений о правообладателе и нет запрета на осуществление регистрации возникшего права собственности на основании ст. 25.3 Закона о регистрации для юридических лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителя УФРС по НСО, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.03.2009г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО ПКФ "БасС" является собственником земельного участка площадью 16433, 0 кв.м. , расположенного по адресу: г.Новосибирск, Кировский район, ул. Мира, 58, с кадастровым номером 54:35:05:2050:40, на котором возведен объект недвижимого имущества непроизводственного назначения- здание контрольно-пропускного пункта площадью 21,5 кв.м.
16.09.2008г. заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением зарегистрировать право собственности на созданный объект недвижимого имущества в порядке ст. 25.3 ФЗ N 122-ФЗ.
06.10.2008г. уведомлением N 01/423/2008-139 государственная регистрация права приостанавливалась до 16.11.2008г. по основанию не предоставления документов, необходимых для проведения государственной регистрации, а именно разрешения соответствующих органов исполнительной власти на строительство объекта; акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию; распоряжения главы администрации соответствующего района города о присвоении адреса регистрируемому объекту недвижимости; а также невозможности провести государственную регистрацию права собственности ООО ПКФ "БасС" на регистрируемое здание в упрощенном порядке на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 25.03.2008г., так как обратилось юридического лицо, а не гражданин и земельный участок, на котором возведен регистрируемый объект предоставлен для эксплуатации склада, а не для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В связи с неисполнением уведомления о приостановлении государственной регистрации в установленный срок, сообщением УФРС по НСО от 17.11.2008г. за N 01/423/2008-139 отказано Обществу в государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества по основаниям того, что документы, представленные на государственную регистрацию прав по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным Законом N 122-ФЗ для государственной регистрации прав, так как с заявлением в порядке упрощенного производства регистрации обратилось юридическое лицо не для целей, предусмотренных п.3 ст.25.3 Закона N 122-ФЗ; не представления документов, предусмотренных п.1 ст.25, п.1 ст.17 Федерального Закона N 122-ФЗ, подтверждающих факт создания объекта недвижимого имущества; не представлен документ, подтверждающий полномочия директора ООО ПКФ "БасС" Бастракова С.М. на момент выдачи доверенности от 15.10.2007г.
Полагая, что принятый отказ не соответствует положениям Федерального Закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования суд первой инстанции на основании п.п. 3 п. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ пришел к выводу о том, что разрешение на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; предоставления Обществом полного пакета документов, подтверждающих факт создания объекта недвижимого имущества; соблюдения упрощенного порядка регистрации права собственности, предусмотренного ст. 25.3 ФЗ N 122-ФЗ.
В силу ст.198 АПК РФ для признании недействительным ненормативного правового акта, применительно к предмету спора отказа УФРС, является одновременное наличие двух условий: несоответствие этого ненормативного правового акта либо решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Пунктом 1 статьи 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту Закон N 122-ФЗ) предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом согласно требованиям, установленным вышеназванным Законом, осуществляется правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверка юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов.
Основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях (п. 3 ст. 17 Закона).
Согласно пункту 2 статьи 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в первом пункте статьи 17 названного Закона, не допускается.
Пунктом 1 статьи 20 указанного Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абзац 10).
Статьей 25.3 Закона N 122-ФЗ предусмотрены особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, в силу которых основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Обязательным приложением к представляемым в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи документам является кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположен соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества.
Представление кадастрового паспорта указанного земельного участка не требуется в случае, если: право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке; указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка; для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка (п. 2 ст. 25.3).
При этом , исходя из п. 3 ст. 25.3 Закона документом, подтверждающим факт создания иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Как следует из норм статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.
Однако, в соответствии с нормой п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Под строениями и сооружениями вспомогательного характера понимаются любые постройки за исключением основного здания, которые, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
Обществом на государственную регистрацию представлены документы: свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 16 433, 0 кв.м., расположенный по адресу: г.Новосибирск, Кировский района, ул. Мира, 58 (л.д. 28); государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - здание (склад с встроенными административными помещениями) площадь 3500, 2 кв.м., по адресу: г.Новосибирск, Кировский район, ул. Мира, 58 (л.д.29), экспертное заключение N НЭ-716 специализированного центра ФГУП "ЗАПСИБНИИАГРОПРОМ" Минсельхоз РФ, согласно которому здание контрольно-пропускного пункта двухэтажное прямоугольной формы относится к сооружению вспомогательного использования на основании ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований" (л.д. 30-32); декларация об объекте недвижимого имущества (л.д.39), поэтажный план с экспликацией, что подтверждается распиской в получении документов (л.д.26).
При таких обстоятельствах, указанные документы, как правильно установлено судом первой инстанции свидетельствуют о том, что здание КПП служит сооружением вспомогательного использования, и в соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на его строительство и ввод в эксплуатацию не требуется.
Выводы суда первой инстанции в данной части, следуя тексту апелляционной жалобы, УФРС не оспариваются, в качестве основания для отмены состоявшегося судебного акта, апеллянтом указывается не установление порядка заполнения декларации об объекте недвижимого имущества юридическими лицами, так как ст.25.3 Закона о регистрации регулирует правоотношения только граждан по поводу приобретения ими прав на объекты недвижимого имущества.
Отклоняя данные доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из положений ст. 25.3 Закона о регистрации не следует применение упрощенного порядка регистрации соответствующих объектов только гражданами, создавшими объект на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельного участка;
Пункт 1 ст.25.3 Закона N 122-ФЗ устанавливая основания для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, не ограничивает субъектов обращения, которыми исходя из последующих положений ст. 25. 3 может являться и юридическое лицо, освобождающееся от предоставления правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором такой объект создан при наличии ранее зарегистрированного права собственности на земельный участок и при подаче декларации об объекте недвижимого имущества (которая Обществом подана); не определение законодателем порядка заполнения декларации об объекте недвижимого имущества юридическим лицом, которое в компетенцию юридического лица не входит, не может являться основанием при соблюдении всех иных условий, предусмотренных ст. 25.3 Закона о регистрации для отказа подлежащего регистрации в упрощенном порядке права собственности на объект недвижимого имущества.
Указывая на невозможность отражения юридическим лицом в декларации сведений о правообладателе недвижимого имущества (форма декларации утверждена Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 232 от 15.08.2006г.), так как такие сведения идентифицируются фамилией, именем и отчеством, УФРС по НСО не приняты во внимания положения п. 4 ст. 18 Закона N 122-ФЗ, определяющего требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, в частности, форма представляемой в соответствии со статьей 25.3 настоящего Федерального закона декларации об объекте недвижимого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности; в декларацию об объекте недвижимого имущества включаются сведения о его адресе (местоположении), виде (названии), назначении, площади, количестве этажей (этажности), в том числе подземных этажей, годе его создания, о материалах наружных стен такого объекта недвижимого имущества, его подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект недвижимого имущества расположен (абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ, в ред. Федерального закона от 13.05.2008г. N 66-ФЗ), в силу чего, в данном пункте отсутствуют требования о включении в декларацию сведений о правообладателе.
Кроме того, позиция УФРС в данной части также не согласуется с Методическими рекомендациями "О порядке государственной регистрации прав, на создаваемые , созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества" , утверждены Приказом Росрегистрации от 08.06.2007г. N 113, в соответствии с п. 12 которых выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе, в случаях строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (пп.2); иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса) (пп.4); в соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Закона основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется разрешение на строительство являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом порядке (п.13); представление удостоверенного соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества плана объекта имущества, указанного в п. 3 ст. 25.3 Закона, не требуется (п.15) .
Поскольку в регистрационную службу обществом были представлены документы о наличии у него объекта вспомогательного использования, который принадлежит к основной вещи и следует ее судьбе в силу закона, так как предназначен для ее обслуживания, и на создание такого объекта не требовалось разрешения компетентного органа, УФРС не обосновала правомерность отказа в государственной регистрации права на созданный объект, исходя из тех оснований, которые определены пунктом 1 статьи 20 Закона абзацы 4, 10, положенные в основу принятого отказа, при этом УФРС не мотивировано, с учетом положений п. 4 ст. 18 Закона N 122-ФЗ, каким нормам Закона, иного нормативно-правового акта, не соответствует представленная Обществом декларация об объект недвижимого имущества по форме и содержанию, учитывая, что ст. 25.3 настоящего Закона связывает основания для регистрации только с указанной декларацией, которая представлена; не обоснован и отказ по абзацу 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Судом установлено, что на государственную регистрацию заявителем представлен протокол N 1 от 05.01.2007г. общего собрания участников ООО ПКФ "БасС" о назначении на 2007 г. директором Бастракова С.М. , что подтверждено распиской регистрирующего органа (л.д. 27).
В силу п.5 ст.25.3 Закона о регистрации истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается.
Правильно установив юридически значимые по делу обстоятельства, оценив представленные в совокупности доказательства по делу, применив нормы права, подлежащие применению, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у регистрирующего оснований для отказа в государственной регистрации права собственности ООО ПКФ "БасС" на созданный объект капитального строительства непроизводственного назначения вспомогательного использования- здание контрольно- пропускного пункта, площадью 21, 5 кв.м., расположенное по адресу: г.Новосибирск, ул. Мира, 58 в порядке ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ от 21.07.1997г., влекущего нарушение прав заявителя на распоряжение, использование указанного объекта недвижимости и ограничения пользования им права, предоставленного ст. 25.3 Закона о регистрации.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению, по содержащимся в ней доводам, а решение суда первой инстанции отмене - не подлежат.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16 марта 2009 года по делу N А45-1527/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-1527/2009-60/26
Истец: ООО "Производственно-коммерческая фирма "БасС"
Ответчик: УФРС по Новосибирской области
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3921/09