г. Томск |
Дело N 07АП-343/09 |
"13" февраля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: Л.И.Ждановой , Н.А.Усаниной,
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.,
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен).
От третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.11.2008 года
по делу N А27-11409/2008-6 ( судья Дмитриева И.А.)
по заявлению Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области Пыпыриной Н.М.
третье лицо: Администрация Новоподзорновской сельской территории Тяжинского района Кемеровской области
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса, к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области Пыпыриной Н.М. о признании незаконным постановления от 29.08.2008 г. об отказе возбуждении исполнительного производства.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 05.11.2008 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.11.2008 года отменить и принять новый судебный акт по следующим основаниям:
- поскольку глава 24.1 Бюджетного кодекса РФ предусматривает исполнение только судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, постановление от 29.08.2008 г. незаконно.
Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлены.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с частями 1,3,5 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.11.2008 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области вынес 22.04.2008 г. постановление N 20П/11/2008 о назначении административного наказания, которым Администрация Новоподзорновской сельской территории Тяжинского района Кемеровской области (далее - Администрация) подвергнута наказанию в виде наложения административного штрафа по статье 8.41 КоАП РФ в размере 50 000 руб.
Данное постановление поступило в МОСП по ОВИП УФССП по Кемеровской области на исполнение.
29.08.2008г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства (исх. N 32/33-7189).
Полагая, что постановление судебного пристава-исполнителя незаконно, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Кодексом и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" к исполнительным документам относятся, в том числе акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона об исполнительном производстве, пунктом 3 статьи 239 и пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством.
В силу пункта 2, 3 статьи 239 Бюджетного кодекса обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названым Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
В случае, если должнику открыты счета в учреждении Центрального банка РФ или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с ФЗ "Об исполнительном производстве".
Судом установлено, что Департамент не представил с постановлением от 22.04.2008 г. N 20П/11/2008 о назначении административного наказания документов с отметками банка об отсутствии денежных средств на счетах Администрации и документов об отсутствии информации о наличии счетов должника, не выполнив требования пункта 5 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ .
Кроме того, Администрация Новоподзорновской сельской территории не имеет открытых счетов в кредитных организациях. Согласно информации отделения по Тяжинскому району Управления Федерального казначейства по Кемеровской области у должника открыт лицевой счет N 03925006012.
В силу положений статей 70, 71 Закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлен порядок обращения взыскания на денежные средства должника, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях, а также на иное имущество должника.
Между тем, указанный порядок не предусматривает обращение взыскания платежей в бюджетную систему Российской Федерации на лицевые счета, открытые бюджетным учреждениям в органах Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 7 и 9 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, используют бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством. Эти учреждения обеспечивают исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных им соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 254 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение вправе распоряжаться средствами, зачисленными на его лицевой счет, только в том размере, который отражен на лицевом счете бюджетного учреждения.
Пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Положениями пункта 1 статьи 298 Гражданского кодекса РФ предусмотpено, что учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. Указанной статьей регламентируется порядок исполнения судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели.
Нормами статей 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены полномочия органов Федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений.
Вышеуказанными нормами предусмотрено, что исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета.
В рассматриваемом деле правоотношения сторон возникли вследствие неисполнения судебного акта по денежному обязательству муниципального бюджетного учреждения и регулируются статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
В частности, согласно пункту 1 названной статьи исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Исполнительный лист, предусматривающий обращение взыскания на бюджетные средства по денежным обязательствам бюджетных учреждений, может быть принят судебным приставом-исполнителем к исполнению только лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств соответствующего бюджета в течение установленного трехмесячного срока.
Судом первой инстанции установлено, что взыскателем или судом (по просьбе взыскателя) в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета исполнительный документ не направлялся.
При рассмотрения данного спора Суд первой инстанции правомерно руководствовался разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 г. N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" в соответствии с которыми при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется к судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов, соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, в связи с чем, в силу пункта 8 статьи 31 Закона N 229-ФЗ постановление Департамента, вынесенное в отношении бюджетных учреждений, является исполнительным документом, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению службой судебных приставов, вследствие чего судебный пристав-исполнитель правомерно отказал в возбуждении исполнительного производства на основании постановления от 22.04.2008 г. N 20П/11/2008.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативных правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, при рассмотрении дел данной категории, необходимо проверить соответствие оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также установить факт нарушения данным бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 199, 329 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявитель при оспаривании решений, действий, бездействия судебного пристава-исполнителя должен обосновать какие его права и законные интересы нарушены.
Судом обоснованно не установлено нарушений прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя от 29.08.2008 г. об отказе возбуждении исполнительного производства требованиям действующего законодательства об исполнительном производстве является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.11.2008 года по делу
N А27-11409/2008-6 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11409/08-6
Истец: Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области Пыпырина Н.М.
Третье лицо: Администрация Новоподзорновской сельской территории Тяжинского района
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-343/09