г. Томск |
Дело N 07АП-4357/09 |
09 июля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2009 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Музыкантовой М. Х., Солодилова А. В.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Ждановой Л. И.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от ответчиков: без участия (извещены)
от третьего лица: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 17 апреля 2009 года по делу N А27-2007/2009-6 (судья Мраморная Т. А.)
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области, г. Кемерово
к Обществу с ограниченной ответственностью "Зенит", г. Кемерово
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области, г. Новосибирск
третье лицо: учредитель Общества с ограниченной ответственностью "Зенит" Уварова Ольга Павловна, г. Новосибирск
о признании недействительной государственной регистрации ООО "Зенит" при создании путем реорганизации, произведенное по решению N 1471А от 09.07.2008 года,
УСТАНОВИЛ
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к ООО "Зенит" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области (далее по тексту - регистрирующий орган) о признании недействительной государственной регистрации ООО "Зенит" при создании путем реорганизации, произведенной по решению регистрирующего органа N 1471А от 09.07.2008 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен учредитель ООО "Зенит" Уварова Ольга Павловна.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.04.2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.04.2009 года отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, так как государственная регистрация ООО "Зенит" является незаконной, поскольку заявление и учредительные документы, представленные обществом для государственной регистрации содержат ложные сведения о месте нахождения юридического лица. При этом, представление обществом недостоверных сведений о местонахождении организации нарушает права неограниченного круга лиц на получение достоверной информации о юридическом лице, а также нарушает права государства в лице налогового органа, связанные с осуществлением налогового контроля в отношении налогоплательщика, установленные ст. 31, 82, 83 Налогового кодекса РФ, в том числе, по взыскиванию числящейся за организацией задолженности перед бюджетом РФ.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
ООО "Зенит", МИФНС России N 15 по Новосибирской области, Уварова О. П. отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.04.2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.03.2008 года решениями N 2 единственного участника ООО "ЛайтСиб", единственного участника ООО "Регионсервис", единственного участника ООО "Даймонд-Телеком", единственного участника ООО "СКАТ-2000", протоколом N 3 общего собрания участников ООО "КамСан" приняты решения о слиянии указанных организаций и образовании нового юридического лица - ООО "Зенит".
Протоколом N 3 от 26.03.2008 года общего совместного собрания участников ООО "ЛайтСиб", ООО "Регионсервис", ООО "Даймонд-Телеком", ООО "СКАТ-2000", ООО "КамСан" принято решение о государственной регистрации ООО "Зенит".
Согласно пункта 1.6. Устава ООО "Зенит" указано местонахождение общества: 660099, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Карболитовская, д. 1.
Единственным участником и единоличным исполнительным органом - директором общества является Уварова Ольга Павловна, которой 02.07.2008 года в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области подано заявление (форма N Р12001) о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, с указанием адреса постоянно действующего исполнительного органа: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Карболитовская, 1.
09.07.2008 года Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области, г. Новосибирск на основании представленных документов принято решение N 1471 А о государственной регистрации юридического лица ООО "Зенит" при создании путем реорганизации в форме слияния, Регистрирующим органом внесена запись об образовании юридического лица - ООО "Зенит", за основным регистрационным номером (ОГРН) 1085475004427. Регистрационное дело ООО "Зенит", юридическим адресом которого значится: г. Кемерово, ул. Карболитовская, 1 передано в ИФНС России по г. Кемерово Кемеровской области.
В ходе проведения контрольных мероприятий должностными лицами заявителя установлено, что общество по адресу, указанному в учредительных документах не находиться и никогда не находилось. Указанные обстоятельства, по мнению ИФНС России по г. Кемерово Кемеровской области подтверждаются протоколом осмотра от 13.11.2008 года по адресу местонахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах.
Посчитав государственную регистрацию общества осуществленной на основании документов, содержащих недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных налоговым органом требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у регистрирующего органа правовых оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица; не доказанности заявителем отсутствия общества на момент государственной регистрации по указанному в учредительных документах адресу, а также не доказанности того, что оспариваемое решение возлагает на кого-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления гражданами, организациями и иными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, или иным образом нарушает чьи-либо права и законные интересы.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными и (или) органами местного самоуправления;
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины;
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с п.п. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
При этом согласно п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, установленных данным Законом.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22-1 настоящего Федерального закона. Указанный перечень является исчерпывающим.
Как установлено материалами дела и не оспаривается сторонами, Уварова О. П. в регистрирующий орган для государственной регистрации создания юридического лица - ООО "Зенит" путем реорганизации в виде слияния представлен полный пакет документов, предусмотренных п. 1 ст. 14 указанного выше Закона, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации.
Таким образом, оспариваемое решение МИФНС России N 15 по Новосибирской области от 09.07.2008 года N 1471А о государственной регистрации ООО "Зенит" при создании путем реорганизации в форме слияния соответствует положениям Федерального закона N 129-ФЗ.
При этом, представление полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона о регистрации, не предполагает обязанности налогового органа произвести соответствующие действия по регистрации в случае установления им (налоговым органом) недостоверности изложенных в представленных документах сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, по следующим обстоятельствам.
Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 8 Закона N 129-ФЗ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что в государственный реестр юридических лиц вносятся сведения об адресе (местонахождении) организации и по этому адресу (местонахождению) осуществляется связь с юридическим лицом. Пунктом 4 этой же статьи установлено, что записи вносятся в реестр на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В соответствии с п. 3 ст. 84 Налогового кодекса РФ изменения в сведениях об организациях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации на основании сведений содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 года).
Статьей 25 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, за представление недостоверных сведений.
Следовательно, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой названного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается положениями ст. 4, 17, 25 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 3, 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Из материалов дела следует, что согласно заявлению о государственной регистрации юридического лица, местом нахождения ООО "Зенит" определено: г. г. Кемерово, ул. Карболитовская, 1.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности (протокол осмотра здания от 13.11.2008 года (т. 1 л.д. 78), свидетельство о государственной регистрации права на здание заводоуправления (лит А), по адресу: г. Кемерово, ул. Карболитовская, 1), суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о не представлении налоговым органом достаточных доказательств, свидетельствующих об отсутствии ООО "Зенит" по указанному адресу на момент регистрации юридического лица, то есть 09.07.2008 года.
Так, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 13.11.2008 года не содержит сведений об осмотренных помещениях в здании, расположенном по ул. Карболитовская, 1, в г. Кемерово, их количестве, что в них находиться, об осмотренных документах (если таковые осматривались), их видах и реквизитах. Иных доказательств в нарушение ст. 65 АПК РФ заявителем не представлено.
В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о не заключении ООО "Зенит" в проверяемый период договоров аренды (субаренды) помещений с собственником здания (ООО "Энерго-химическая компания") по ул. Карболитовская, 1, в г. Кемерово.
Кроме того, протокол осмотра от 13.11.2008 года составлен со слов лица, личность которого, а также служебное положение, не подтверждены каким-либо документами.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ИФНС России по г. Кемерово Кемеровской области требований в связи с недоказанностью представления ООО "Зенит" на государственную регистрацию юридического лица документов, содержащих недостоверные сведения.
При этом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ). Кроме того, по мнению арбитражного суда, недостоверные сведения о местонахождении юридического лица не нарушают права неограниченного круга лиц на получение достоверной информации о юридическом лице, а также права государства в лице налогового органа, связанные с осуществлением налогового контроля
Суд апелляционной инстанции считает, что право налогового органа на предъявление иска о признании государственной регистрации недействительной по причине предоставления недостоверных сведений не зависит от права на предъявление в суд требования в порядке ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ. При этом, ни Закон N 129-ФЗ, ни Закон Российской Федерации N 943-1 от 21.02.1991 "О налоговых органах в Российской Федерации" не устанавливают очередность действий налоговых органов при установлении факта внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений.
Однако указанные ошибочные выводы суда первой инстанции не положены в основу обжалуемого решения, не повлияли по существу на законность принято решения и не является основаниями для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 апреля 2009 года по делу N А27-2007/2009-6 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Л. И. Жданова |
Судьи |
М. Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-2007/2009-6
Истец: ИФНС России по г. Кемерово Кемеровской обл.
Ответчик: ООО "Зенит"
Третье лицо: Уварова О П, МРИ N15 по Новосибирской обл., Лукьянов М А
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4357/09