г. Томск |
Дело N 07АП-3659/09 |
18 июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2009 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Шатохиной Е.Г. ,
при ведении протокола судебного заседания судьей Бородулиной И.И.
при участии:
от заявителя: Лысых М.А. по доверенности от 23.10.2007г. (на 3 г.)
от заинтересованного лица: Тарасов И.Г. по доверенности от 26.01.2009г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области
на Решение Арбитражного суда Томской области
от 06 апреля 2009 года по делу N А67-1245/09 (судья Захаров О.В.)
по заявлению ОАО "Томскнефть" ВНК"
к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области
об оспаривании постановления N 18-01 от 06.02.200г. о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Томскнефть" ВНК (далее по тексту ОАО "Томскнефть" ВНК, Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления N 18-01 от 06.02.2009г. о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ , вынесенного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее Департамент).
Решением Арбитражного суда Томской области от 06.04.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить, как вынесенное с неправильным применением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в том числе по следующим основаниям:
- факт того, что в результате аварии (некатегорийного отказа) на нефтесборном коллекторе "врезка куста 30-врезка куста 37" Игольско-Талового нефтяного месторождения загрязнению нефтепродуктами подверглось именно болото, подтвержден выпиской таксационных характеристик из материалов лесоустройства 2007 г., выкипировкой из плана лесонасаждений, на которой указано место расположения некатегорийного отказа, произошедшего 24.10.2008г., которым судом первой инстанции оценка не дана;
- в соответствии со ст. 5 Водного Кодекса РФ болота (как прочие водные объекты - реки, ручьи, озера, пруды) являются поверхностными водными объектами, независимо от того, внесены они в государственный реестр; в связи с чем доводы суда о том, что из-за отсутствия в государственном водном реестре информации о болотах нельзя сделать вывод о нахождении болота на рассматриваемой территории, считаем необоснованным.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям в ней изложенным и настаивал ее удовлетворении.
Общество, его представитель доводы апелляционной жалобы не признали по основаниям, изложенным в поданном заявлении в суд первой инстанции, пояснениях данных в суде первой инстанции; отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ не представило.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, считает решение Арбитражного суда Томской области от 06.04.2009г. подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения , устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает , имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности , а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверяя законность и обоснованность постановления административного органа от 06.02.2008г. суд первой инстанции исходил из несоблюдения им процедуры сбора и исследования доказательств в части отбора проб загрязнений водного объекта; нарушения процессуальных норм, не доказанности вины ОАО "Томскнефть" ВНК в совершении вмененного правонарушения; не представления доказательств того, что Обществом при эксплуатации нефтегазопроводных систем были допущены загрязнения именно таких водных объектов как болот, что является нарушением требований ст. 26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В соответствии со ст.ст. 25, 36 Водного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации относится осуществление регионального государственного контроля и надзора за использование и охраной водных объектов.
В силу Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, утверждено Постановлением Губернатора Томской области от 23.11.2007г. N 153, Департамент является органом исполнительной власти Томской области, осуществляющим региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.
На основании приказа N 127 от 01.10.2008г. государственным инспектором Русляковым С.И. в ноябре 2008 г. проведены плановые рейды на подведомственной территории Каргасокского района, на территории Игольско-Талового нефтяного месторождения ОАО "Томскнефтть" ВНК в процессе которых 01.11.2008г. на территории нефтяного коллектора "врезка куста 30- врезка куста 37" Игольско-Талового нефтяного месторождения ОАО "Томскнефть" ВНК обнаружен факт загрязнения болота.
01.11.2008г. были отобраны пробы загрязненной торфяной почвы , переданные на исследование в Томскую СИГГЭКи А ОГУ "Облкомприроды" для проведения экспертизы.
25.11.2008г. из Томской СИГЭКиА и ОГУ "Облкомприроды" получены протоколы анализа почвы от 13.11.2008г. N N 210-213 и экспертное заключение от 20.11.2008г. N 55 о результатах исследования проб, которыми установлено: в пробе N 210 обнаружены загрязняющие вещества - нефтепродукты, превышение содержания нефтепродуктов в сравнении с фоновой пробой составило в 462 раза; в пробе N 211 обнаружены загрязняющие вещества - нефтепродукты, превышение нефтепродуктов в сравнении с фоновой пробой составило в 160 раз.
По выявленному факту определением N 18-13 от 25.11.2008г. возбуждено административное дело, и назначено административное расследование.
В ходе административного расследования установлено, что 24.10.2008г. на нефтесборном коллекторе "врезка куста 30- врезка куста 37" (1500 м. от АГЗУ врезки куста 30) Игольско-Талового нефтяного месторождения ОАО "Томскнефть" ВНК произошла авария со сбросом нефти, общая площадь разлива нефти составила 100 кв.м. (письма ОАО "Томкнефть" ВНК от 27.10.2008г. N 02-273/1-2707), фактическая площадь разлива составила 400 кв.м. (протокол отбора проб от 23.12.2008г. N 18013).
19.12.2008г. письмом N 18-08/100 генеральный директор ОАО "Томскнефть" ВНК Пальцев В.А. был извещен о том, что 23 и 24 декабря 2008 г. состоится повторный отбор проб с загрязненного участка предложением участия представителя ОАО "Томскнефть" ВНК .
23.12.2008г. совместно с представителем Общества Градусовым Г.А. (доверенность от 22.12.2008г. N 281/08) состоялся отбор проб болотной торфяной почвы с загрязненного участка (протокол отбора проб почвы от 23.12.2008г. N 18-13).
В целях исследования проб почвы, 24.12.2008г. назначена экспертиза, проведение которой поручено Томской СИГЭКиА ОГУ "Облкомприрода" (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.510342.)
По результатам исследования и экспертного заключения: протокол анализа почвы от 11.01.2009г. N N 250-253, заключение от 16.01.2009г. N 1 о результатах исследования проб, установлено, что в пробе N 250 обнаружены загрязняющие вещества нефтепродукты превышение содержания нефтепродуктов в сравнении с фоновой пробой (проба N 252) составило в 570 раз, в пробе N 251 обнаружены загрязняющие вещества - нефтепродукты, превышение содержания нефтепродуктов в сравнении с фоновой пробой (проба N 253) в 146 раз.
Таким образом, по результатам оценки загрязнения торфяных почв путем сравнения с фоном (естественным состоянием) выявлен факт загрязнения водного объекта (болота) нефтепродуктами.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, наступает административная ответственность в виде штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Пункт 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации определяет водный объект как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации болота относятся к поверхностным водным объектам.
В силу пункта 1 статьи 57 Водного Кодекса РФ загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими веществами запрещается.
В соответствии с п. 10.3.15 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений при разработке нефтяных месторождений должны выполняться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предотвращение загрязнения поверхностных вод нефтепродуктами. Данные мероприятия включают, в том числе использование герметизированной системы промыслового транспорта.
Согласно п. 10.13 Регламента составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождения РД 153-39-007-96, (утвержден Минтопэнерго РФ 23.09.1996г.), герметизированная система отбора, подготовки, транспорта нефти - это такая система, которая исключает попадание нефти в воду.
Пунктом 12.35 РД 39-132-94 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов при эксплуатации нефтепроводов надлежит разрабатывать комплекс мероприятий (в т.ч. сооружение обваловки трубопроводов) в местах, где аварийный выброс нефти может привести к загрязнению природных вод (наземных, подземных, водоемов всех типов). Обвалование места загрязнения направлено на предотвращение распространения нефти на окружающие территории, и, следовательно, на предотвращение загрязнения поверхностных вод нефтепродуктами.
Аварии на водных объектах, связанные с разливами нефти и других вредных веществ, ликвидируются в соответствии с разработанными на этот случай стратегией и планами действий. Таким планом действий, на основании Постановления Правительства от 15.04.2002г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ", является План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, в котором описываются основные действия при возникновении аварийных разливов нефти.
В соответствии с данным документом у ОАО "Томснефть" ВНК для каждого месторождения разработан план, одним из обязательных видов работ при локализации и ликвидации последствий аварийного разлива на болоте является возведение обвалования или установка боновых заграждений аварийного разлива нефти.
При обследовании загрязненного участка 01.11.2008г. установлено, что обвалование аварийного разлива нефти возведено частично, в связи с чем, сточными водами загрязнению подверглась более значительная территория водного объекта (болота).
Обстоятельства того, что в результате аварии на нефтесборном коллекторе "врезка куста 30- врезка куста 37" Игольско-Талового нефтяного месторождения загрязнению нефтепродуктами подверглось именно болото, то есть поверхностный водный объект, подтверждается сведениями филиала Васюганского лесничества ОГУ "Томское управление лесами": выпиской таксационных характеристик из материалов лесоустройства 2007 г. (л.д.133, т.1), выкипировкой из плана лесонасаждений, на которой указано место расположения некатегорийного отказа, произошедшего 24 октября 2008 г., из которых следует, что некатегорийный отказ (авария) в месте расположения в выделе 14 квартала 574 урочища Черталинское, является верховым сфагновым болотом мощностью торфа (торфяного слоя) в 1 метр (л.д. 134 т.1).
По данным ОАО "Томскнефть" ВНК площадь разлива нефти 24.10.2008г., на Игольско-Таловом нефтяном месторождении составила 100 кв.м. (л.д.121,122 , т.1), при обследовании загрязненного участка 01.11.2008г. площадь загрязнения увеличилась со 100 кв.м. до 400 кв.м., указанные обстоятельства Обществом не опровергнуты, факт разлива нефти не оспаривается, принадлежность участка нефтяного месторождения, по которому проходит нефтяной трубопровод ОАО "Томскнефть" ВНК, заявителем не оспаривается.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о не установлении административным органом факта нарушения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водный объект- в данном случае болото, не установления площади загрязнения не соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела; наступление вредных последствий в виде загрязнения, засорения и (или) истощения водного объекта, площадь загрязненного объекта, в данном случае, для квалификация деяния по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ не имеет правового значения, поскольку ответственность наступает за нарушение требований к охране водного объекта , которое может повлечь их загрязнение, в том числе , диспозиция ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ распространяется и на будущее возникновение определенных негативных последствий от несоблюдения требований к охране водного объекта; факт того, что участок загрязнен Обществом, заявителем не оспаривается; анализом отобранных проб болотной торфяной почвы и результатами оценки загрязнения торфяных почв путем сравнения с фоном (естественным состоянием) подтверждено загрязнение болота нефтепродуктами; доказательств того, что ОАО "Томскнефть" ВНК приняты надлежащие меры по соблюдению требований к охране водных объектов (использование герметизированной системы промыслового транспорта), Обществом не представлено.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные , на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств , вещественными доказательствами .
Взятие проб, назначение экспертизы, произведенных административным органом в рамках возбужденного дела об административном правонарушении соответствует требованиям ст.ст. 26.4, 26.5, 27.10 КоАП РФ: вынесено определение о назначении экспертизы, с содержанием которого и поставленными перед экспертами вопросами ознакомлен представитель ОАО "Томскнефть" ВНК Градусов Г.А. и не принесших никаких возражений (л.д. 126, т.1); пробы отобраны в присутствии понятых с участием представителя ОАО "Томскнефть" ВНК Градусова Г.А., протокол от 23.12.2008г. содержит указание на место отбора проб, дату и время отбора проб, место отбора проб также зафиксировано на обзорной схеме (л.д. 124,125, т.1) , в связи с чем, вывод суда первой инстанции о нарушении порядка отбора проб со ссылкой на Инструкцию по идентификации источника загрязнения водного объекта нефтью (приказ Минприроды N 241 от 02.08.1994г.), не представления доказательств отбора проб, несостоятельны; ст.26.5 КоАП РФ не предусматривает обязанности административного органа по отбору нескольких проб в течение какого-либо периода времени, пробы, отобранные до возбуждения дела об административном правонарушении явились одним из оснований для возбуждения дела об административном правонарушении.
То обстоятельство, что, по мнению, ОАО "Томснефть" ВНК пробы непосредственно воды не отбирались, а болота не могут быть отнесены к водным объектам, не свидетельствует об отсутствии в действиях ОАО "Томскнефть" ВНК события и состава вмененного правонарушения, исходя из следующего.
В силу ст. 5 Водного Кодекса РФ поверхностные воды состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Для болот береговая линия (граница водного объекта) определяется по границе залежи торфа на нулевой глубине.
Земельным Кодексом РФ ст.102 определена категория земель водного фонда, к которым относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах.
Таким образом, земли, покрытые водными объектами, являются составной и неотъемлемой частью водных объектов, в связи с чем, торф (торфяные почвы) являются составной частью болот как поверхностных вод, наличие загрязнения слоя торфяной почвы, как составной части болота, свидетельствует и о загрязнении самого болота как водного объекта.
Факт аварийного разлива нефти на нефтесборном коллекторе "врезка куста 30- врезка куста 37" Игольско-Талового нефтяного месторождения, площади разлива, назначения и вида территории, на которой и произошел некатегорийный отказ (авария) в составе земель лесного фонда, предоставленных ОАО "Томскнефть" ВНК на основании договора аренды участков лесного фонда, Обществом не оспаривается, указанное, а равно отсутствие информации в государственном водном реестре о болоте, не означает, исключение болота из состава водного объекта, к которому болото относится в силу прямого указания ст. 5 Водного Кодекса Российской Федерации.
При этом, причинение либо не причинение вреда водному объекту - болоту , сам по себе не является квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, по данной части наступает ответственность за сам факт нарушения требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение.
Выводы о недоказанности административным органом виновного совершения ОАО "Томскнефть" ВНК вмененного состава административного правонарушения основаны лишь на нарушении Департаментом процедуры сбора и исследования доказательств, нарушены процессуальные нормы, в связи с чем суд посчитал, что вина Общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ не доказана (стр. 25 решения, абзац 1).
Вместе с тем, судом в решении не указано какие процессуальные нормы при процедуре отбора проб, применительно к положениям КоАП РФ, поскольку отбор проб производился в рамках возбужденного административного производства, не дана оценка взятию проб как доказательства в силу главы 26 КоАП РФ в совокупности с иными доказательствами добытыми административным органом; не мотивирован факт отсутствия вины в действиях ОАО "Томскнефть" ВНК в соответствии со ст.ст. 1.5 , 2.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ вина юридического лица поставлена в зависимость от имеющейся у него возможности для соблюдения правил и норм , за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ОАО "Томскнефть" ВНК были приняты все зависящие от него меры для предотвращения нарушения требований к охране водных объектов, возведению на всей площади аварийного разлива нефти обвалования места аварии, проведения мероприятий по ликвидации разлива нефти и не допущения загрязнения нефтью более значительной территории, в материалы дела не представлено, что не может расцениваться как отсутствие вины в действиях Общества.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 26.01.2009г. составлен в отсутствии законного представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола (письмо Департамента от 21.01.2009г. N 18-14/10-09 с отметкой в получении ОАО "Томскнефть" ВНК 22.01.2009г. (л.д.136.т.1)), письмом от 29.01.2009г. за N 18-14/19-09 протокол направлен для ознакомления с одновременным извещением о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по протоколу N 18-09 от 26.01.2009г. (л.д.85, т.1); при рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал представитель ОАО "Томскнефть" ВНК Филатов Е.А.) доверенность N 039/09 от 05.02.2009г. (л.д. 79, т.1), в связи с отказом от получения Постановление N 18-01 от 06.02.2009г. направлено Департаментом посредством факсимильной связи (л.д.86, т.1).
Таким образом, административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении были обеспечены надлежащие процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 270 АПК РФ несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции с принятием по делу нового судебного акта в порядке ч. 3 ст. 211 АПК РФ об отказе в удовлетворении требований ОАО "Томскнефть" ВНК о признании незаконным постановления N 18-01 от 06.02.2009г.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Томской области от 06 апреля 2009 года по делу N А67-1245/09 отменить.
В удовлетворении требований ОАО "Томскнефть" ВНК о признании незаконным и отмене постановления Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Томской области N 18-01 от 06.02.2009г. о назначении административного наказания по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-1245/09
Истец: ОАО "Томскнефть" ВНК
Ответчик: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3659/09