г. Томск |
Дело N 07АП- 5095/08 |
12 сентября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2008 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Музыкантовой М.Х., Прозорова В.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.
при участии: от заявителя: без участия ; от ответчика: Гарбулина Е.А., доверенность от 23.06.2008 г., Перевозчикова Т.В., доверенность от 01.06.2008 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.07.2008 года
по делу N А27-5536/2008-2 (судья Мишина И.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кем Ойл"
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области
о признании незаконным действий должностных лиц
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Кем Ойл", п. Урск Гурьевского района (далее - ООО "ТД Кем Ойл") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области, г. Гурьевск о признании незаконным бездействия должностных лиц налогового органа, выразившихся в не возврате подлинников документов за период с 2004 по 2006г.г., переданных по описи переданных папок с оригиналами документов от 04.05.2007, реестру приема/передачи документов от 09.07.2007, описи документов и предметов от 09.07.2007 N 2 (редакция требований уточнена на основании статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.07.2008 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, Инспекция обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- несоответствием выводов суда обстоятельствам дела: представленные обществом в ходе проверки, а также изъятые при производстве выемки оригиналы первичных документов были возвращены директору ООО "ТД Кем Ойл" Лугинину А.Л. 27.03.2008.; по реестру приема-передачи документов от 09.07.2007 налогоплательщиком в инспекцию были представлены не подлинники, а копии документов, а представленные по описи от 04.05.2007 документы представляют собой распечатки из программы 1С; факт возврата документов подтверждается показаниями свидетелей: нарушения прав и законных интересов налогоплательщика нет.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы и настаивали на её удовлетворении.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу возражал против апелляционной жалобы, указав, что основания, на которые ссылается Инспекция, судом изучались и были отклонены.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей Инспекции, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.07.2008г. не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС N 4 по Кемеровской области проведена выездная налоговая проверка ООО "ТД Кем Ойл" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на добавленную стоимость и налога на прибыль за период с 1.01.2004 по 31.12.2006. Проверка начата 20.04.2007, окончена 28.01.2008 (решение о поведении выездной налоговой проверки от 20.04.2007 N 8, справка о проведении проверки от 28.01.2008, акт проверки от 28.03.2008 N 6/963ДСП).
В целях проведения проверки на основании статьи 93 НК РФ в адрес Налогоплательщика было направлено требование от 20.04.2007 N 16 о предоставлении документов (информации) за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, а именно: первичных Документов бухгалтерского учета, регистров налогового учета, главных книг, журналов -ордеров, ведомостей аналитического и синтетического учета и др., договоров, смет, кассовых книг, книг продаж и книг покупок, авансовых отчетов, приказов, других документов.
Во исполнение данного требования общество по описи переданных папок с оригиналами документов от 04.05.2007 представило в инспекцию следующие документы за 2004-2006г.г.: Внешторгбанк 3 кв. 2004, ЗАО "Гута-банк" июнь 2004, Гута-банк апрель 2004, Кузбассугольбанк 2003-2004, Внешторгбанк 4 кв. 2004, Папка N 4/1 счета-фактуры полученные, векселя 2004, папка N 9, Гута-банк 4 кв. 2004, Гута-банк 1 кв. 2004, Гута-банк 3 кв. 2004, Гута-банк май 2004, папка N 6/1, 62 сч. 2004 книга продаж, сч. 60,76 книга покупок 2004, 51 сч. 3 кв. 2005, сч. 50, 70, 71 2004, сч. 51 4 кв. 2005, сч. 511-2 кв. 2005, сч. 60, 62, 76, 58 переработка 2005, бухгалтерская отчетность 1 кв. 2006, бухгалтерская отчетность 2 кв. 2006, бухгалтерская отчетность 3 кв. 2006, бухгалтерская отчетность 4 кв. 2006, регистры н.у. за 2006, "Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2006 г." и "Положение об учетной политике для целей налогового учета на 2006 г., документы по заработной плате, годовой отчет в ПФР за 2005, 2006г.г., главная книга 2006 г.
Кроме того, 09.07.2007 по реестру приема/передачи документов ДСП обществом были представлены карточка счета N 20 за 2004-2005г.г., журнал полученных счетов-фактур, журнал учета выставленных счетов-фактур, журнал-ордер N 62 за 2006 г., журнал-ордер N 60 за 2006 г., книга покупок, продаж за 2006 г., налоговые декларации по НДС за I - IV 2004 г.
09.07.2007 в рамках проведения налоговой проверки сотрудниками налогового органа произведена выемка документов и предметов у ООО "ТД Кем Ойл", в ходе которой были изъяты договоры - 80 листов, журналы - ордера, главная книга, счета-фактуры, книга покупок и продаж за 2005 год - 1 папка, журналы - ордера, главная книга за 2004 год - 1 папка (протокол N 2 выемки предметов и документов от 09.07.2007, опись N 2 документов и предметов, изъятых у общества).
После окончания выездной налоговой проверки и составления по ее результатам акта от 28.03.2008 N 6/963ДСП общество обратилось в инспекцию с требованием о возврате подлинников документов, переданных по описи переданных папок с оригиналами документов от 04.05.2007, реестру приема/передачи документов от 9.07.2007, описи документов и предметов от 09.07.2007 N 2 (письмо за исх. N 31). Инспекцией документы возвращены не были.
В силу пункта 1 статьи 23 НК РФ (в действующей в спорный период редакции федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ), налогоплательщики, в частности, обязаны: вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и борах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подпункты 3, 4, 6).
Согласно пункту 12 статьи 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.
В соответствии пунктами 1 - 3 статьи 93 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Согласно пункту 14 статьи 89 НК РФ при наличии у должностных лиц, осуществляющих выездную налоговую проверку, достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.
Таким образом, из содержания указанных норм усматривается, что в ходе выездной налоговой проверки налогоплательщика налоговый орган вправе истребовать у проверяемого лица документы, необходимые для осуществления налогового контроля, а налогоплательщик, в свою очередь, обязан представить соответствующие документы (при их наличии) в виде надлежащим образом заверенных копий.
Вместе с тем, в действующем законодательстве о налогах и сборах отсутствует норма, запрещающая налогоплательщикам представлять истребуемые документы в подлинниках, а налоговому органу - принимать соответствующие документы.
Тем не менее, с учетом требований статьи 93 НК РФ о предоставлении проверяемым лицом в налоговый орган истребуемых документов в копиях, в случае представления налогоплательщиком в добровольном порядке оригиналов первичных документов, налоговым органом должны быть приняты меры к получению от заявителя заверенных копий соответствующих документов, а подлинники указанных документов при отсутствии установленных действующим законодательством о налогах и сборах оснований для их удержания и наличия волеизъявления налогоплательщика на их возврат должны быть возвращены последнему.
Из материалов дела, в том числе из содержания описи переданных папок с оригиналами документов от 04.05.2007 усматривается и не отрицается представителями инспекции, что в ответ на требование от 20.04.2007 N 16 ООО "ТД Кем Ойл" представило документы за 2004-2006г.г.: Внешторгбанк 3 кв. 2004, ЗАО "Гута-банк" июнь 2004, Гута-банк апрель 2004, Кузбассугольбанк 2003-2004, Внешторгбанк 4 кв. 2004, Папка N 4/1 счета-фактуры полученные, векселя 2004, папка N 9, Гута-банк 4 кв. 2004, Гута-банк 1 кв. 2004, Гута-банк 3 кв. 2004, Гута-банк май 2004, папка N 6/1, 62 сч. 2004 рига продаж, сч. 60,76 книга покупок 2004, 51 сч. 3 кв. 2005, сч. 50, 70, 71 2004, сч. 51 4 р. 2005, сч. 511-2 кв. 2005, сч. 60, 62, 76, 58 переработка 2005, бухгалтерская отчетность 1 кв. 2006, бухгалтерская отчетность 2 кв. 2006, бухгалтерская отчетность 3 кв. 2006, бухгалтерская отчетность 4кв. 2006, регистры за 2006, "Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2006 г." и "Положение об учетной политике для целей налогового учета на 2006 г., документы по заработной плате, годовой отчет в ПФР за 2005, 2006г.г., главная книга 2006 г. Документы налоговым органом были приняты.
09.07.2007 по реестру приема-передачи документов ДСП обществом во исполнение требования от 20.04.2007 N 16 также были представлены и приняты налоговым органом следующие документы: карточка счета N 20 за 2004-2005г.г., журнал полученных счетов-фактур, журнал учета выставленных счетов-фактур, журнал-ордер N 62 за 2006 г., журнал-ордер N 60 за 2006 г., книга покупок, продаж за 2006 г., налоговые декларации по НДС за I - IV 2004 г. (экземпляры налогоплательщика с отметками о получении ИФНС по г. Кемерово, на учете в которой общество состояло в указанный период).
Судом первой инстанции обоснованно не приняты доводы представителей инспекции о том, что указанные документы представлялись налогоплательщиком в копиях, поскольку из буквального содержания реестра приема-передачи документов ДСП от 09.07.2007 усматривается, что спорные документы были представлены заявителем в подлинном (оригиналах) виде, а также о том, что представленные по описи от 04.05.2007 и реестру приема-передачи от 09 .07.2007 книги продаж и покупок за 2004 год, документы по счетам бухгалтерского учета, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, журналы ордера по счетам 60, 62, книга покупок и книга продаж представляют собой распечатки из программы 1С, а не оригиналы первичных бухгалтерских документов.
Из наименования и содержания описи переданных папок с оригиналами документов от 04.05.2007 и реестра приема-передачи документов ДСП от 09.07.2007 данное обстоятельство не усматривается.
Доказательств, соответствующих требованиям ст. 68, 69 АПК РФ, налоговым органом не представлено.
В нарушение требований части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено инспекцией в ходе судебного разбирательства и доказательств наличия у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что представленные заявителем в добровольном порядке по описи переданных папок с оригиналами документов от 04.05.2007 и реестру приема-передачи документов ДСП от 09.07.2007 документы могли быть обществом уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
В силу статьи 94 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса и настоящей статьей. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.
В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
Как следует из материалов дела, 09.07.2007 в рамках проведения налоговой проверки сотрудниками налогового органа произведена выемка документов и предметов у ООО "ТД Кем Ойл", в ходе которой были изъяты договоры - 80 листов, журналы -ордера, главная книга, счета-фактуры, книга покупок и продаж за 2005 год - 1 папка, журналы - ордера, главная книга за 2004 год - 1 папка (протокол N 2 выемки предметов и документов от 09.07.2007, опись N 2 документов и предметов, изъятых у общества). Законность действий налогового органа по проведению выемки и порядку ее проведения заявителем не оспаривалась.
В соответствии с пунктом 14 Инструкции о порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан, утвержденной письмом Министерства финансов РСФСР от 26.07.1991 N 16/176 и действующей в спорный период, изъятые документы передаются на хранение в Государственную налоговую инспекцию и хранятся в спецчасти до принятия решения руководителем Государственной налоговой инспекции их осмотре, проверке и исследовании.
При отсутствии злоупотреблений изъятые документы возвращаются предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам с росписью в получении документов или казной корреспонденцией по почте.
В случаях обнаружения злоупотреблений, для проведения бухгалтерской или специальной экспертизы, изъятые документы у предприятий, учреждений, организаций и граждан по решению руководителей Государственной налоговой инспекции передаются в следственные органы, о возврате документов решение принимают следственные органы, а также сообщается письменно Государственной налоговой инспекции и руководителям предприятий, учреждений, организаций и гражданам.
Налоговым кодексом РФ, Инструкцией не установлен специальный срок, по истечении которого изъятые в ходе выемки подлинники документов при отсутствии злоупотреблений, должны быть возвращены налогоплательщику. Соответственно, при изъятии и удержании подлинников документов в указанном случае налоговые органы руководствуются только общим сроком проведения выездной проверки.
В ходе судебного разбирательства инспекция не представила суду доказательств того, что после окончания выездной налоговой проверки в отношении общества имела место необходимость удерживать подлинные документы налогоплательщика, либо что изъятые документы переданы в следственные органы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для удержания налоговым органом документов налогоплательщика.
Довод налогового органа, об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя, также правильно не принят судом первой инстанции.
Так, из материалов дела, в том числе - акта проверки от 28.03.2008 N 6/963ДСП усматривается и не отрицается налоговым органом, что выездная налоговая проверка проводилась по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты ООО "ТД Кем Ойл" налога на добавленную стоимость и налога на прибыль за период с 01.01.2004 по 31.12.2006. В целях проведения данной проверки у налогоплательщика были истребованы и представлены последним, а также изъяты спорные документы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ (в редакции, действовавшей в (спорный период) налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную к уплате, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат, в частности, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, (признаваемых объектами налогообложения, а также товаров, приобретаемых для перепродажи (пункт 2 статьи 171 Кодекса).
Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты, установленные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 171 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров работ. услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
Названные положения Кодекса позволяют сделать следующий вывод: обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), имущественных прав, поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при Делении итоговой суммы налога на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В целях главы 25 НК РФ для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с данной главой.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность подтверждать правомерность отнесения в состав расходов при исчислении налога на прибыль тех или иных затрат первичными бухгалтерскими документами в силу действующего законодательства о налогах и сборах также лежит на налогоплательщике.
Таким образом, при невозвращении налоговым органом соответствующих документов налогоплательщику после проведения налоговой проверки у последнего отсутствует возможность при несогласии с выводами проверяющих документально подтвердить правильность исчисления налогов (в том числе - правильность определения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и правильность отнесения в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль затрат общества в проверяемый период) и обоснованность своих возражений.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 08 июля 2008 года по делу N А27-5536/2008-2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области государственную пошлину в размере 1 000 рублей в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
В.А. Журавлева. |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5536/2008-2
Истец: ООО "Торговый Дом "Кем Ойл"
Ответчик: МИФНС России N4 по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5095/08